Страницы

воскресенье, 28 июня 2020 г.

Тренинг лидерских качеств сержанта. «Как он себя ощущает».


Профессор Военного университета МО РФ доктор психологических наук Александр Караяни в помощь психологам силовых структур предлагает тренинг личностных качеств сержанта.

Эталонный портрет лидерских качеств сержанта.

Цель: сформировать у сержантов целостное видение качеств, характеризующих сержанта - «эталонного лидера» и оценить степень собственного соответствия этому портрету.

Социально-психологический корригирующий механизм – сравнение, порождающее мотивацию к изменению.

Время: 30-40 мин.

Оснащение: канцелярские принадлежности на каждого участника, флипчарт.

Упражнение выполняется в 4 этапа.

На первом этапе ведущий раздает каждому участнику по листу бумаги, авторучке и предлагает записать в порядке убывания важности 5 своих лидерских качеств (как личностных и профессиональных качеств, так и твердо усвоенных навыков и сформировавшихся привычек) по типу: «для меня характерно», «я умею», «у меня отлично получается» и т.д. 

Аналогичным образом, ниже, сформулировать 5 своих важнейших лидерских качеств с частицей «не» по типу: «я никогда не…», «мне не…» и т.д.

Каждый участник проставляет балльную оценку выраженности своих качеств в обоих списках: первое (самое важное качество) оценивается в 5 баллов, второе – в 4, третье - в 3, четвертое – в 2, пятое в 1).

На втором этапе ведущий предлагает коллективно сформулировать 2 точно таких же, ранжированных, списка качеств сержанта - «эталонного лидера» и оценить их в баллах.

На третьем этапе каждый участник самостоятельно (не показывая результаты никому) сравнивает собственный список лидерских качеств с качествами «эталонного лидера». 

Для этого он сравнивает качества из своих списков только с совпадающими качествами из аналогичных списков «эталонного» лидера. 

Например, если у лидера качество, стоящее на первом месте (5 баллов) совпадает с качеством участника, но которое стоит на 3 месте (3 балла), то участник получает 3 балла. 

И, наоборот, если качество участника, стоящее на первом месте (5 баллов) совпадает с качеством эталонного лидера, стоящим на третьем месте (3 балла), то участник также получает 3 балла. 

Сумма полученных баллов делится на 10 (количество вопросов) и получается своеобразный коэффициент лидерства сержанта. 

Максимальный значение коэффициента -1,0 , минимальное – 0,1. 

Эта величина не совсем научная, но она весьма полезная, так как включает психологический механизм сравнения и запускает мотивацию к изменению.

Участники, подсчитывают баллы, вычисляют коэффициент лидерства и ищут причины (те пункты, по которым есть наиболее сильные отличия с эталонными) его низкого значения. 

Это и есть те моменты, над которыми следует работать в дальнейшем, чтобы стать настоящим лидером.

На четвертом этапе организуется коллективное обсуждение упражнения по вопросам: что нового узнали участники о лидерских качествах сержанта; со всеми ли положениями они согласны; как развить в себе лидерские качества, которые «не дотягивают» до лидерских.

С занятия сержанты должны уйти с полным пониманием того:

какова эталонная модель качеств сержанта-лидера,

насколько они соответствуют эталонной модели сержанта-лидера,

в чем проблема этого несоответствия,

как устранить это несоответствие.


С уважением, д.п.н. Александр Караяни

Комментариев нет:

Отправить комментарий