Боль в груди и тоска по дому.
О «военных синдромах», как их назвали в прошлом веке, было известно, наверное, с тех пор, как появились армии, войны приобрели более или менее затяжной характер, а в обществе появились зачатки того, что мы называем здравоохранением.
По данным историков, первые медико-санитарные организации в армии появились в Древнем Египте периода Древнего царства, то есть в начале третьего тысячелетия до н. э.
При этом, как считают историки медицины, историческая последовательность развертывания системы здравоохранения была такой: сначала им обеспечили армию, затем государственный аппарат и только потом всех остальных.
Именно по этой причине систематическое изучение причин «военных синдромов» началось сравнительно поздно.
Какой-то процент тронувшихся умом солдат, а также в буквальном смысле валившиеся с ног из-за физического перенапряжения, дефицита отдыха и сна, плохого питания, болезней и неспособные по этим причинам продолжать воевать входили в привычные и неизбежные небоевые потери.
Но при этом они переставали быть солдатами и автоматически переходили в категорию «всех остальных», то есть попадали под крыло гражданского здравоохранения, и если их лечили, то лечили их уже как гражданских лиц от конкретной болезни, не особо вникая в причины ее возникновения.
Только во второй половине XIX века военная медицина предприняла первые попытки понять причины «военных синдромов», чтобы попытаться вернуть солдат в строй, и первым таким синдромом был синдром, названный впоследствии именем доктора Да Косты.
В годы Гражданской войны в США (1861–1865) он работал ассистентом хирурга в Филадельфии, где была развернута главная военно-медицинская база армии южан на 10 тыс. коек, не считая двух десятков гражданских больниц.
Не один Да Коста заметил в потоке раненых и больных солдат с характерным набором физических и психических симптомов.
Они испытывали одышку, сердцебиение, боли в груди, слабость, потливость, диарею, головную боль, головокружение, нарушения сна, не проходящую усталость и тяжелую форму тоски по дому, иногда еще и ортостатическую непереносимость (когда трудно стоять и надо прилечь).
В июне 1863 года коллега Да Косты доктор Генри Хартшорн доложил на заседании филадельфийского врачебного общества об аналогичном синдроме, посчитав его причиной «мышечное истощение сердца» (muscular exhaustion of the heart)
и отметив в своем докладе, что еще раньше его коллега Альфред Стилле уже описывал подобное расстройство как «очень частый симптом среди солдат, возможно, обусловленный межреберной невралгией, но часто, по-видимому, возникающий в состоянии крайнего истощения».
Сам Да Коста считал, что причиной болезни в половине случаев были инфекционные болезни, а в остальных случаях либо сильное переутомление, либо целый комплекс пока не известных ему причин.
Во время войны он лечил своих пациентов опиумом и стрихнином, но главное — отдыхом.
В итоге около 40% солдат, лечившихся у него, вернулись в армию.
Похожий синдром под названием «кардиоваскулярный невроз» был описан в конце 1860-х годов британскими военврачами профессором Маклином и доктором Майерсом у английских солдат.
Они сочли причиной его развития длительную компрессию (сдавливание) грудной клетки солдата ремнями рюкзака и прочей амуниции общим весом в десятки килограмм.
Но так уж получилось, что первый в истории медицины научно описанный «военный синдром» в итоге получил имя доктора Да Косты.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий