Страницы

среда, 30 сентября 2020 г.

Психологу о профессионально-важных качествах лётчиков.


Есть мнение, что профессионально-важные качества лётчиков во всех видах военной авиации одинаковые. Однако, это не так. 

Сегодня пост о профессионально-важных качествах лётчиков высокоманевренной (истребительной) авиации. 

В военной авиации функциональная надежность летного состава находится в прямой зависимости от устойчивости их организма к воздействию стресс-факторов авиационного полета. 

При этом природа этих стресс-факторов и характер их воздействия на организм в различных видах военной авиации существенно отличаются. 

Например, поведенческие особенности летчиков высокоманёвренной авиации (ВМА) обусловлены такими психологическими и физическими факторами, как:

одиночное пребывание в кабине самолета, 

одновременный контроль большого количества навигационных и пилотажных приборов, 

осуществление связи с летчиками других самолетов и руководителем полетов, 

управление системами вооружения, 

при том что все это осуществляется на фоне значительных динамичных изменений пространственного положения самолета в процессе выполнения боевых задач, воздействия разнонаправленных пилотажных перегрузок и жесткого лимита времени. 

Ниже представлены наиболее важные ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЕТЧИКОВ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ АВИАЦИИ (ВМА): 

оптимальное функциональное состояние, характеризующее уровень физиологической активности основных систем организма; 

динамические характеристики психической деятельности, обусловленные скоростью протекания психических процессов;  

высокая нервно-психическая устойчивость; 

устойчивость к пилотажным перегрузкам; 

устойчивость к вестибулярным раздражителям различной природы; 

устойчивость к циркуляторной и высотной гипоксии. 

Летчик, организм которого обладает нужными ему свойствами, легко переносит действие профессиональных факторов, в противном случае его организм работает с перенапряжением, что приводит к истощению функциональных резервов и снижению качества профессиональных действий. 

Постоянное перенапряжение приводит не только к снижению качества пилотирования и риску авиационных происшествий, но и порождает такие проблемы, как сокращение сроков профессионального долголетия и увеличение процента дисквалификации летчиков по состоянию здоровья. 

Необходимый уровень подготовки летчика для ВМА достигается к 28‒30 годам, что обходится государству очень дорого. 

При этом более 80 % летчиков высокоманевренных самолетов утрачивают профессию по медицинским показателям в возрасте 32‒35 лет. 

Физиологические причины снижения функциональной надежности возникают закономерно, поскольку в специфических условиях экстремальной ситуации авиационного полета на организм летчика действуют факторы, которые нельзя устранить и которые в своих крайних проявлениях нарушают физиологические процессы регулирования жизненно важных систем. 

Максимальная нагрузка при этом ложится на кардиореспираторную, нейроэндокринную и вестибулярную системы, которые начинают работать с перенапряжением. 

В этом случае сильные физиологические сдвиги есть закономерный физиологический ответ на действие раздражителя, превышающего функциональные возможности летчика.

Подобное часто происходит при детренированности организма, из-за чего даже слабые и средние по абсолютной величине раздражители могут вызвать стрессовую реакцию.

Причины снижения профессиональной надежности летчиков военной авиации:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ. 

Уровень тренированности кардио-респираторной системы и системы нейрогуморальной регуляции не соответствует требованиям профессии.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ. 

Недостаточный уровень развития систем организма, обеспечивающих формирование и качественную реализацию профессиональных навыков; сенсо- и психомоторное утомление, связанное с профессиональной деятельностью.

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ. 

Несоответствие состояния суставосвязочного аппарата двигательной специфике; недостаточный уровень развития профессионально важных физических качеств необходимых для реализации специальных навыков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ. 

Неуверенность в собственной готовности к действию в экстремальных обстоятельствах. 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ. 

Несоответствие методологической и методической направленности функциональной подготовки специфике профессии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий