Страницы

воскресенье, 30 апреля 2023 г.

Минздрав РФ нарастит число военно-учебных центров в медицинских вузах в четыре раза.


Минздрав РФ намерен с 2024 года увеличить число военных учебных центров в медицинских вузах сразу в четыре раза. 

В них будут обучать студентов по программам подготовки кадровых офицеров и офицеров запаса. 

Минздрав заявил, что с 2024 года обучать офицеров запаса по военно-учетным медицинским специальностям «показали готовность» еще 13 подведомственных вузов, сообщил «Коммерсантъ». 

Сейчас военно-учебные центры (ВУЦ, аналог военных кафедр) есть только в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова, Ростовском и Тихоокеанском (г.Владивосток) медуниверситетах. 

До 2019 года система военной подготовки студентов гражданских вузов велась в двух форматах: военные кафедры и военные учебные центры. 

В первом случае студент после окончания вуза становился рядовым, сержантом или офицером запаса. 

Служить в действующей армии после этого не требовалось. 

После обучения в военных учебных центрах выпускники вузов становились офицерами и были обязаны отслужить три года на офицерской должности в соответствии с полученной военно-учетной специальностью (ВУС). 

После вступления в силу поправок к закону «О воинской обязанности и военной службе» подготовка как офицеров, так и рядовых запаса стала осуществляться только в военных учебных центрах. 

Пересмотреть военную подготовку медиков власти решили на фоне специальной военной операции. 

Первый замглавы Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова сказала министру здравоохранения Михаилу Мурашко, что должны быть реализованы меры, «направленные на усиление военно-медицинской составляющей образования будущих военных медицинских специалистов». 

В разгар частичной мобилизации с просьбой оперативно пересмотреть «военно-учетные специальности медиков в зависимости от их гражданской специализации» в Минобороны обращался и депутат Сергей Леонов. 

Он рассказал о многочисленных вопросах врачей, связанных с тем, что их ВУС в военном билете не соответствуют квалификации или трудовой деятельности. 

Похожие данные показал опрос «Справочник врача»: только у трети российских медработников военно-учетная специальность соответствует полученному медицинскому образованию, и только половина (54%) гражданских врачей готовы к оказанию медпомощи в военных условиях. 

Возвращение военных кафедр поддержали 79% опрошенных. 

При этом 62,5% из тех, кто не поддержал возвращение военных кафедр, заявили, что они не позволят гражданским врачам развить необходимый уровень знаний. 

Еще 37,5% предложили в качестве альтернативы проводить курсы по военно-полевой хирургии и другие аналогичные курсы.

Только 54% гражданских врачей готовы к оказанию медицинской помощи в условиях боевых действий немедленно.


Только у трети российских медработников военно-учетная специальность соответствует полученному медицинскому образованию. 

Устранять пробел в знаниях по оказанию помощи в условиях боевых действий предлагается возвращением в вузы военных кафедр

К оказанию медицинской помощи при боевых действиях готовы 54% гражданских врачей, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на опрос платформы поддержки принятия врачебных решений «Справочник врача». 

Еще 38% опрошенных считают, что смогут оказывать такую помощь после курсов специальной подготовки. 

В исследовании приняли участие 2034 врача-специалиста, опрос проводился с 13 по 18 января 2023 года. 

Военная кафедра в вузе была у 58% опрошенных. 

Только 7% считают, что медицинское образование позволяет работать в любых условиях.

При этом у 38,5% опрошенных медработников воинская должность и военно-учетная специальность (ВУС) совпадают с полученным медицинским образованием. 

Еще 36% врачей имеют военную специальность среднего или младшего медперсонала, у 8% ВУС не связана с медициной. 

Возвращение военных кафедр в медицинские вузы поддержали 79% опрошенных. 

Из них 79% заявили, что гражданские врачи должны уметь оказывать помощь в любых ситуациях. 

При этом 62,5% из тех, кто не поддержал возвращение военных кафедр, заявили, что они не позволят гражданским врачам развить необходимый уровень знаний. 

Еще 37,5% предложили в качестве альтернативы проводить курсы по военно-полевой хирургии и другие аналогичные курсы.

Разработаны новые клинические рекомендации "Посттравматическое стрессовое расстройство" (F43.1, возрастная группа: взрослые)


Профессиональное сообщество разработало новые клинические рекомендации "Посттравматическое стрессовое расстройство" (кодирование по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем: F43.1, возрастная группа: взрослые) по оказанию помощи при ПТСР. 

Разработчик клинических рекомендаций - Российское общество психиатров, Межрегиональное общество физической и реабилитационной медицины. 

Документ одобрен Научно-практическим советом Минздрава 27 февраля 2023 года (40 - за, против-3, воздержалось - 3). 

Оглавление. 

Список сокращений. 

Термины и определения. 

1. Краткая информация по заболеванию или состоянию (группе заболеваний или состояний) 

1.1 Определение заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний).

1.2 Этиология и патогенез заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний).

1.3 Эпидемиология заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний). 

1.4 Особенности кодирования заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. 

1.5 Классификация заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний). 

1.6 Клиническая картина заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний).

2. Диагностика заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний), медицинские показания и противопоказания к применению методов диагностики. 

2.1 Жалобы и анамнез. 

2.2 Физикальное обследование. 

2.3 Лабораторные диагностические исследования. 

2.4 Инструментальные диагностические исследования. 

2.5. Иные диагностические исследования. 

3. Лечение, включая медикаментозную и немедикаментозную терапии, диетотерапию, обезболивание, медицинские показания и противопоказания к применению методов лечения. 

3.1 Комплексная терапия. 

3.2. Психофармакотерапия. 

3.3. Психотерапия. 

4. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, медицинские показания и противопоказания к применению методов реабилитации, в том числе основанных на использовании природных лечебных факторов. 

5. Профилактика и диспансерное наблюдение, медицинские показания и противопоказания к применению методов профилактики. 

6. Организация оказания медицинской помощи.

7. Дополнительная информация (в том числе факторы, влияющие на исход заболевания или состояния). 

Критерии оценки качества медицинской помощи. 

Список литературы. 

Приложение А1. Состав рабочей группы по разработке и пересмотру клинических рекомендаций. 

Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций.

Приложение А3. Справочные материалы, включая соответствие показаний к применению и противопоказаний, способов применения и доз лекарственных препаратов, инструкции по применению лекарственного препарата.

Приложение Б. Алгоритмы действий врача.

Приложение В. Информация для пациента.

Приложение Г1-Г11. Шкалы оценки, вопросники и другие оценочные инструменты состояния пациента с ПТСР. 

Приложение Г1. Опросник на скрининг ПТСР. 

Приложение Г2. Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinicaladministered PTSD Scale - CAPS). 

Приложение Г3. Структурированное клиническое диагностическое интервью (СКИД) – Structured Clinical Interview for DSM (SCID), Davidson, Smith, Kudler). 

Приложение Г4. Шкала оценки влияния травматического события (Impact of Event Scale-R – IES-R). 

Приложение Г5. Миссисипская шкала посттравматического стрессового расстройства (англ. Mississippi Scale). 

Приложение Г6. Шкала оценки интенсивности боевого опыта (Т. Кин) (Combat Exposure Scale – CES) (T.M. Keane, J.A. Fairbank, J.M. Caddell, R.T. Zimmering, K.L.Taylor, C.A. Mora). 

Приложение Г7. Шкала оценки выраженности психофизиологической реакции на стресс. 

Приложение Г8. Опросник перитравматической диссоциации. 

Приложение Г9. Шкала диссоциации (ШД) (англ. Dissociative Experience Scale — DES). 

Приложение Г10. Шкала Безнадежности Бека (Beck Hopelessness Scale, BHS). 

Приложение Г11. Опросник для оценки терапевтической динамики ПТСР. 

По данным НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, эпидемиологические данные о заболеваемости ПТСР составляют от 2,6% от общего числа обследуемого населения до 73—92% в группах риска (жители областей, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, военных конфликтов). 

Психическая травма приводит к развитию ПТСР примерно в 25—35% случаев. 

До 60% людей, переживших травматические ситуации, продолжают страдать от значительных симптомов ПТСР через год после травмы. 

Предполагается, что в целом в популяции приблизительно 7—10% лиц имеют симптомы ПТСР. 

У военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, распространенность ПТСР составляет от 3 до 11%. 

При этом у раненых военнослужащих психические расстройства пограничного уровня развиваются минимум в 30% случаев, а удельный вес ПТСР составляет от 14 до 17%.

В Минздраве создали рабочую группу по организации помощи пациентам с ПТСР.


Российское здравоохранение готовится к росту количества пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством. 

Минздрав предпринимает шаги по расширению доступности помощи по данному направлению.

В Минздраве России создана рабочая группа по организации оказания медпомощи при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР). 

Ее возглавил глава ведомства Михаил Мурашко, сообщил зам. министра здравоохранения Олег Салагай на заседании комиссии Государственного совета по направлению «Социальная политика», передает ТАСС. 

Основная задача группы — координация усилий органов власти и специализированных учреждений, оказывающих психологическую помощь гражданам, выработка и объединение методологических подходов для этого. 

Салагай напомнил, что Минздрав издал приказ, устанавливающий новый порядок оказания медпомощи при психических расстройствах (приказ № 668н от 14.10.2022).

Документ предусматривает, в частности, создание в профильных учреждениях кабинетов медико-психологического консультирования для пациентов, в том числе с ПТСР, и их родственников. 

Был подготовлен комплекс мероприятий для регионов по повышению доступности помощи по данному направлению. 

По его словам, профессиональное сообщество разработало новые клинические рекомендации по оказанию помощи при ПТСР. 

Документ был одобрен Научно-практическим советом Минздрава 27 февраля. 

По данным НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, эпидемиологические данные о заболеваемости ПТСР заметно варьируют в зависимости от различных факторов: 

характера психотравмы, пола, возраста обследуемых групп, социально-культурных особенностей – и составляют от 2,6% от общего числа обследуемого населения до 73—92% в группах риска (жители областей, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, военных конфликтов). 

Психическая травма приводит к развитию ПТСР примерно в 25—35% случаев. 

До 60% людей, переживших травматические ситуации, продолжают страдать от значительных симптомов ПТСР через год после травмы. 

Предполагается, что в целом в популяции приблизительно 7—10% лиц имеют симптомы ПТСР. 

У военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, распространенность ПТСР составляет от 3 до 11%. 

При этом у раненых военнослужащих психические расстройства пограничного уровня развиваются минимум в 30% случаев, а удельный вес ПТСР составляет от 14 до 17%. 

В декабре 2022 года Мурашко назвал развитие психологической помощи важнейшим направлением работы Минздрава. 

По его данным, за последний год ведомство разработало больше 20 документов, направленных на улучшение психолого-психиатрической службы. 

Обратить особое внимание на это направление потребовал президент Владимир Путин.

Тогда же Минздрав изменил порядок наблюдения за людьми с хроническими психическими расстройствами: в документе прописали обязанность психиатра сотрудничать с полицией для «предупреждения общественно опасных действий». 

Осенью также стало известно, что Минздрав рассматривает создание федерального регистра людей с тяжелыми психическими расстройствами, которые могут быть потенциально опасны для общества. 

Подробней -      

Основные подходы к организации медицинской помощи лицам с ПТСР.


Организация оказания медицинской помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством: методические рекомендации (выписка).

Раздел. Основные подходы к организации медицинской помощи лицам с ПТСР. 

В Российской Федерации в настоящее время лечение ПТСР относится к компетенции учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь. 

При организации оказания медицинской помощи лицам с ПТСР следует учитывать, что приказами Минздрава России утверждены: 

1) стандарт первичной медико-санитарной помощи при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах, посттравматическом стрессовом расстройстве в амбулаторных условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета) (приказ от 20.12.2012 № 1223н); 

2) стандарт специализированной медицинской помощи при невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройствах, посттравматическом стрессовом расстройстве (приказ от 20.12.2012 № 1234н). 

Организацию помощи пациентам с ПТСР целесообразно основывать на следующих принципах: 

раннее выявление стресс-ассоциированных расстройств; 

доступность психолого-психиатрической помощи; 

комплексность в оказании медико-психологической помощи; 

полипрофессиональный подход в оказании помощи; 

ориентация на личностные ресурсы пациента; 

сопровождение на всех этапах лечения и реабилитации; 

поддержка семьи и общества. 

С целью организации оказания медицинской помощи на территории субъектов Российской Федерации необходимо реализовать набор последовательных мер (мероприятий). 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендуется исходить из необходимости активного раннего выявления пациентов с признаками ПТСР, для чего реализовать следующие меры (рис.2): 


1) обеспечить функционирование в регионе «горячей линии», предоставляющей сведения по вопросам организации оказания медицинской помощи при ПТСР; 

в том числе онлайн экспресс-тестирования ПТСР

2) осуществлять информирование населения о клинических проявлениях ПТСР, функционировании указанной «горячей линии», а также особенностях организации в регионе оказания медицинской помощи пациентам с ПТСР; 

3) организовать подготовку медицинских работников медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по вопросам диагностики и лечения ПТСР; 

4) обеспечить организацию оказания пациентам с ПТСР или его признаками медицинской помощи, прежде всего, в амбулаторных условиях посредством: 

определения кабинетов (кабинет врача-психиатра и (или) психотерапевтический кабинет и (или) кабинет медико-психологической помощи), входящих в состав многопрофильных медицинских организаций, оказывающих указанную помощь; 

развития в структуре многопрофильных медицинских организаций психологических служб, осуществляющих деятельность под организационно-методическим руководством медицинской организации, оказывающей психиатрическую и психотерапевтическую помощь населению субъекта Российской Федерации; 

организации выездных форм работы специалистов медицинской организации, оказывающей психиатрическую и психотерапевтическую помощь населению субъекта Российской Федерации; 

5) определить маршрутизацию пациентов с ПТСР или его признаками с целью оказания им медицинской помощи в условиях, соответствующих тяжести психического состояния (рис. 3). 


Ключевым компонентом организации межведомственного взаимодействия и маршрутизации пациентов с признаками ПТСР является создание «горячей линии» (Call-центра) субъекта РФ, выполняющего следующие задачи: 

размещение в региональных СМИ, и интернет-ресурсах информационных материалов о признаках стресс-ассоциированных расстройств, порядке и возможности обращения за медико-психологической помощью (Приложение 3); 

обеспечение медицинских и социальных учреждении методическими рекомендациями и наглядными пособиями (плакаты, постеры, брошюры); 

информирование специалистов военкоматов, социальных служб и силовых структур о порядке получения медико-психологической помощи (см. Приложение 3); 


взаимодействие с религиозными и общественными организациями; 

первичное консультирование обратившихся граждан о признаках стресс-ассоциированных психических нарушений; 

запись к специалисту для определения уровня психических нарушений (врачу-психиатру, врачу-психотерапевту или клиническому психологу); 

маршрутизация пациентов на этапе лечения (в зависимости от уровня психических нарушений) к медицинскому психологу общесоматической сети, психиатру/психотерапевту амбулаторного или стационарного звена психиатрической службы; 

маршрутизация пациентов на этапе медико-социальной реабилитации и психопрофилактики; 

учет случаев обращений и подготовка отчетных материалов. 

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководителям медицинских организаций общемедицинской сети (территориальные поликлиники, офисы врачей общей практики, ФАПы, ЦРБ, многопрофильные стационары) важно 

оперативно организовать проведение образовательных мероприятий (лекции, вебинары, циклы повышения квалификации) с привлечением профильных специалистов (преподавателей профильных кафедр медицинских вузов, профильных НМИЦ), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, 

по вопросам раннего выявления и оказания медицинской помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством для специалистов первичной медицинской сети (участковых терапевтов, педиатров, неврологов, врачей общей практики, фельдшеров и других врачей-интернистов). 

По указанию Министерства здравоохранения Российской Федерации, национальные медицинские исследовательские центры – ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» и ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России – 

осуществляют методическое руководство деятельностью медицинских организаций, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, находящихся на территории курируемых субъектов Российской Федерации, по вопросу организации оказания помощи лицам с ПТСР.

Источник:

Организация оказания медицинской помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством: методические рекомендации / Н.В. Семенова, А.Ю. Гончаренко, С.В. Ляшковская, М.Ю. Попов, В.К. Шамрей, Е.С. Курасов, А.А. Марченко, Н.Г. Незнанов. – СПб., НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева 2022.  

Организации-разработчики: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России; ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Минобороны России.

Будущие психологи - студенты ТГМУ (г.Владивосток) стали лауреатами Всероссийской просветительской акции.


Будущие клинические психологи - студенты Тихоокеанского государственного медицинского университета (г.Владивосток) стали лауреатами Всероссийской просветительской акции "Полезное ВИДЕО". 

Как информирует Александр Караяни - председатель правления межрегиональной общественной организации «Открытое общественное объединение российских психологов СоДействие, подведены итоги Всероссийской просветительской акции "Полезное ВИДЕО". 

"Дорогие друзья! 

К Дню Победы подводим итоги нашей акции «Полезное видео». 

Она была нацелена на вовлечение профессорско-преподавательского состава вузов, практических психологов, студентов-психологов в работу по созданию полезных видеофильмов для психологической работы с различными категориями людей. 

За прошедшие полгода участниками акции было создано, переведено, обработано 5 видеофильмов: 

«Первая психологическая помощь»; 

«Рекомендации командирам подразделения при оказании помощи военнослужащему в состоянии ступора в ходе выполнения боевой задачи»; 

«Рекомендации командирам подразделения при оказании помощи военнослужащему в состоянии апатии в ходе выполнения боевой задачи»; 

«Первая психологическая помощь»; 

«Будь рядом». 

Члены творческих коллективов, участвовавших в работе над видеофильмами, признаны лауреатами акции «Полезное видео». 

Среди них: 

Белкина Алия Ильгаровна 

Игнатюшина Мария Андреевна 

Какаулина Кристина Алексеевна 

Лигеза Анна Сергеевна 

Мандрыкина Лидия Викторовна 

Писецкая Тамара Андреевна 

Симайкин Александр Константинович 

Тимошенко Светлана Владимировна 

Урявина Мария Юрьевна 

Хан Валерия Александровна 

Все они награждаются дипломом открытой общественной организации российских психологов СоДействие." 

"Наши замечательные студенты, к сожалению уже выпускники", - прокомментировал новость доцент, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета кандидат психологических наук Руслан Кадыров. 

Кафедра общепсихологических дисциплин ТГМУ является учебно-научным подразделением факультета общественного здоровья университета и реализует образовательный процесс по дисциплинам, закрепленным за кафедрой.

Психологическая помощь участникам специальной военной операции (СВО) и их семьям.


"ПЛЕЧОМ к ПЛЕЧУ" - это социально-ориентированный благотворительный проект, межрегиональная инициатива психологов и специалистов разных направлений психотерапии и помогающих практик. 

Специалисты сообщества специализируются на работе с травмой и посттравматическим синдромом (ПТСР), оказывают поддержку в социально-психологической адаптации. 

Оказывают психологическую помощь: участникам специальной военной операции и их семьям; беженцам и переселенцам; волонтерам с территорий боевых действий; людям, проживающим на территориях, где ведутся боевые действия. 

Цель проекта - помочь участникам специальной военной операции в психологической реабилитации и адаптации к мирной жизни, поддержать их родных и близких.

Психологическая помощь оказывается в индивидуальном и групповом форматах.

Сообщество "ПЛЕЧОМ к ПЛЕЧУ" ВКонтакте создано 25 ноября 2022 года. 

Важной деятельностью в реализации Проекта является: 

привлечение специалистов из различных регионов РФ; из разных Школ, направлений психологии и психотерапии; своевременная поддержка коллег в Профессиональном Сообществе; 

СоДействие в росте профессионального мастерства, компетенций и обмен опытом: онлайн и очные встречи - рефлексивные, интервизорские и проблемно-аналитические группы; индивидуальные и групповые супервизии. 

Завершается работа над сайтом проекта, цель которого - дать возможность людям, ищущим психологическую помощь, найти специалистов; ознакомиться с материалами для чтения, изучения или просмотра по интересующей тематике. 


Создан Telegram-канал - "Психологическая работа с Военной Травмой". 

Если вы хотите принять участие в Проекте и чтобы в списке специалистов были указаны ваши контакты, напишите ВКонтакте Евгении Елецкой свои данные: ФИО, город, в котором вы работаете, образование, специализация, формы приема (очно, онлайн); работаете ли вы индивидуально или с группами, с семьями, с парами и Ваши контакты.

Среди участников проекта:

доцент, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета, генеральный директор Центра клинической и прикладной психологии (г.Владивосток) кандидат психологических наук Руслан Кадыров;

вице-Президент Российского Общества Аналитической Психологи Наталья Павликова;

аналитический психолог Ростовской Ассоциации Аналитической Психологии (РААП) Евгения Елецкая;

практикующий психолог кандидат психологических наук Людмила Петко и другие специалисты.

суббота, 29 апреля 2023 г.

Квалификационные требования к медицинским психологам и логопедам.


У меня растут года, будет и за двадцать...
Кем работать мне тогда, чем заниматься?
Нужные работники — психологи и плотники!  

В логопеды я пойду, пусть меня научат!

Опубликован проект приказа Минздрава России «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием». 

Проект приказа помимо квалификационных требований к специальностям специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием предусматривает квалификационные требования к должностям специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием. 

II. Квалификационные требования к должностям специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием (выписка).

Должность «Медицинский психолог». 

Уровень профессионального образования: 

Высшее образование – специалитет по специальности «Клиническая психология» или «Психология» со специализацией «Клиническая психология». 

Дополнительное профессиональное образование: 

Профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» при наличии высшего образования – специалитет по специальности «Психология служебной деятельности», «Психология» (кроме специализации «Клиническая психология») или бакалавриат и магистратура по специальности «Психология». 

Повышение квалификации в соответствии с направлением профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. 

Должности - Медицинский психолог. 

Должность «Медицинский логопед». 

Уровень профессионального образования: 

Высшее образование по специальности «Специальное (дефектологическое) образование», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Клиническая психология», «Филология», «Биология», «Социология» и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по специальности «Медицинская логопедия». 

 Дополнительное профессиональное образование: 

Повышение квалификации в соответствии с направлением профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. 

Должности - Медицинский логопед.

Должность «Специалист по эргореабилитации (эргоспециалист)».

Уровень профессионального образования: 

Высшее образование – специалитет по специальности «Клиническая психология» и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по специальности «Эргореабилитация (эрготерапия)» 

или Высшее образование – бакалавриат по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психология», «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по специальности «Эргореабилитация (эрготерапия)» 

Дополнительное профессиональное образование: 

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. 

Должности - Специалист по эргореабилитации (эргоспециалист). 

Проект приказа Минздрава России:

дополняет требования к уровню профессионального образования по 14 специальностям,

исключает требования к уровню профессионального образования по 5 специальностям,

дополняет требования к перечню специальностей для профессиональной переподготовки 50 специальностям, 

исключает из ряда специальностей профессиональную переподготовку при наличии некоторых специальностей, 

исключает наименования должностей по 4 специальностям. 

В настоящее время действует приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». 

Издание приказа Минздрава России «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Планируется, что новые Квалификационные требования вступят в силу с 1 сентября 2023 года и будут действовать шесть лет. 

В декабре 2022 года правительство разрешило врачам других специальностей работать хирургами, анестезиологами-реаниматологами и травматологами-ортопедами после прохождения курсов профпереподготовки продолжительностью от 3,5 до 9 месяцев.

Дефицит врачей в России составляет около 25—26 тыс. человек, среднего медперсонала — около 50 тыс., сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко.

Всероссийская памятная и просветительская акция "Психологи в строю бессмертного полка".


Как информирует председатель правления межрегиональной общественной организации «Открытое общественное объединение российских психологов "СоДействие"» А.Г.Караяни, набирает темпы Всероссийская памятная и просветительская акция "Психологи в строю бессмертного полка". 

Тон задают психологи Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации и Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск Национальной гвардии Российской Федерации. 

Здесь оформлены стенды, отражающие профессиональный подвиг отечественных психологов в годы Великой Отечественной войны, проводятся беседы с обучаемыми о вкладе наших великих предшественников в побуду над фашизмом, организуются тематические выступления курсантов и студентов в ходе учебных занятий.

ПСИХОЛОГИ В СТРОЮ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА. 


Борис Герасимович АНАНЬЕВ (1 [14] августа 1907, Владикавказ, Российская империя — 18 мая 1972, Ленинград, СССР) — советский психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор, академик АПН РСФСР (1955), создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ. 


Александр Романович ЛУРИЯ (3 [16] июля 1902, Казань — 14 августа 1977, Москва) — советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. 

Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР (1947) и АПН СССР (1967). 



Алексей Николаевич ЛЕОНТЬЕВ (5 (18) февраля 1903, Москва, Российская империя — 21 января 1979, Москва, РСФСР, СССР) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. 

Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. 

Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. 

Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почётный член Венгерской АН. 


Крикор Хачатурович КЕКЧЕЕВ (20.03.1893 г.-1948 г.) — российский психофизиолог, специалист в области физиологии и психофизиологии труда. 

Автор концепции внутренних психофизиологических механизмов работоспособности и утомления человека. 

Доктор медицинских наук (1936 г.), профессор (1936 г.), член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1947 г.).


PTSD. Российское здравоохранение готовится к росту количества пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).


Российское здравоохранение готовится к росту количества пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством. 

Минздрав утвердил список вмешательств при проведении реабилитации на дому.

Включены психологическое консультирование и коррекция. 

Минздрав России утвердил Порядок организации медицинской реабилитации на дому. 

В приказе определен порядок предоставления медизделий и их оплаты. 

Ведомство разрешило проводить реабилитацию на дому в случае, если пациент проживает в отдаленном от медучреждения населенном пункте или имеет ограничения в передвижении. 

Как и планировалось в проекте приказа, документ разрешает проводить реабилитацию с помощью телемедицины. 

Из нововведений — Минздрав расширил перечень вмешательств, которые пациент сможет получить при реабилитации на дому. 

Помимо лечебной физкультуры, тонометрии, пульсоксиметрии, лечебного массажа, исследования функций нервной системы, он включает также электромагнитное лечебное воздействие на органы и ткани (воздействие магнитными полями) и лечебную физкультуру, применяемую при заболеваниях определенных органов и систем, включая механотерапию. 

Кроме того, появился пункт «воздействие на сознание и психическую сферу»: это психологическое консультирование, коррекция, а также медико-логопедические процедуры. 


Минздрав последовательно отказывается от проведения реабилитации только в специализированных клиниках. 

В декабре 2022 года ведомство приняло новые правила, согласно которым медучреждения смогут оказывать помощь по этому профилю взрослым пациентам на уже имеющихся мощностях — в кабинетах лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии. 

Одновременно упрощены лицензионные требования к оснащению специализированных отделений медреабилитации, а персоналу разрешено проводить процедуры без прохождения дополнительных курсов повышения квалификации. 

Все эти меры необходимы ведомству, чтобы кратно нарастить доступные объемы реабилитационной помощи раненым в ходе проведения СВО, нуждающимся в реабилитации. 

Ведомство с 2022 года проявляет повышенный интерес к масштабированию психологической и психиатрической помощи. 

Российское здравоохранение готовится к росту количества пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством. 

В Минздраве создана рабочая группа по организации оказания медпомощи пациентам с ПТСР. 

В марте 2023 года ведомство предложило разрешить терапевтам и педиатрам переучиваться на психиатра за пять месяцев.


Ранее сообщалось, что в Минздраве предложили создать службу психолого-психиатрической помощи для участников специальной военной операции (СВО).

PTSD. Структурированное клиническое диагностическое интервью (SCID). Модуль ПТСР.


В мировой психологической практике для диагностики ПТСР разработан и используется комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. 

Основным клинико-психологическим методом выступает структурированное клиническое диагностическое интервью – СКИД (SCID – Structured Clinical Interview for DSM) и клиническая диагностическая шкала (CAPS – Clinical-administered PTSD Scale).

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева рекомендует. 

Структурированное клиническое диагностическое интервью (SCID-Structured Clinical Interview for DSM-II-R). 

Модуль ПТСР. 

SCID был опубликован в 1987 году и с тех пор широко применяется врачами и психологами как в клинической практике, так и в исследовательских целях.

Структурированное клиническое диагностическое интервью (СКИД) включает ряд диагностических модулей (блоков вопросов), обеспечивающих диагностику психических расстройств по критериям DSM-IV (аффективных, психотических, тревожных, вызванных употреблением психоактивных веществ и т.д.). 

Конструкция интервью позволяет работать отдельно с любым модулем, в том числе и с модулем ПТСР. 

В каждом модуле даны четкие инструкции, позволяющие экспериментатору при необходимости перейти к беседе по другому блоку вопросов. 

Так, при диагностически значимых ответах на вопросы, направленные на критерий А – наличия в опыте респондента травматического события, – интервьюер задает вопросы из следующих блоков, позволяющие получить информацию об уровне выраженности симптоматики, относящейся к другим критериям ПТСР. 

Модуль 1. «Посттравматическое стрессовое расстройство». 

Инструкция. 

В беседе задайте пациенту указанные вопросы, обведите ДА или НЕТ. 

Если обведен ответ НЕТ со стрелкой, интервью завершается, констатируется отсутствие.

ВОПРОС 1. 

Участвовали ли Вы, имели отношение или были очевидцем экстремальных травматических событий, которые были бы связаны с серьезными травмами, реальной смертью или угрозой смерти по отношению к Вам или кому-то другому? 

Примеры травматических событий: серьезная авария, сексуальное или физическое насилие, террористический акт, пребывание в заложниках, похищение, ограбление, пожар, обнаружение трупа, неожиданная смерть, война, природные катаклизмы. 

Нет→, Да. 

ВОПРОС 2. 

В течение последнего месяца, переживали ли Вы заново это событие (например, в мыслях, интенсивных воспоминаниях или физических реакциях)? 

Нет→, Да. 

ВОПРОС 3. В течение последнего месяца: 

a). Избегали ли Вы думать об этом событии, избегали ли Вы вещей, напоминающих Вам о нем? 

b). Трудно ли Вам вспоминать о каком-либо важном аспекте произошедшего события? 

c). Снизился ли Ваш интерес к хобби или выполнению социальных обязательств? 

d). Чувствовали ли Вы себя одиноким или оторванным от других? 

e). Заметили ли Вы, что Ваши переживания стали чаще? 

f ). Нет ли у Вас ощущения, что эта травма сократила Вам жизнь? 

ИМЕЕТСЯ ЛИ 3 ИЛИ БОЛЕЕ ОТВЕТОВ ДА НА 3 ВОПРОС? 

Нет→, Да. 


ВОПРОС 4. В последний месяц: 

a). Есть ли у Вас трудности со сном? 

b). Были ли Вы особенно раздражительны, злы или вспыльчивы? 

c). Трудно ли Вам было сконцентрироваться? 

d). Вы были нервным или постоянно напряженным? 

e) Легко ли Вас было испугать? 

ПОЛУЧЕНЫ ЛИ ОТВЕТЫ ДА 2 ИЛИ БОЛЕЕ НА 4 ВОПРОС? 

Нет→, Да. 

ВОПРОС 5. 

На протяжении последнего месяца влияли ли эти проблемы существенно на Ваши рабочие обязанности, социальные обязательства, вызывали ли существенное недомогание? 

Нет→, Да. 

ОТМЕЧЕНО ЛИ 5 ВОПРОС КАК ДА? 

Нет, Да. 

Ответ: “Да” – ПТСР в настоящее время. 

Ответ: “Нет →“ – ПТСР в настоящее время нет.

PTSD. Опросник на скрининг ПТСР

пятница, 28 апреля 2023 г.

PTSD. Опросник на скрининг ПТСР (Trauma Screening Questionnaire, Brewin C. et al., 2002)


Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева рекомендует.

Опросник на скрининг ПТСР – краткий опросник, состоящий из 10 вопросов, отражающих симптомы вторжения и физиологического возбуждения, позволяющий провести скрининг ПТСР. 

Он состоит из 10 вопросов, отражающих симптомы вторжения (интрузии) и физиологического возбуждения, с вариантами ответа да/нет. 

Для положительного ответа, каждый из симптомов должен быть отмечен по крайней мере дважды на прошлой неделе. 


Инструкция: Эта анкета связана с вашими личными реакциями на травматическое событие, которое случилось с вами.

Ниже указаны некоторые реакции, которые иногда возникают у людей после травматического события. 

Пожалуйста, ответьте «Да», если вы испытывали следующие симптомы по крайней мере дважды на прошлой неделе. 

1. Тяжелые мысли или воспоминания о событии приходили мне в голову против моей воли.

2. Мне снились тяжелые сны о том, что со мной случилось. 

3. Я вдруг замечал(а), что действую и чувствую себя так, как будто бы ситуация повторяется снова. 

4. Когда что-то напоминает мне об этом событии, я чувствую себя подавленным.

5. Когда что-то напоминало мне о случившемся, я испытывал(а) неприятные физические ощущения (потливость, сбой дыхания, тошноту, учащение пульса и др.) 

6. У меня нарушен сон (трудности засыпания или частые пробуждения) 

7. Я чувствовал(а) постоянное раздражение и гнев.

8. Мне было сложно сосредоточится.

9. Я стал более осведомлён о потенциальных опасностях для себя и других.

10. Я все время был(а) напряжен(а) и вздрагивал(а), если что-то внезапно пугало меня.

Обработка и интерпретация результатов. 

Если балл, полученный по опроснику, равен или превышает 6, то испытуемого следует отнести к группе риска. 

Опросник зарекомендовал себя как хороший скрининговый инструмент для выявления симптомов ПТСР. 

Однако, для постановки диагноза или верификации симптомов результаты должны быть подтверждены с помощью клинического интервью и дополнительных тестовых методик.

четверг, 27 апреля 2023 г.

В Минздраве предложили создать службу психолого-психиатрической помощи для участников специальной военной операции (СВО).


Вернувшиеся из зоны СВО военнослужащие будут проходить психиатрический скрининг. 

Минздрав разработал систему психиатрического скрининга вернувшихся из зоны СВО военнослужащих: они будут проходить экспресс-тест у психологов на выявление ранних симптомов посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), а в случае их обнаружения будут направляться на лечение к психиатрам. 

В Минздраве предложили создать службу психолого-психиатрической помощи для участников специальной военной операции (СВО) в государственной и муниципальной системах здравоохранения. 

Это следует из отчета ведомства об итогах работы за 2022 год и задачах на 2023-й, с которым ознакомился «МВ», его подлинность подтвердил собеседник, присутствовавший на расширенном заседании коллегии ведомства. 

Специалисты Минздрава считают, что у вернувшихся бойцов «с высокой вероятностью» возникнут «различные варианты состояний психологической дезадаптации, в том числе таких, которые соответствуют критериям невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств». 

По данным НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, у военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, распространенность ПТСР составляет от 3 до 11%. 

При этом у раненых психические расстройства пограничного уровня развиваются минимум в 30% случаев, а удельный вес ПТСР составляет от 14 до 17%. 

Как сообщил Минздрав, на последнем совещании Совета безопасности губернаторам регионов было поручено уже с 1 июня 2023 года открыть психотерапевтические кабинеты, кабинеты медико-психологического консультирования, медико-психологической помощи в амбулаторных условиях, а также психосоматические отделения в многопрофильных больницах, в которых участники СВО смогут получить лечение в рамках программы ОМС. 

Планируется при этом, что первичное взаимодействие ветеранов с психологами должно будет координироваться фондом «Защитники Отечества». 

Систему планируется выстроить следующим образом: медицинский психолог будет проводить «экспресс-диагностику» военнослужащего при помощи патопсихологических методик и опросников. 

При выявлении признаков психических расстройств пациент будет направлен к врачу-психотерапевту или к врачу-психиатру. 

При наличии показаний для психиатрической помощи врач сможет его направить, в том числе, в общепсихиатрическое отделение больницы или в психиатрический дневной стационар. 

Организационно-методическое руководство деятельности службы предлагается обеспечивать Научному центру социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева. 

По предварительным расчетам Минздрава, для обеспечения деятельности службы потребуется дополнительный штат в размере 1,1 тыс. медицинских психологов и 556 врачей-психотерапевтов. 

База для массового психологического консультирования участников СВО уже подготовлена: разработан проект методических рекомендаций «Организация скринингового обследования участников специальной военной операции и членов их семей в целях раннего выявления у них психических расстройств». 

Кроме того, Центр им. Сербского подготовил сразу пять программ повышения квалификации для оказания соответствующей помощи. 

Среди них: 

«Организация психиатрической и психологической помощи при чрезвычайных ситуациях», 

«Медико-психологическая помощь детям, возвращенным из зон боевых действий»,

«Организация психиатрической и наркологической помощи в регионах, пострадавших от чрезвычайных ситуаций», 

«Медико-психологическая помощь при реакциях на тяжелый стресс и нарушениях адаптации», 

«Диагностика психических расстройств». 

Минздрав с 2022 года проявляет повышенный интерес к масштабированию психологической и психиатрической помощи. 

В ведомстве создана рабочая группа по организации оказания медпомощи пациентам с ПТСР, а в марте 2023 года ведомство предложило разрешить терапевтам и педиатрам переучиваться на психиатра за пять месяцев.

ПСИХОЛОГ НА ПЕРЕДОВОЙ.


Заметки украинского психолога из зоны АТО на Донбассе. 

ПСИХОЛОГ НА ПЕРЕДОВОЙ. 

К этой теме я шел давно, никак не решаясь ее затронуть, постоянно чувствуя, что чего-то не хватает. 

Лишь на пятом месяце нахождения в зоне боевых действий (ЗБД), пережив и боле менее осмыслив пассивную фазу «перемирия», активную «Дебальцево» и снова войдя в «перемирие» стало понятно, что цикл завершился и его можно анализировать.

Определенным стимулом и своеобразной жизненной подсказкой стало начало публикации моих «Заметок...» и предложение коллег относительно психологической помощи (за это им отдельное спасибо). 

Стало быть, пришло время отрефлексировать свое положение военного психолога в ЗБД.

Где-то в середине февраля по ТВ на канале «112 Украина» смотрел выступление профессора Князевича о необходимости проведения масштабной психологической работы с украинскими военнослужащими в процессе и после АТО. 

Он сказал, что в стране уже есть около 30 тысяч подготовленных психологов, которые могли бы такую помощь оказывать. 

Т.е., теоретически получается, что к каждому пострадавшему военнослужащему можно приставить персонального психолога. 

Выглядит впечатляюще! 

Но обратимся к реалиям. 

Известно, что наибольшему травмирующему воздействию были подвержены первые добровольческие батальоны и военнослужащие, воевавшие больше на основе чувства патриотизма, нежели эффективного оружия и знания военного дела. 

Среди них, по официальным данным, пострадавших от психологических травм оказалось около 80%. 

Первые результаты психологической помощи, например тем же бойцам, вышедшим из «Иловайского котла», показали, что главным условием ее эффективности является то, чтобы психолог имел личный опыт нахождения «там». 

Это и стало главной целью моего ухода в армию и работы в ЗБД. 

Итак, за четыре месяца пребывания в ЗБД, пройдя как пассивные (перемирие) так и активные (боевые действия) фазы включая достаточно длительный период нахождения непосредственно на передовой, я практически не встретил реально работающих военных психологов. 

Некоторым исключением стал пятидневный визит в один из наших батальонов, только что вышедшего с передовой, двух психологов-волонтеров. 

Наибольший эффект от их работы, который восприняли бойцы — это было то, что они женщины. 

Профессиональная же сторона оказалась мало эффективной. 

Обобщая накопленный опыт, попробую в первом приближении в упрощенной форме сформулировать условия, позволяющие эффективно работать психологу на передовой и во второй линии. 

1. Наличие личного опыта нахождения «там». 

Но здесь важно не увлекаться и не забывать, что вы психолог, а не линейный боец. 

Ваше основное оружие — слово. 

Необходимо четко понимать, что в качестве «трехсотого» или тем паче «двухсотого» психолог никому не нужен. 

И чтобы не стать «безвести пропавшим», необходимо лично для себя понимать и рефлексировать предел своего участия в событиях на передовой. 

(По личному опыту, непосредственно на передовой можно находиться в период режима перемирия, а в период режима активных боевых действий лучше находиться на КП батальона). 

2. Не «убегать от плохой жизни» в зону АТО в поисках новых впечатлений и дешевой рекламы, чтобы затем этим бравировать перед коллегами. 

Но ехать в зону АТО только будучи состоявшейся личностью (в личностном, семейном, профессиональном и др. планах).ЗБР не воспринимает профанов и дилетантов. 

3. Хорошо знать и беспрекословно выполнять правила нахождения на передовой, чтобы не быть там обузой и «белой вороной» — это не только ваше здоровье, но и жизнь. 

4. Иметь личный опыт «одной жизни» с бойцами: дышать одним воздухом, есть из общего котла, спать в палатках и блиндажах, переживать одни события (например ранение или гибель товарищей) и т. п. 

Но при всем этом вы не должны быть «своим парнем (девушкой)», но оставаться для них «другим», способным помочь узнать истину. 

Если психолог женщина, она должна оставаться женщиной и не превращаться в солдафона, даже будучи в военной форме. 

5. Иметь авторитет «нормального человека», способного понять другого человека, какой бы ни была заковыристой его жизненная и психологическая проблема, особенно та, которая проявилась в бою или при обстрелах. 

6. Работать «с чистого листа». 

Стараться не «давить на авторитет», а больше слушать и выходить на личностный контакт. 

Боец должен видеть перед собой достойную личность, способную его понять. 

Уметь «включать душу» в наиболее ответственные и драматические моменты. 

7. Не стараться самому «вещать», но прежде всего выслушать. 

Не пытаться «умничать», а максимально просто и осмысленно помогать искать суть проблемы. 

8. По возможности уходить от контекста «травмы» и «болезни», но формировать смысловые содержания развития здоровой и полноценной личности под влиянием той же «травмы» как нормального последствия критической ситуации (что-то вроде посттравматического роста). 

9. Главным в работе с личностью должен быть развивающий морально-этический (духовный) мотив (защита Родины, близких и родных, отстаивание своего личного и национального достоинства). 

Показать бойцу, что после боя он получил возможность стать лучше (духовно богаче, сильнее смерти, укрепился духом и пр.).

*** 
Главная проблема психологической практики в АТО состоит в том, что взятая за основу традиционная психология, ориентированная на работу с «болезнью», здесь ограничена и неэффективна. 

Поэтому нельзя просто использовать импортные методики, которые созданы в большей мере на основе опыта «захватнических войн». 

Для нас в лучшем случае они могут создать лишь видимость профессиональной работы.

© Александр Ткаченко

Комментарии:

Читая это статью, нравится нам это или нет, а проблемы оказания психологической помощи участникам боевых действий схожи. Вопросы одни и те же - а ответы другие. 

Мы раньше были одно государство, одна армия. 

Нельзя недооценивать уровень подготовки украинских психологов, даже у противоположной стороны есть нужные пути решения. 

Автор четко описал, что происходит. - «главным условием ее эффективности является то, чтобы психолог имел личный опыт нахождения «там»

Мы раньше обсуждали эту тему. 

Даже противоположная сторона говорит, понять надо самому пройти это. 

Разные воины – разные травмы, но возможно объединяет их одно: потеря товарищей; страх смерти (увечья); кризис веры не только в себя, но и в происходящее; недопонимание происходящего вокруг (иногда предательства близких); 

страх плена (нахождение в плену); проявления иногда плохих сторон своего характера (неоправданная бравада, вседозволенность на войне, проявления своего превосходства перед пленными и т.д), 

а потом адаптация к мирной жизни ее нормам (там ты герой, а тут все шло своим чередом); осознание того, что ты должен убивать противника (в мирной жизни это воспоминания об этом).

И многое другое, что происходит: подвиг, человеколюбие, спасение людей (очень часто мы видим, как бойцы со слезами на глазах спасают стариков, детей, животных). 

Происходят изменения ценностей и целей в жизни человека. 

И все это – отрицательное/положительное находится в одном человеке, в одной личности.

Психолог возможно должен осознавать, что военнослужащий, вернувшийся с войны это больше чем личность по учебникам (это целая история), с которой надо разобраться и помочь в дальнейшем человеку жить, сохраняя его физическое здоровье.

Мое мнение, если психолог осознает малую долю того, что я описала и готов терпеливо выслушивать (отсеивать некоторые эмоциональные выпады, приукрашенные истории) и готов пройти долгий путь возвращения человека с войны, он должен понимать какую ответственность берет на себя. 

И снова повторю, в помощи должны участвовать врачи специалисты и клинические психологи, имеющие подготовку и опыт работы в данной области. 

Ирина Терехова

понедельник, 24 апреля 2023 г.

Ударом «Искандера» уничтожены наёмники «Грузинского легиона», истязавшие российских бойцов.

Ударом «Искандера» Армия России уничтожила 60 наёмников «Грузинского легиона», истязавших российских бойцов в Киевской области. 

Подробности сообщил официальный представитель Вооружённых сил РФ генерал-лейтенант Игорь Конашенков. 

«21 апреля оперативно-тактическим ракетным комплексом „Искандер” был нанесен удар по складу вооружения и пункту дислокации иностранных наемников, размещенных в здании библиотеки в Константиновке Донецкой Народной Республики. 

В результате удара уничтожено до 60 боевиков так называемого Грузинского легиона, 15 единиц военной техники, расположенной на прилегающей территории. 

Еще около 20 наемников получили тяжелые ранения. 

Уничтоженные боевики „Грузинского легиона” причастны к зверским истязаниям и убийствам российских военнослужащих под Киевом в марте 2022 года. 

В Минобороны России имеется информация по каждому иностранному наемнику, причастному к убийствам российских военнослужащих. 

Всех их настигнет заслуженное возмездие. 

Боевое крещение. Бой с ёжиком.


Заметки украинского психолога из зоны АТО на Донбассе, 2015 год. 

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ. БОЙ С ЁЖИКОМ. 

Психология первого боя — это известный феномен, который определяет психологическую организацию личности бойца. 

Поведение в первом бою во многом раскрывает человеческую личность и то, насколько она способна выполнять боевую задачу. 

Но бывают и смешные ситуации. 

Вопрос о мыслях и чувствах в первом бою был одним из главных в психологическом тестировании в процессе моих посещений ОБП (опорных боевых пунктов). 

На предложение рассказать о своем первом бое, Коля (командир ОБП) немного подумал, лукаво улыбнулся и ответил, что это был «бой с ежиком». 

Ночью на посту еще необстрелянные молодые бойцы приняли шелест в траве, где ползал ежик, за противника и открыли огонь. 

Напротив оказался другой пост, который тоже открыл огонь в ответ. 

И те и другие приняли друг друга за противника. 

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы Коля адекватно не оценил ситуацию и скомандовал прекратить стрельбу. 

Когда он пошел проверять посты, то на одном из них ребята лежали, вжавшись в землю лицом вниз и намертво вцепившись в траву пальцами рук. 

Совершенно невозмутимым оказался лишь ежик. 

Он спокойно продолжал свое дело, искал в траве поживу. 

Несмотря на бешеный обстрел, ни одна пуля его не задела. 

После этого я еще не раз выслушивал истории о первом бое или обстреле и часто находились такие, кто изо всех сил вжимался в землю или прятался в окопе, стараясь уберечься от пуль или осколков. 

Оказывается, что не так уж сложно спутать обычного ежика с реальным противником и начать войну. 

© Александр Ткаченко

Боевое крещение. Психология взрыва.