Страницы

четверг, 17 сентября 2015 г.

Психолог Анна ВОЗНАЯ. Дать человеку высказаться, суметь его не просто слушать, а слышать – это очень важно

Психолог соединения морской пехоты Черноморского флота Анна ВОЗНАЯ дала интервью корреспонденту газеты "Флаг Родины"  Елене ЛОГВИНЕНКО.


Анна ВОЗНАЯ родом из города Хмельницкий. Окончила Киевский национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова по специальности «Практическая психология». Параллельно с работой совмещает учёбу на вечернем отделении в Филиале МГУ в г. Севастополе, факультет «Организационная психология и управление персоналом».

Финалистка  VI Всеармейского профессионального конкурса специалистов психологической работы Вооружённых Сил РФ. Активная, инициативная, коммуникабельная, доброжелательная. Считает профессию психолога своим призванием. Много времени посвящает образованию.

Стремление девушки получить второй диплом о высшем образовании отвечает
жизненному девизу «Учиться никогда не поздно».

В ходе месячника сплочения воинских коллективов немалую роль в процессе изучения, помощи военнослужащим по призыву оказывают специалисты психологической работы. Об этом мы беседуем с психологом отдельной бригады морской пехоты ЧФ Анной Возной:

– Не так давно закончился призыв молодого пополнения «Весна-2015», прошёл месяц адаптационного периода молодёжи, и мы логически подошли к проведению месячника сплочения. Психологи изучают нервно-психическую устойчивость новобранцев, динамику изменений атмосферы в коллективе, уровень сплоченности и интегрированности каждого военнослужащего в подразделении. Этот процесс очень важен прежде всего для ребят, которые только недавно были оторваны от родного дома и вторым их домом должна стать воинская часть, в которой они служат.


Служба в морской пехоте для всех категорий военнослужащих мобильная и напряженная. Постоянно проводятся занятия по боевой подготовке, полевые выходы, тренировки на плаве, и как такового времени на раскачку у молодёжи просто нет. Можно сказать, что они с первого дня службы как бы врываются в этот поток военной службы, и адаптация к новым жизненным условиям, как правило, у всех проходит значительно быстрее.

Но служба службой, а списывать со счетов межличностные отношения в коллективе нельзя. Поэтому психологи и изучают, насколько в коллективах положительная динамика сплочения. Конечно, в первое время у матросов возникают проблемные ситуации, случаются и дисциплинарные нарушения. Плюс сказывается сложность и напряженность службы, некомфортные природные условия, изматывающая жара. Потому в ТРЕНИНГОВОЙ ФОРМЕ РАБОТЫ с личным составом мы, психологи, стараемся снять это напряжение.

Согласно планам месячника сплочения группой психологов было проведено комплексное изучение личного состава, СОЦИОМЕТРИЯ, определение уровня сплоченности и конфликтности в коллективах. Вся эта работа проводилась при помощи автоматизированных рабочих мест психолога (АРМ ВП). Вопросы сплочённости коллектива при анкетировании моряков задаются как бы в обход.

К примеру, есть такой вопрос: «С кем бы ты пошёл в разведку? С кем бы не пошёл?» Таким образом, определяется социальная роль каждого военнослужащего в коллективе. Выявляются так называемые СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗВЁЗДЫ. Это когда в анкетировании матросы обозначают чаще одну и ту же фамилию. То есть обозначаются как формальные, так и неформальные лидеры по количеству набранных «звездочек».

– Думаю, не все молодые люди сразу могут проявить себя как лидеры и одномоментно «вписаться» в коллектив…

– Конечно. В каждом призыве выявляются и ИЗОЛИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ, те молодые люди, которые еще не нашли свое место в коллективе.Люди, которые живут внутри себя, – ИНТРОВЕРТЫ.

Но со временем эти границы замкнутости стираются. Потому что чем больше люди проводят времени вместе, тем больше они становятся похожи друг на друга. Если же человек поначалу не вливается в коллектив, это накладывает отпечаток на его поведение, психику.

В дальнейшем его замкнутость либо усугубляется, либо проходит. Огромное значение в данном процессе адаптации матроса в подразделении, безусловно, играет командир. Практика показывает, что грамотный командир знает все рычаги воздействия на человека.

Были случаи, когда психологи готовили командирам справку-доклад, где обозначали фамилии ребят, на которых стоит обратить пристальное внимание. Командир знакомится и говорит: «А я уже знаю этих матросов и работаю с ними». Это объяснимо. Ведь именно командиры сутки напролет проводят со своими подчинёнными. А в коллективе все как на ладони. Как правило, молодым людям, не нашедшим места в коллективе, командиры дают наиболее ответственные задания, используя их функционал, не отрывая от коллектива, приближая к лидерам, существующим в группах.

– Какова мотивация молодых матросов к службе?

– Пожалуй, главной мотивацией является престиж служить в элитных войсках, коими и является морская пехота. В последнее время существует тенденция призыва молодёжи более старшего возраста. Многие с высшим, неоконченным высшим образованием сами приходят в военкоматы. Есть среди них и молодые люди 25–26 лет.

Первая причина – закрыть «белый» билет, с которым не устроиться на работу ни в какие серьезные структуры. Вторая – перспектива службы на контрактной основе. Те матросы, которые уже имеют дипломы о высшем образовании, могут написать рапорт о продлении службы по контракту и в будущем занять офицерские должности. Вообще в последнее время служба по контракту среди молодежи действительно стала актуальной.

– И всё-таки на фоне такого массового энтузиазма какие проблемы выявляются психологами у молодого пополнения?

– На первых порах – это тоска по дому. Некоторым тяжело привыкать к замкнутому пространству. То есть когда контрактники в конце рабочего дня уходят домой, матросы так и остаются в части. Есть такой проблемный момент, как неумение беспрекословно подчиняться командиру. То есть морально ребята ещё не готовы к тем элементам службы, с которыми они сталкиваются с первого дня: уставная дисциплина, строгий распорядок дня и так далее.

Но, повторюсь, со временем эти проблемы растворяются. Чем дольше матрос служит, тем более явно меняются его приоритеты. Он уже думает, что надо взять для себя. Меняются жизненные ориентиры и возникает действительно осознанная мотивация к службе, чтобы к её окончанию получить положительную характеристику или хорошо зарекомендовать себя, чтобы командиры в будущем подписали рапорт о продлении службы на контрактной основе.

То есть человек остепеняется, взрослеет, у него появляются конкретные цели в жизни. Особенно хорошо, если рядом есть наглядный пример младших командиров или сослуживцев, кто уже прошёл «срочную» и служит по контракту, уверенно себя чувствуя в жизни. В какой-то момент и коллектив становится единым организмом, для моряков – вторым домом. Ведь прежде всего людей и объединяют те самые тяготы и лишения службы. Трудности всегда сближают.

– Анна, наверное, в бригаде нет ни одного матроса, с кем бы вам не довелось работать.
Ребята, уходя на «дембель», вспоминают о тех людях, кто год назад помогал им адаптироваться, привыкнуть, решить какие-то личные проблемы?

– Конечно. И даже после увольнения в запас многие звонят, пишут, делятся своими новыми жизненными успехами. Кто-то поступил в институт, кто-то устроился на престижную работу, кто-то женился. Вся наша жизнь делится на «до» и «после» каких-то свершившихся событий. Армия и флот – это тоже жизненный этап «до» и «после». Сюда приходишь одним человеком, а уходишь совсем другим. И очень приятно, когда знаешь, что и ты один из тех, кто положительно повлиял на перемены в жизни человека. Словом, взглядом, делом…

А вообще я считаю, что дать человеку высказаться, суметь его не просто слушать,
а слышать – это очень важно для каждого из нас.

Елена ЛОГВИНЕНКО
Фото Александра Григорьева


http://sc.mil.ru/files/morf/military/archive/FR_2015_09_01.pdf


Комментариев нет:

Отправить комментарий