Автор статьи: Куликова Людмила Андреевна.
В этой статье мы рассказывается о том, как можно использовать методику в психологическом консультировании.
«Графические карты» - проективная методика, созданная авторами в 2005 году для психологического консультирования и психотерапевтической работы.
Апробация методики проводилась на базе психологического центра Фрунзенского района Санкт-Петербурга в групповой и индивидуальной форме при работе с подростками с 14 лет, родителями и педагогами (общая выборка - около 1000 человек).
Методика «Графические карты» включает в себя набор черно-белых рисунков (малый комплект - 12 карт, полный комплект - 25 карт) и методическое приложение, в котором приводятся упражнения для работы со стимульным материалом.
В качестве стимульного материала предлагаются графические рисунки Пешковской В.Р., созданные в результате спонтанного рисования.
Рисунки могут являться стимулом к самораскрытию личности, к наиболее полному контакту со своими переживаниями, развитию воображения и творческой активности.
Работа с графическими изображениями направлена на расширение зоны осознавания того, как человек функционирует, как происходит контакт с окружающей средой или избегание этого контакта.
Результат практической и теоретической работы по этой теме был представлен на мастер-классе на V Саммите психологов «Технологии успеха».
Методика «Графические карты» базируется на двух психологических направлениях: гештальт-подходе и арт-терапии.
С её помощью можно определить «незавершенные действия» из прошлого, выявить неосознаваемую актуальную потребность клиента.
Методика «Графические карты» может быть использована как инструмент работы психолога-консультанта для расширения зоны осознавания клиента и выявления неосознаваемой актуальной потребности.
Эксперименты гештальт-психологов показали, что человеческое восприятие не детерминировано механическим суммированием внешних раздражителей, а обладает своей собственной организацией.
В своем восприятии организм выбирает то, что ему важно и интересно.
Например, жажда побуждает человека выделять стакан воды на столе, заставленном различными предметами, как значимую фигуру, но когда жажда будет утолена, скорее всего, его внимание привлечёт что-то другое.
Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ привлекательного человека, ощущение голода, зубная боль или что-либо другое.
Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечёткими и уходят в так называемый фон.
Для иллюстрации этого феномена используются картинки, содержащие двойные изображения.
В классическом варианте арт-терапия связана с созданием визуальных работ, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы (клиентом), самой художественной работой и психотерапевтом.
Техники арт-терапии активизируют правое полушарие и дают возможность клиенту проявить свой творческий потенциал, что, в целом, позитивно сказывается на общем состоянии человека.
Ключевой аспект: рисунок на бумаге является контактом внешнего и внутреннего мира человека, стимулом к исследованию возможностей его свободного существования в мире на границе контакта между ним и окружающей средой.
Авторы представленной методики предлагают исключить первоначально процесс создания непосредственной художественной работы, и заменить её на заранее подготовленные рисунки.
Это наиболее целесообразно для клиентов не готовых, в силу различных причин, к созданию собственных изобразительных работ.
Визуальный образ не создается клиентом посредством изобразительных материалов, а вычленяется из уже готовой художественной работы (графического рисунка).
Для этой цели наиболее подходят рисунки, содержащие неопределенность, «незаконченность» или графические парадоксы.
1. Неопределенность – это ситуация, когда одной и той же поверхностной структуре можно привести в соответствие несколько смысловых прочтений.
Сталкиваясь с неопределенностью, подсознание само выбирает смысл, наиболее близкий данному человеку.
2. «Незаконченность» дает возможность каждому зрителю самому «домыслить» образ до наиболее отвечающего состоянию на данный момент.
Использование в качестве стимульного материала к данной методике произведений известных художников нецелесообразно в связи с наличием разнообразных работ художественных критиков, в которых проанализировано творчество этих авторов, что может формировать стереотипный взгляд клиента.
Поэтому в качестве графических карт были выбраны черно-белые рисунки одного из авторов методики, малоизвестного художника из Санкт-Петербурга Пешковской В.Р., которые содержат неопределенность, «незаконченность» и оптические иллюзии.
На основании опыта работы авторы выдвинули гипотезу, что ахроматические цвета помогают повысить активность правого (образного) полушария мозга в связи с тем, что предоставляют возможность клиенту «раскрасить» рисунок в своем воображении и, вместе с тем, активизируют интрапсихическую структуру личности клиента, выраженную в полярностях.
Черно-белый рисунок позволяет респонденту самому домыслить цветовую гамму и выделить свой уникальный образ.
Черный и белый цвета, являясь противоположными по восприятию, создают на рисунке сочетание полярных объектов, которые могут иметь разные знаки эмоционального заряда (например: добро и зло, жизнь и смерть и т.д.) и тем самым обращают клиента к полярным конструктам его личности.
Посмотрев на цветной рисунок, человек может сразу понять, что изображён цветок, а когда он рассматривает черно-белый рисунок, воображение рисует больше возможных вариантов.
Более подробно с исследованиями по воздействию на человека черного и белого цветов можно познакомиться при изучении ахроматической таблицы Люшера.
Ассоциации, связанные с графическими картами, извлекают из более архаичных, глубинных слоев психики информацию, необходимую для распознания конкретного актуального переживания клиента в данный момент.
Последняя динамическая и развернутая ассоциация наиболее близка по смыслу к потребности клиента в данный момент.
Чтобы конкретизировать этот смысл, клиенту предлагается работа по воплощению в разные объекты с графической карты.
Авторы методики: педагоги-психологи высшей квалификационной категории Никитина Ольга Николаевна и Пешковская Виктория Ростиславовна.