Страницы

воскресенье, 10 июня 2018 г.

Роман Терехин. О формировании психологической готовности солдата к бою.


Проблема психологической готовности военнослужащих, их профессионализм в условиях изменений (в том числе в экстремальных условиях) давно находится в сфере пристального внимания многих исследователей в различных научных направлениях и прежде всего в военной психологии, педагогике, военных науках, акмеологии [58]. 

Заинтересованность «солдатской душой» высказывали немало известных полководцев, начиная с древнейших времен. Еще Александр Македонский говорил о необходимости воспитывать дух воина. 

Немалое внимание психологической готовности солдата к бою (как виду ситуативного изменения) уделяли и русские полководцы. А.В. Суворов основал и применил в военной службе способы и методы психологической подготовки армии. 

Ему принадлежит исчерпывающий для того времени и не устаревший по сей день перечень свойств, необходимых солдату: патриотизм, воинский долг, убежденность в победе, инициатива, мудрость, твердая воля, находчивость, военная хитрость, взаимовыручка и т.д. [139]. 

Постоянно внедрял в служебную деятельность суворовские идеи о решающей роли солдата на войне и ученик Суворова – М.И. Кутузов [76]. 

Адмирал С.О. Макаров всегда твердил о том, что любой поход необходимо максимально использовать для добывания новых навыков и умений, для создания таких черт характера, как храбрость, выдержка, смышленость, умелость, выносливость. Только такие морально-психологические качества, определенно, подготовят бойца ко всем неожиданностям в морском бою [88]. 

Наравне с великими полководцами военный психолог А.Г. Маклаков определял весьма высокую роль психологической готовности как компонента адаптационного потенциала, развитие которого помогает в успешной и своевременной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды [90].

Процессу формирования психологической готовности к различным видам деятельности посвящено немало исследований в педагогической науке, в том числе в военной педагогике и психологии [57; 78; 100; 119; 127; 129]. 

Анализ литературы показывает, что все исследователи, как и военачальники, говорят о необходимости воспитания и развития военнослужащих так, чтобы в результате у них формировалась готовность к изменениям как комплексный эффект военнопрофессиональной социализации в результате усвоения не только норм, ценностей и установок, но и опыта военной службы, полученного от выдающихся воинов (на примерах видных полководцев, подвигов героев Отечества и т.д.). 

Исходя из проведенного анализа следует, что готовность к изменению служебной ситуации является важнейшим эффектом военно-профессиональной социализации, от которого зависят характеристики личности военнослужащего, регулирующие его поведение как военного специалиста, способного выполнять задачи в любых условиях. 

Необходимо отметить, что психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации связана с определенными установками, которые они усваивают в течение всего процесса военно-профессиональной социализации и представленными в лаконичной фразе «готовность переносить все тяготы и лишения военной службы», т.е. понимается ими как готовность к стойкости, терпению, совладанию со своими личными желаниями и эмоциональными реакциями на изменение ситуации.

***
Список литературы.

57. Гурьев, В.Т. Развитие военно-инженерной готовности студентов морского технического вуза [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук. / В.Т. Гурьев. – Калининград, 2000. – 17 с. 

58. Деркач, А.А. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы) [Текст] / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - М.: РАГС, 1998. - 267 с.

76. Кутузов, М.И. Сборник документов [Текст] / М.И. Кутузов - Т.2. – М.: Воениздат. – 1952. - 979 с.

78. Лебедев, В. И. Личность человека в экстремальных условиях [Текст] - М.: Наука, 2001. - 402 с.

88. Макаров, С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики [Текст] - М.: Воениздат, 1943.-516 с.

90. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] / А.Г. Маклаков // Психологический журнал. – Т. 22. – 2001. – №1. – С. 49 – 97.

100. Нерсесян, Л.С., Пушкин, В.Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям [Текст] // Вопросы психологии. – 1989. – № 5. – С.24-31.

119. Решетников, М.М., Чермянин, С.В., Корзунин, В.А. Адаптация и реадаптация как социально-психологическая проблема [Текст] // Философские науки. - 2005. - №10. - С. 31-44.

127. Санжаева, Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук. / Р.Д. Санжаева. - Новосибирск, 1997.- 347 с.

129. Смирнов, В.Н. Психологические аспекты подготовки сотрудников спецподразделений органов внутренних дел к выполнению охранных функций в экстремальных условиях [Текст] / В.Н. Смирнов // Психологическая наука и образование. - 2003. - №1. - С. 44-53. 

***
Роман Терехин. Психологическая готовность военнослужащих к изменениям служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий