Альбина Нацибуллина о своей работе педагогом-психологом в школе и о себе.
Я работаю практическим психологом. Акцент в своей работе делаю на развитие навыков конструктивного общения у школьников и создала электронное пособие "Психология общения".
Разработанные занятия, презентации, видеоролики данного пособия использую не только на развивающих занятиях, но и на встречах психологического кружка, на родительских собраниях.
Хочу поделиться некоторыми своими разработками, надеюсь, они будут вам интересны.
О себе.
Живу и работаю в городе Казани.
Психологией увлеклась, когда училась в 11 классе и сразу поняла, что хочу стать психологом.
Мне нравится работать с детьми, потому что от детей получаешь очень много позитива и активности, стараешься не отставать от них и идти в ногу со временем.
Ранее в школе вела кружок "Юный психолог", чувствую, что детям просто необходимы знания о психологии, об отношениях в обществе, о самих себе.
Жаль, что этот предмет не включен в школьный курс)).
Цель работы: повышение коммуникативной компетентности у учащихся для дальнейшей успешной адаптации и социализации в обществе.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир.
З.Фрейд "Толкование сновидений", книги Э.Фромма, Л.Толстой "Петр Первый", Буджолд "Сага о Форкосигане", М.Булгаков "Мастер и Маргарита".
Это лишь малая часть книг, которые повляли на мое мировоззрение, на мои устремления.
Мой взгляд на мир.
Абрахам Маслоу говорил: «Вы хотите выяснить, кем вам следует быть? Тогда выясните, кто вы! «Стань тем, кто ты есть!» Описание того, каким индивид должен быть – это почти то-же самое, что и описание того, каким он в глубине является».
Уже учась в университете, я с некоторым страхом думала о своем будущем: «А могу ли я быть психологом? А имею ли я право вторгаться в души людей? Будет ли от меня хоть какой-то толк?».
Страх был оттого, что я понимала – неумелый психолог может сильно навредить человеку.
Я – тот же врач, и мое вмешательство можно сравнить с операцией, которую проводит хирург, только вот инструменты у меня другие: я действую эмпатией, диалогом, диагностикой…
И вот я пришла в школу – мир, не забытый мной после 5 лет обучения в университете, такой близкий и родной, но положение мое в нем поменялось.
На меня словно обрушилась вся тяжесть новых обязанностей: составление различных планов, написание отчетов, изучение обязательной документации, инструкции – голова пошла кругом.
К тому же вокруг незнакомые люди, незнакомые дети.
Я чувствовала себя так неуверенно и неустойчиво, пока ко мне не привели мальчика-пятиклассника на консультирование.
Я помню эту первую консультацию.
Ко мне в кабинет заходит ребенок.
Робко он присаживается на самый краешек стула, руки сложены на коленях, глаза опущены.
Я вдруг почувствовала, какой он несчастный, что его душу мучают упреки родителей и учителя, как ищет он выход, но никак не может найти, и разговаривать он тоже не хочет.
Я ощутила всю его боль и забыла про свой страх, неуверенность, отложила в сторону лист с выписанными из книг теоретическим материалом по проведению консультирования и улыбнулась радостно, от всего своего сердца.
Как писал Марк Твен: «Самый лучший способ подборить себя – подбодрить кого-нибудь другого», и я следую этой мудрой мысли: «Ты знаешь, я здесь человек новый, и мне хочется со всеми получше познакомиться, узнать!».
Он недоверчиво смотрит на меня, но в моих словах нет ни малейшей фальши, потому что я читаю его эмоциональный фон как раскрытую книгу, потому что знаю, что доверие нужно заслужить и нельзя его предавать.
«Давай немного поиграем!».
И потом, несколько дней спустя я все еще ощущала то состояние счастья, пришедшее ко мне, когда детская душа открылась мне, когда я поняла, что и как мне нужно делать.
Настоящий психолог должен понимать и «видеть» другого человека как самого себя, и мне это удается.
Эмпатия, сочувствие и сопереживание -
своей энергией дети не дают останавливаться, они заставляют учиться, расти.
Каждый возраст преподносит новые открытия, не перестает удивлять.
Каждое тренинговое занятие не проходит у меня по строгой схеме.
Мы вместе «лавируем» по теме, как кораблик по волнам – не сбиваемся с курса, но следуем ему не по прямой.
И это так чудесно, ощущать их любознательность, их стремление узнать себя и окружающий мир, поиграть как в раннем детстве – раскрепоститься, снять образы и маски.
Я радуюсь и печалюсь с ними, но главное – не выпускаю штурвал, потому что в конце концов, кораблик наш обязательно прибудет к поставленной цели.
Не люблю слово «трудные» дети.
Это признание не их особенности или отверженности, вовсе нет, это наше признание в том, что мы не умеем с ними взаимодействовать, это окружающим с ними трудно!
Больно осознавать, что есть дети, которых не любят – не только сверстники и учителя, но и сами родители.
Им объявлен вечный «бойкот», самая тяжелая психологическая изоляция.
Как же трудно убеждать ребят, что я хочу их понять, хочу помочь, что люблю их.
Как много нужно встреч, чтобы пробить в их вечной защитной стене один лишь маленький кирпичик, и при этом заставить понять, что делаю это не для зла.
С ними вместе я иду по закоулкам души, окруженной колючим терновником, натыкаюсь на запертые двери, на злость, но не сдаюсь.
Любой вправе рассчитывать на мою помощь, чтобы разобраться в трудной жизненной ситуации, в том, что происходит вокруг и внутри.
Я не судья, не советчик, не кукольник играющий с марионетками – я психолог и основной принцип моей работы – принимать человека полностью, с его мировоззрениями и убеждениями.
Я люблю психологию и своими знаниями, своим восхищением перед этой наукой мне всегда хочется поделиться с другими: учителями, родителями, школьниками.
Я провожу кружок «Юный психолог» из года в год: мы с ребятами играем, изучаем теоретический материал, готовимся к конкурсам, проводим исследовательскую работу.
Искренний интерес и любознательность моих учеников заставляют меня каждый раз находить что-то новое, изучать последние вышедшие в свет психологические труды, изучать новые методики и технологии.
Стремлюсь к самоактуализации, упорно лезу на вершину пирамиды потребностей и не боюсь уже высоты.
Моим жизненным девизом я выбрала слова Владимира Высоцкого:
«Сред и нехоженых путей, один путь – мой, среди невзятых рубежей один – за мной!»
Я следую своему пути, своему профессиональному призванию и никакие трудности не помешают мне свернуть с него.
Я стала психологом, потому что я люблю людей.
Мои увлечения: Люблю читать фантастику и исторические книги, вяжу крючком забавные игрушки)).
Моё портфолио.
Я психологией ведь с детства увлекаюсь,
Чудесный мир, что душу изучает,
Он столько интересных тайн скрывает,
И в этом мире я - преображась!
В школе меня знают все). С детьми я стараюсь создать теплые и доверительные отношения, тесно сотрудничаю с педагогами и родителями.
Использую в своей работе новые технологии, участвую со своими воспитанниками в конкурсах и конференциях по психологии.
Успехи есть!
Мои публикации:
Влияние мультфильмов на младших школьников.
Занятие "Групповое давление".
Занятие "Как увидеть ложь".
Занятие с презентацией "Невербальное общение (уникальные и универсальные жесты)."
Межличностное общение в подростковом возрасте.
Упражнения для развития коммуникативных навыков.
Межличностное общение в подростковом возрасте.
Упражнения на развитие коммуникативных навыков.
Настольные игры - эффективное средство педагога-психолога в развивающей деятельности обучающихся.
Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы.
Сохранение психологического здоровья суворовцев с использованием форм групповой работы.
Методическая разработка "веревочного курса".