Страницы

суббота, 9 сентября 2017 г.

Дело не только в надраенных танках. Почему россияне идут в армию.


В зеленых зарослях густого леса слышны взрывы, раздающиеся на полигоне, который находится в нескольких километрах. Грохот достигает забора, по всей длине обмотанного белым материалом. Он предназначен для того, чтобы случайные прохожие не видели происходящего на территории детского лагеря. Однако их и так мало в самом отдаленном углу военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот», что недалеко от Москвы.

За забором видны фигуры. Инструктор учит детей проходить полосу препятствий. Поодаль под белым навесом группа подростков делает зарядку. Лагерь открыло военное движение российской молодежи «Юнармия». Эта организация непосредственно связана с российской армией и была создана осенью 2015 года по инициативе министра обороны Сергея Шойгу. Сейчас в ней состоит 140 тысяч человек.

Это добровольное движение со строгой армейской дисциплиной представляет собой нечто между чехословацким «Союзом для сотрудничества с армией» и пионерской организацией в эпоху фиджет-спиннеров и видеоблогеров кажется реликтом, оставшимся от времен серпа и молота. Однако молодые россияне так не считают.

Патриотизм — это здорово.

«Мы стараемся взять все самое лучшее от пионерской организации, скаутов и всех патриотических клубов, которые появились еще в 90-е годы. Мы стремимся объединить их подходы и создать единую воспитательную методику», — так Наталья Малахова, представитель главного штаба «Юнармии», комментирует те образцы, которые организация берет за основу.

Детское движение лишь отдаленно напоминает пионерское. Члены движения не носят галстука — на них только красные береты, на которых вместо портрета Владимира Ильича Ленина прикреплен значок в виде орла с пятиконечной звездой. Такую же звезду использует Министерство обороны, предложившее членам «Юнармии» форму.

Малахова отрицает, что организация учить детей только ходить маршем и собирать и разбирать автомат.

«Мы учим детей волонтерству, вместе с ними сажаем деревья, ходим в походы. Мы открываем для них лагеря, помогаем получить базовый профессиональный опыт. Наша первоочередная задача — воспитать квалифицированные кадры, которые по-настоящему любят свою родину. Есть много специальностей, которые могут быть полезны для страны, и не обязательно они имеют отношение к армии. Речь идет о медицине, журналистике или технических специальностях», — говорит Малахова.

Сажать деревья — это хорошо, но больше всего молодых россиян привлекает обещание министра обороны Сергея Шойгу, который во время торжества в часть создания организации заявил, что ее члены смогут пострелять из всех видов оружия, кроме баллистических ракет. Для ядерного оружия члены «Юнармии» еще малы.

По словам представителя главного штаба «Юнармии», интерес к организации, в которую могут вступить молодые россияне в возрасте от восьми до 17 лет, растет по мере роста популярности российской армии.

«Дети идут к нам потому, что патриотизм — в моде. Это такая патриотическая волна. Интерес растет с каждым годом. Здорово видеть глаза, сияющие патриотизмом», — говорит Наталья Малахова.

В прошлом году российское социологическое агентство ВЦИОМ опубликовало данные об отношении общества к вооруженным силам. Опрос показал, что россияне считают армию одной из главных опор страны, наряду со школой и семьей, связывая армию с поддержкой традиционных ценностей и любовью к родине. Церковь, средства массовой информации и, главное, политические партии в этом смысле пользуются намного меньшей поддержкой респондентов.

Это закономерно, что подтверждает Сергей Шапков, подполковник юстиции и заместитель начальника отдела по образовательной и методической деятельности военного университета Минобороны в Москве.

«С 2013 года, когда на Украине произошли определенные события, до 2017 года интерес к обучению в нашем университете вырос на 30%. Средства массовой информации рассказывают, что все операции российской армии заканчиваются успешно. Люди туда не ездят, не видят событий собственными глазами, но эффект есть», — говорит российский офицер.

В подконтрольных государству СМИ вооруженные силы регулярно преподносятся как боеспособная сила, которая борется с терроризмом и помогает завоеванным народам. Применение баллистических ракет и эффектная ликвидация сирийских антиправительственных боевиков как будто убеждают россиян: в современном мире, в котором Москва добивается своего места на международном Олимпе, лучше всего придерживаться принципа царя Александра III, который говорил, что у России есть только два союзника — армия и флот.

Безоговорочная поддержка армии сказывается на результатах опросов. Даже смерть российских солдат, которые время от времени гибнут в Сирии, не приводит к социальному неодобрению или антивоенным, антимилитаристским протестам. При этом, как подчеркивает капитан Андрей Мадуров из призывной комиссии, хорошо продуманная пропаганда отлично скрепляет армию и патриотизм.

«Мне кажется, в последнее время людей в армию привлекает патриотизм. Он связан с пропагандой и воспитанием в семье. Когда Советский Союз распался, гордость за армию постепенно утратилась. Теперь это чувство возрождается», — объясняет военный психолог.

По его мнению, россияне перестали бояться армии и связывать ее исключительно с дедовщиной, которой она раньше славилась. В 90-е годы Вооруженные силы были символом бедности и поражения, а теперь профессию военного считают современной, а армию — синонимом патриотизма.

Армия дает стабильность в кризисные времена.

2013 год стал для Москвы символичным. На Украине начались антиправительственные выступления, а в России разразился масштабный экономический кризис. С ним российское правительство не может справиться по сей день. Подтверждение тому — последние данные статистического органа Росстат. Его специалисты выяснили, что треть российских предприятий в самых разных отраслях российской экономики давно является убыточной. Их дефицит достигает одного триллиона рублей.

Армейский «охотник за головами», который носит мундир уже 12 лет, не скрывает, что экономическая ситуация также является немаловажным фактором, который привлекает молодых россиян в армию.

«Экономическая ситуация в стране также оказывает влияние. Правительство способствует тому, чтобы престиж армии рос, и щедро ее финансирует. Люди тоже это видят», — полагает Мадуров. По его словам, молодые люди имеют право вступить в профессиональную армию с 18 до 40 лет. Самый большой интерес проявляют те, кому меньше 30 лет, потому что у них больше шансов сделать военную карьеру. Разумеется, вооруженные силы обеспечивают им социальные преимущества. Так, например, им гарантирована достойная пенсия и квартира.

«Мы каждый день ведем статистику, и сегодня к нам пришло более 50 человек. Больше всего их интересуют условия службы и зарплата. К нам приходят также те, кто давно отслужил. Какое-то время они жили гражданской жизнью, а теперь захотели вернуться, потому что видят в армии стабильность. Здесь никто никого не бросит на произвол судьбы», — добавляет психолог, который вербует в армию на международной выставке «Армия-2017».

Ту же тенденцию усматривает подполковник Шапков из московского Военного университета. «Интерес к нашему университету действительно растет. Конкурс составляет от полутора до шести абитуриентов на место в зависимости от специальности. Наиболее популярные специальности — „иностранные языки" и „экономическая безопасность". Это связано со стабильностью в обществе, со стабильностью и уважением к людям в форме. Служба в армии означает перспективу стабильной работы и достойной зарплаты», — говорит Шапков.

Вместе с тем он не скрывает, что для молодежи в российских регионах, где трудно найти достойную работу, армия — это единственная из немногих возможность чего-то добиться в жизни и подняться на пару ступеней вверх по социальной лестнице. Такова традиция, а кроме того, сегодня армия для россиян — это здорово.

Йиржи Юст (Jiří Just).

Источник - https://inosmi.ru/social/20170904/240192957.html
https://zpravy.tiscali.cz/neni-to-jen-o-nalestenych-tancich-proc-rusove-jdou-do-armady-302440

Комментариев нет:

Отправить комментарий