Страницы

четверг, 5 сентября 2019 г.

Военный психолог Ирина Дзюба о психологах в армии и не только.

Ирина Дзюба, известный в Благовещенске клинический психолог, член Российской психотерапевтической ассоциации, после 10 лет службы уволилась из армии и создала с нуля свой Центр психологической работы.

Ирина Николаевна высказала журналисту портала 2x2.su. своё мнение о военных психологах, о перегибах в семейных отношениях и проблемах в школе, которые трудно перенести детям. 

- 10 лет вы были военным психологом, пока Минобороны всех не сократило за ненадобностью. В них действительно нет смысла?

- Они [прим. - военные психологи] обязательно нужны! И очень хорошо, что сейчас ситуация всё-таки меняется: психологов снова ввели - правда, гражданских. 

Но разве реально разобраться в общем психоэмоциональном состоянии военнослужащих и держать его в норме, когда ТЫ НЕ ВНУТРИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА, когда ты один на полк и рабочий день у тебя с 8 утра до 17 вечера?

- Как член Российской психотерапевтической ассоциации скажите, пожалуйста, какие тенденции обсуждают сегодня в этом направлении?

- Уже несколько лет обсуждается принятие закона о психологии, психотерапии вообще. Ведь работа психолога не лицензирована, и до сих пор этим, по сути, может заниматься любой, прочитавший спецлитературу, окончивший какие-то онлайн-курсы. А потом эти шарлатаны берутся за работу с людьми.

Психолог-профессионал должен окончить соответствующий вуз, получить диплом, проходить постоянное повышение квалификации, иметь супервизора, то есть персонального психоаналитика.

Принять этот закон мешает, наверное, то, что у нас психология вообще в качестве серьёзной науки в сознании только начинает приживаться. А всё из-за многочисленных мифов - на уровне даже властных структур. 

Считается же, что к психологам ходят только психи. А на самом деле - сильные люди, те, кто готов меняться, потому что работа над собой самая трудная.


В Мазановском районе Амурской области в одном сёл взрослые дети, спасаясь от подступающей воды, бросили дома парализованную мать, в другом селе сын обворовал дом своих родителей, пока те пережидали волну в эвакопункте.

- Ирина Николаевна, поступкам таких детей, вероятно, есть лишь одно название?

- Любая угроза безопасности личности неминуемо создаёт эмоционально-психологический очаг напряжения.

Реакция на шок с точки зрения психологии - это то, как ведёт себя психика в ЧС. А поведение может быть разным - в том числе неадекватным, иррациональным, подчиняющимся даже низведённым до примитивного уровня (паника, бегство) реакциям.

Всё зависит и от сформированности психики, и от зрелости человека, от его характера.

- А ведь семья - это святое, и подобных ситуаций среди близких не должно быть…

- Да, в России патриотизм, сплочение в семье долгое время были на первом месте, с учётом череды событий, объединяющих людей - революции, войны и т.д.

Но, начиная с лихих 90-х, ценности и приоритеты в обществе изменились. И это, конечно, наложило отпечаток на рождённых уже после того смутного десятилетия.

И ещё скажу: дети XXI века совершенно отличаются от людей ХХ-го - по мышлению, энергетике, ценностям. 

У нынешних нет авторитетов, они дают реакцию, которая старших ставит в тупик. И конфликты поколений, вероятно, продолжатся… 

Сегодня старые методы воспитания не подходят. Вот родители рассказывают, что ставят ребёнка в наказание в угол, а он выходит оттуда, сколько ты его туда ни ставь. 

Мы привыкли: поставили - стоишь, ты наказан. А эти просто не знают, что это такое.

При этом, например, очень многие дети в возрасте 4-5 лет, как показывают наблюдения, тонкокожи: очень чувствительны, просто оголённый нерв.

- А вообще какие-то потрясения укрепляют семью или рушат?

- Если в семье гармония, зрелость личности и вообще личность сформирована, хорошие доверительные отношения, то ЧС часто тоже проходят легко. По крайней мере, не переворачивают всё с ног на голову.

- Мазановские скандалы породили активное обсуждение в соцсетях: как вообще правильно воспитывать детей, чтобы они потом не бросили родителей на произвол судьбы…

- Ответ известный: нужна золотая середина - это про гармонию в семье, про любовь, про формирование у ребёнка понятия, что такое хорошо и плохо. Но не лекциями. 

Нужно, например, научить ребёнка правильно переживать свои чувства и вообще чувствовать, чтобы дети понимали, как им реагировать в стрессе.

Часто же слышим: «Не плачь! Ты мальчик, а мальчики не плачут!». Но разве мальчику при падении не так же больно, как девочке? Зачем давить его эмоции?

Почему не сказать: «Я понимаю твою боль, понимаю что ты чувствуешь, но…» - и позже провести воспитательные моменты.

- Видимо, не все ловят эту середину? Говорят же многие родители: «Моего чуть перехвали - на голову сядет!»

- Но ведь похвалы мамины и папины - разные вещи. Мама наполняет эмоциями, папа - уверенностью и самооценкой. Просто этому никогда никто не учил - психология ведь долгие годы в нашей стране была под запретом.

Проявлялась любовь так: дети одеты, обуты, сыты - значит, всех любят. Слова любви были как-то не приняты. Да, вот сейчас их говорят, ласку к детям проявляют. 

Но не без перекосов: буквально заваливают ребёнка всем, чего сами были в детстве лишены, и тем самым делают только хуже.

Также ошибочно рассуждать: «Я в своём ребёнке воплощу всё, о чём я мечтала сама». А потом многие такие дети - в работе у психологов. 

Просто дайте ребёнку возможность поискать себя (как правило, это хорошо в начальных классах школы). Пусть он сменит для этого кучу секций и кружков!

Полная версия интервью: https://2x2.su/society/article/deti-kak-ogolennyy-nerv-klinicheskiy-psiholog-ches-159743.html

Военный психолог Ирина Дзюба.

Комментариев нет:

Отправить комментарий