Страницы

среда, 26 февраля 2020 г.

Авиационный психолог о контроле за психическим состоянием пилотов.


... Мне хотелось бы рассказать более широкому кругу лиц, о том, как устроена система контроля за психическим состоянием пилотов гражданской авиации в нашей стране с целью проанализировать имеющиеся в ней «дыры», если говорить на языке известной модели Дж. Ризона «Швейцарский сыр».

Согласно медицинской статистике, среди тех лиц, кто совершают суицид, 95% находятся в неблагоприятном психическом состоянии: они страдают либо глубокой депрессией, либо шизофренией.

Проанализированы методы, которые применяются в гражданской авиации для выявления депрессии, шизофрении и других отклонений в психике у пилотов.

Для системного рассмотрения данного вопроса целесообразно разделить все неблагоприятные психические состояния, которые могут приводить к неадекватному поведению пилотов в полете, на три группы в зависимости от источника происхождения.

Для выявления каждой из групп состояний проводятся специальные проверки на определенных этапах деятельности летного состава:

1-я группа состояний контролируется психологом региональной приемной комиссии на этапе профессионально-психологического отбора кандидатов в летные училища и невропатологом (в особых случаях — психиатром) при медицинском освидетельствовании кандидатов;

2-я группа состояний контролируется психологом и невропатологом (в особых случаях – психиатром) ВЛЭК при проведении врачебно-летной экспертизы, а также врачом-терапевтом на этапе проведения предполетного медицинского контроля;

3-я группа состояний контролируется только самим пилотом или членами экипажа (другими пилотами и бортпроводниками).

Рассмотрим теперь, какие применяются на сегодняшний день методы диагностики для каждой группы неблагоприятных психических состояний.

Необходимо пояснить, что психологическое обследование обычно включает в себя две категории диагностических методик (тестов). 

Первая категория тестов исследует психические функции, т.е. высшие функции головного мозга: память, восприятие, внимание, мышление, моторику, речь. Такие тесты называют «интеллектуальными» или «когнитивными» (исследующими познавательные процессы).

Вторая категория тестов называется «личностные»: они исследуют особенности поведения и мировоззрения личности. 

Необходимость второй категории тестов обусловлена тем, что не все симптомы опасных психических состояний можно выявить с помощью интеллектуальных тестов, поскольку при определенных заболеваниях более информативными для диагностики оказываются вопросы эмоционального мировосприятия личности.

Это относится, прежде всего, к психическим состояниям 1-й группы, которые обусловлены врожденными психическими заболеваниями. 

Как известно, для шизофрении характерно своеобразное мировосприятие, построенное на собственных законах логики, на том, что кто-то якобы управляет мыслями и действиями человека из вне («приказывающие» голоса), а также на видениях, якобы недоступных другим людям (галлюцинаторные явления) и т.п. 

Эти и другие симптомы невозможно выявить посредством когнитивных тестов, также как невозможно выявить эмоциональную холодность («эмоциональную тупость») шизофреника или склонность к резонерству («пустому мудрствованию»), которые отличают шизофреников от нормальных людей.

Если взять другие психические заболевания, например, психопатию с её склонностью к чрезмерным и даже агрессивным эмоциональным реакциям или паранойю с её фиксированными идеями («идеями-фикс»), 

то здесь тоже гораздо более информативными оказываются личностные тесты в виде вопросников, где дается описание определенных типов поведения и эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях.

Нормальному человеку кажется, что в любом вопроснике можно «выдать себе благоприятную характеристику» и не демонстрировать негативных проявлений своего заболевания. 

Но дело в том, что психически больные люди в отличие от здоровых людей не обладают таким свойством мышления, как критичность – это способность понимать неадекватность (неуместность) своих ответов в той или иной ситуации. 

Поэтому психически больные люди не рефлексирует по поводу того, что они отвечают, наоборот, они стремятся подчеркнуть своеобразие своей личности, т.е. непохожесть её на окружающих. 

В этой связи больные люди охотно рассказывают о своих отклонениях от нормы, и чем более выраженным является заболевание, тем меньше скрываются негативные симптомы.

При проведении профессионально-психологического отбора на летную специальность в гражданской авиации применяется русскоязычный вариант американского теста «MMPI», который позволяет выявить признаки тех или иных психических заболеваний. 

В этом тесте-вопроснике имеется шкала лжи и шкала коррекции, которые позволяют при слишком благоприятном портрете личности несколько снизить её преувеличенные достоинства и приблизить их к реальному уровню. 

Посредством данного теста, имеющего очень длительный опыт эксплуатации психологами, удается забраковать и не допустить к летной профессии лиц с выраженными (клиническими) проявлениями психических заболеваний.

Перейдем теперь ко второй группе неблагоприятных психических состояний. Эти состояния могут отсутствовать на стадии профотбора кандидатов в летные училища, поскольку они появляются позднее, т.е. в процессе жизнедеятельности человека. 

Причиной развития таких неблагоприятных состояний, как депрессия, фобический (тревожный) невроз, стресс (сильное эмоциональное возбуждение), алкогольные или наркотические опьянения — нередко служат жизненные неурядицы. 

Если таких неурядиц в личной и трудовой жизни пилота накапливается слишком много, и они носят длительный характер, то риск появления выше указанных состояний достаточно велик.

Для выявления данной группы состояний хорошо подходят, как личностные, так и когнитивные (интеллектуальные) тесты. 

Психологи давно обратили внимание на то, что при депрессивном состоянии также, как и при тревожном состоянии или стрессовом состоянии заметно ухудшается память. 

Люди в этих состояниях часто жалуются, что им стало труднее запомнить текущую информацию и труднее извлекать необходимые знания из памяти (при этом они не страдают атеросклерозом сосудов мозга). Чем можно объяснить эти явления?

Дело в том, что отличительной чертой депрессии является психическая подавленность: постоянное ощущение грусти, горестной печали, которые приводят к потере жизнерадостности, к тому, что перестают волновать прежние источники радости, развивается равнодушие к всему окружающему, ощущение бесцельности собственной жизни. 

На фоне таких переживаний человек начинает считать, что ему никто не нужен в этом мире, и он никому не нужен, а это, в свою очередь, порождает мысли о бессмысленности дальнейшего существования и желание уйти из жизни (мысли о суициде). 

А как известно, эмоциональное безразличие снижает мотивацию на выполнение любой интеллектуальной деятельности, поэтому депрессивный пилот не может заставить свой мозг работать, как положено (ему просто «ничего не идет в голову»): он не может быстро складывать цифры и удерживать их в памяти. 

По этой причине пилот, у которого развивается состояние депрессии, плохо выполняет тесты на диагностику кратковременной памяти (по крайней мере хуже, чем он делал это ранее). 

Таким образом, первые признаки депрессии можно заподозрить по результатам теста на память, а также по другим когнитивным тестам, где требуется быстрая интеллектуальная и двигательная реакция. 

Вместо этого в работе наблюдаются вялость, безразличие и неправильные ответы.

Продолжение следует.

http://www.shpls.org/rights/medicine/742/view/

О контроле за психическим состоянием пилотов. Продолжение.

Психолог о возможности суицида пилота в полёте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий