Страницы

вторник, 17 ноября 2020 г.

Вспомнить ужасы войны: как психологи работают с ранеными армянскими военнослужащими.


Методы психологов в военных госпиталях иногда остаются непонятными для родственников военных и даже для врачей. Sputnik Армения разбирался в теме. 

В армянских военных госпиталях не только ставят раненых военнослужащих на ноги, но и оказывают психологическую поддержку. 

В интервью Sputnik Армения об этом рассказал доктор психологических наук и профессор Армянского педагогического университета им. Абовяна и Российско-Армянского университета (РАУ) Мелс Мкртумян. 

Психолог рассказал, как на практике проходит работа с военными. 

"С 11 до 15 часов психологам дается время для работы с ранеными военнослужащими. Конечно, в идеале вся работа должна проходить в индивидуальной палате, и никто за час консультаций не должен мешать психологу и военному. 

Но это сейчас невозможно. Зачастую врачи прерывают нашу работу, так как должны обследовать раненого. 

В одной палате лежат несколько военных, так что приходится общаться шепотом", - рассказывает профессор. 

Главная задача психолога - заставить военнослужащего вспомнить и пережить все самые острые моменты войны. 

Звуки военной техники, взрывов, смерть боевого товарища, вечный шум, — военный все должен пережить заново, чтобы суметь психологически избавиться от стресса. 

Такие методы психологов в военных госпиталях иногда остаются непонятными для родственников военных и даже для врачей. 

"Когда родители или врачи видят, что военный плачет или слушает мои вопросы, они могут наброситься, говоря: "Как вы смеете его заставлять вспоминать это?!" 

Однако это очень важно, это необходимо, чтобы он все "это" вспомнил, пережил и смог излечиться. 

У хирургов есть такая фраза: я делаю больно, чтобы вылечить. То же самое относится и к работе психолога", - говорит Мкртумян. 

Из-за общепринятых норм мужчины не позволяют себе чувств, эмоций, слез. 

Профессиональный психолог должен помочь мужчине забыть об этих комплексах, почувствовать себя свободно и выговорить все. 

 "В их рассказах появляются не только эпизоды войны, но и чувство страха за свою жизнь, чувство вины за смерть товарища, недосказанность родителям, много невыговоренных эмоций. 

Чаще всего встречается чувство вины - вот он тут лежит в безопасном госпитале, а его друзья воюют на передовой. 

Или еще больше - он остался жив, а друзья погибли. 

Из-за этого чувства вины многие из них рвутся обратно на фронт", - говорит психолог.

Мелс Мкртумян работал с ранеными военными и в далекие 90-е. Говорит, разница в психологическом состоянии военных - колоссальная. 

"Если в 90-х в основном у военных были стрелковые ранения, сейчас они осколочные и намного масштабнее - по всему телу. 

Так и психологическое состояние военных другое. 

На этой войне есть много 18-летних, 20-летних парней, для которых война - первый масштабный опыт в жизни. Они переживают ее очень сильно. 

У некоторых военных также теряется память, блокируются события. Но это временно. При грамотной работе психолога это проходит", - говорит Мкртумян. 

Группа из 200 психологов и психиатров-волонтеров предоставляет экстренную психологическую помощь не только участникам боевых действий, их семьям, но также другим пострадавшим гражданам. 

Их квалифицированной подготовкой занимаются несколько университетов и центров Армении, включая Российско-Армянский Университет. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий