В данной публикации анализируются психологические аспекты безопасности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД), а так же основные методы, направленные на повышение их личной безопасности.
Каждая профессия предъявляет к индивидуальным психологическим качествам человека свои определенные требования, при этом чем сложнее и ответственное профессиональная деятельность, тем большую роль в успешности ее выполнения играют индивидуальные психологические особенности.
Более того существуют ряд профессий, связанных с работой человека в экстремальных условиях. Успешное выполнение деятельности в такой профессии вообще невозможно без соответствия требованиям профессиональной безопасности.
Одной из задач психологии безопасности является способствование тому, чтобы сама профессиональная деятельность была эффективнее и безопаснее, могла доставлять больше радости.
Обратимся к профессиональной безопасности сотрудников органов правопорядка.
Личную профессиональную безопасность можно представить в виде системы мер (правовые, специальные защитные, тактические, педагогические и психологические), которые позволят обеспечивать сохранение жизни, физического и психического здоровья сотрудников органов правопорядка при условии поддержания высокого уровня эффективности профессиональных действий.
В системе МВД задача по обеспечению безопасности сотрудников органов внутренних дел и их близких возложена на отделы организации государственной защиты (ООГЗ) Оперативно — розыскных частей собственной безопасности.
Основу личной безопасности, о чем свидетельствует приказ МВД России «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе МВД России», составляет достаточный уровень профессиональной подготовленности полицейских, который предполагает:
• овладение безопасными методами деятельности;
• сформированность личностной установки на выживание;
• наличие психологических качеств, дающих возможность адекватной оценки обстановки, принятия грамотных решений и умения не терять самообладания в опасных ситуациях.
Основными задачами психологии обеспечения профессиональной безопасности деятельности сотрудников полиции выступают следующие:
• разработка методов психодиагностики лиц, имеющих предрасположенность к несчастным случаям в экстремальных ситуациях деятельности;
• исследование психологических причин несчастных случаев и особенностей поведения потерпевших, составление обобщенного психовиктимологического портрета и создание частной теории поведения жертвы;
• разработка психологических методов обеспечения личной безопасности сотрудников органов правопорядка в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей;
• психологическое обоснование методов воспитания безопасного поведения и содержания профессионально-психологической подготовки к деятельности в опасных условиях;
• разработка методики психологической экспертизы причин несчастных случаев;
• психокоррекционная работа и оказание психологической помощи полицейским, пережившим опасность.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОГИБШИХ.
Для рассмотрения психологии безопасности профессиональной деятельности сотрудников полиции зарубежными и отечественными исследованиями психологии безопасности деятельности полиции составлен обобщенный психологический портрет погибших полицейских.
Основные параметры подобного портрета составляет:
• наличие недостаточных личностных предпосылок для адекватного исполнения служебных обязанностей.
Сюда можно отнести отсутствие у таких людей нужных физических качеств, недостаточная профессиональная подготовленность, наличие неблагоприятного психического состояния, переутомления и т.д.
• неиспользование либо неправильное использование средств личной безопасности (бронежилета, сферы и т. д.);
• наличие нарушений установленных правил, в особенности это касается арестов, задержаний, обыска, конфликтов с задержанными и т.д.
• переоценивание собственных возможностей при общении с другими людьми, при оценке их знании и возможностей;
• игнорирование по отношению к прикрытию, если имеется возможность его иметь;
• доверчивость, притупление бдительности (ставки исключительно на хорошее в людях);
• применения силы исключительно в качестве последней возможности, это приводит в силовом реагировании к запаздыванию;
• неумение предвидения опасности;
• в ситуации опасности — неверные действия («открывает спину» преступникам, не торопится в движениях, не проводил маскировку, не искал укрытий, самоуверенно себя вел и т.д.);
• в ситуации опасности производил неверные решения и применял неудачную тактику действий;
• наличие необоснованного риска.
УСТАНОВКА НА ВЫЖИВАНИЕ.
Обратимся к приемам формирования у сотрудника полиции установки на выживание.
В системе МВД задача по обеспечению безопасности сотрудников органов внутренних дел и их близких возложена на отделы организации государственной защиты (ООГЗ) Оперативно — розыскных частей собственной безопасности.
Основу личной безопасности, о чем свидетельствует приказ МВД России «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе МВД России», составляет достаточный уровень профессиональной подготовленности полицейских, который предполагает:
• овладение безопасными методами деятельности;
• сформированность личностной установки на выживание;
• наличие психологических качеств, дающих возможность адекватной оценки обстановки, принятия грамотных решений и умения не терять самообладания в опасных ситуациях.
Основными задачами психологии обеспечения профессиональной безопасности деятельности сотрудников полиции выступают следующие:
• разработка методов психодиагностики лиц, имеющих предрасположенность к несчастным случаям в экстремальных ситуациях деятельности;
• исследование психологических причин несчастных случаев и особенностей поведения потерпевших, составление обобщенного психовиктимологического портрета и создание частной теории поведения жертвы;
• разработка психологических методов обеспечения личной безопасности сотрудников органов правопорядка в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей;
• психологическое обоснование методов воспитания безопасного поведения и содержания профессионально-психологической подготовки к деятельности в опасных условиях;
• разработка методики психологической экспертизы причин несчастных случаев;
• психокоррекционная работа и оказание психологической помощи полицейским, пережившим опасность.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОГИБШИХ.
Для рассмотрения психологии безопасности профессиональной деятельности сотрудников полиции зарубежными и отечественными исследованиями психологии безопасности деятельности полиции составлен обобщенный психологический портрет погибших полицейских.
• наличие недостаточных личностных предпосылок для адекватного исполнения служебных обязанностей.
Сюда можно отнести отсутствие у таких людей нужных физических качеств, недостаточная профессиональная подготовленность, наличие неблагоприятного психического состояния, переутомления и т.д.
• неиспользование либо неправильное использование средств личной безопасности (бронежилета, сферы и т. д.);
• наличие нарушений установленных правил, в особенности это касается арестов, задержаний, обыска, конфликтов с задержанными и т.д.
• переоценивание собственных возможностей при общении с другими людьми, при оценке их знании и возможностей;
• игнорирование по отношению к прикрытию, если имеется возможность его иметь;
• доверчивость, притупление бдительности (ставки исключительно на хорошее в людях);
• применения силы исключительно в качестве последней возможности, это приводит в силовом реагировании к запаздыванию;
• неумение предвидения опасности;
• в ситуации опасности — неверные действия («открывает спину» преступникам, не торопится в движениях, не проводил маскировку, не искал укрытий, самоуверенно себя вел и т.д.);
• в ситуации опасности производил неверные решения и применял неудачную тактику действий;
• наличие необоснованного риска.
УСТАНОВКА НА ВЫЖИВАНИЕ.
Обратимся к приемам формирования у сотрудника полиции установки на выживание.
Что касается установки на выживание, она представляет собой готовность и предрасположенность полицейского к деятельности, являющейся целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты.
В эту деятельность включено три элемента:
• познавательный (осознание реальности вовлечения в ситуацию, связанную с использованием огнестрельного оружия и других форм насильственных действий со стороны правонарушителей);
• эмоционально-оценочный (полицейский должен постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что он не станет в опасной ситуации жертвой»);
• поведенческий (например, полицейский должен ко всем подозреваемым приближаться, предполагая их возможное сопротивление»).
Практикой доказано, что формирование устойчивых установок на выживание одновременно выступает и как воспитание риска, являющегося разумным и мотивированным, и как преодоление чувства страха, и как развитие в поведении полицейских осмотрительности и бдительности.
Подобная работа выступает гарантией их надежных и эффективных действий при условиях, опасных для жизни и здоровья.
В соответствии с этим необходимо, чтобы установка на выживание была сформирована и развита у каждого сотрудника.
В эту деятельность включено три элемента:
• познавательный (осознание реальности вовлечения в ситуацию, связанную с использованием огнестрельного оружия и других форм насильственных действий со стороны правонарушителей);
• эмоционально-оценочный (полицейский должен постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что он не станет в опасной ситуации жертвой»);
• поведенческий (например, полицейский должен ко всем подозреваемым приближаться, предполагая их возможное сопротивление»).
Практикой доказано, что формирование устойчивых установок на выживание одновременно выступает и как воспитание риска, являющегося разумным и мотивированным, и как преодоление чувства страха, и как развитие в поведении полицейских осмотрительности и бдительности.
Подобная работа выступает гарантией их надежных и эффективных действий при условиях, опасных для жизни и здоровья.
В соответствии с этим необходимо, чтобы установка на выживание была сформирована и развита у каждого сотрудника.
Существует серия приемов формирования установки на выживание, среди которых можно выделить проведение воссоздающей визуализации и заполнение «Обязательства о выживании».
Знание психотехнических приемов сотрудникам дает возможность в стрессовой ситуации быстро снимать отрицательные переживания и изменять в позитивном направлении ход мыслей.
Знание психотехнических приемов сотрудникам дает возможность в стрессовой ситуации быстро снимать отрицательные переживания и изменять в позитивном направлении ход мыслей.
Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет».
В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий.
В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий.
И таким образом сотрудник правопорядка эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет у него страх.
(Продолжение следует).
Источник: Родин В.Ф., Хрусталева Т.А. Психология безопасности профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):227-30.
Эффект Уильяма Карпентера.
(Продолжение следует).
Источник: Родин В.Ф., Хрусталева Т.А. Психология безопасности профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):227-30.
Эффект Уильяма Карпентера.
Правила поведения сотрудников правопорядка.
Рекомендации по формированию высокого уровня саморегуляции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий