Страницы

суббота, 30 мая 2015 г.

Капитан 1 ранга Борис ХОЗИЕВ отметил 80-летний юбилей !

Ведущий психолог группы (методического обеспечения) Центра психологической работы Вооружённых Сил Российской Федерации кандидат психологических наук Борис Ильич ХОЗИЕВ отметил 80-летний юбилей, с чем мы его и поздравляем.

Герой нашего рассказа проделал путь от курсанта училища до видного учёного.


В мае 80-летний юбилей отметил известный военный психолог, кандидат психологических наук, доцент, почётный профессор кафедры психологии Военного университета Министерства обороны РФ капитан 1 ранга в отставке Борис ХОЗИЕВ.

Сын командира Красной Армии, Борис Ильич с юного возраста ощущал свою сопричастность к армии. И прежде всего благодаря отцу. Полковник, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Ленина, трёх орденов Красного Знамени, орденов Кутузова II степени и Красной Звезды, блестящий кавалерист, Илья Васильевич всегда служил для сына безусловным примером. 

Так что вступление в 1953 году Хозиева-младшего на военную стезю – он становится курсантом Рижского высшего Краснознамённого училища береговой артиллерии ВМФ – семья восприняла как само собой разумеющееся.

С декабря 1957 года лейтенант Борис Хозиев – командир взвода управления, заместитель командира батареи. Размещалось подразделение на том месте, где в 1941 – 1942 годах насмерть стояли комендоры легендарной башенной батареи № 30, игравшей важную роль в обороне Севастополя. Вот там будущий психолог впервые столкнулся с необходимостью познания матросской души.

В октябре 1964 года старший лейтенант Хозиев переводится на Балтику, где ему вверяют 226-ю батарею 65-го отдельного артдивизиона береговой артиллерии. Именно в эти годы к нему приходит понимание, как, каким образом следует учить новобранцев сначала азам, а потом и тонкостям военной науки. А служить на батарею часто приходили матросы, не только не имевшие мало-мальского технического образования, а порой и толком не знавшие русского языка.

При этом командование не собиралось «входить в положение». Требования оставались жёсткими вне зависимости, что за матрос у Хозиева, – то ли выпускник московской школы, то ли пастух из таджикского кишлака. Тогда и стали приходить в голову офицера мысли о подходе к процессу обучения и воспитания подчинённых с различным уровнем их общей подготовки и, в частности, образования. 

Если матрос не просто правильно действует у орудия, но и может объяснить, каков смысл его действий, значит, действует не механически, а осознанно, со знанием дела. В этом случае он способен быстро приспособиться к новым условиям при резкой смене обстановки. Тогда молодой офицер ещё не знал, что это и есть самая настоящая практическая психология.

В конце концов опыт обучения подчинённых и привёл Бориса Ильича в военно-психологическую науку. В 1966 году он поступает в Военно-политическую академию им. В.И. Ленина на педагогический факультет по специальности «психология». 

В эти годы начинающий психолог вольным слушателем посещает в МГУ лекции Петра ГАЛЬПЕРИНА, выдающегося учёного в области общей и педагогической психологии, и вскоре становится его верным учеником, последовательным приверженцем теории поэтапного формирования умственных действий.

По окончании академии и по сей день Борис Ильич занимается научными и прикладными исследованиями в рамках теоретического наследия своего учителя. За эти годы неоднократно проводились различные эксперименты, подтверждавшие высочайшую эффективность прикладной реализации концепции П. Гальперина. По итогам одного из них в середине 1980-х гг. на страницах «Красной звезды» развернулась бурная дискуссия.

С 1986 года Б. Хозиев – преподаватель кафедры психологии ВПА им. В.И. Ленина. После выхода в 1991 году в отставку, отдав службе в Вооружённых Силах 38 лет, он продолжает заниматься делом, без которого не мыслит жизни. За годы работы Борисом Ильичом подготовлено 85 научных и научно-популярных публикаций, он автор более 400 учебно-методических материалов для профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

В сентябре 2013 года создаётся Центр психологической работы Вооружённых Сил РФ, а уже в октябре Борис Ильич возглавил в нём группу психологической подготовки. Начинается разработка ещё одного эксперимента, теперь уже по внедрению методики ускоренной подготовки младших специалистов ракетных войск и артиллерии на базе учебного центра в подмосковной Коломне.

В ходе эксперимента авторской группой под руководством Б. Хозиева было разработано 11 учебно-методических средств для четырёх военно-учётных специальностей: «командир расчёта противотанкового орудия», «командир расчёта противотанкового ракетного комплекса», «командир отделения артиллерийской разведки», «старший оператор метеокомплекса».

Следует сказать, занятия увлекли курсантов настолько, что их было не оторвать (мыслимое ли дело!) от учебного материала. Даже ярые курильщики, и те спорили между собой в курилке по теме занятия. Оценки выпускников учебного центра на итоговой аттестации в мае 2014 года снова доказали практическую значимость и эффективность гальперинской теории, а сам метод вызвал восторженные отзывы командного и преподавательского состава.

Особая гордость Бориса Ильича – сын Вадим. Тот превзошёл отца в научных достижениях, что неудивительно при таких генах, защитил докторскую диссертацию по психологическим наукам, стал профессором.

С началом 2015 года в Вооружённых Силах возродилась Психологическая служба. Сегодня она насчитывает более двух тысяч военных и гражданских психологов. И по праву её самым заслуженным и авторитетным специалистом безоговорочно признан Борис Ильич Хозиев, ведущий психолог группы (методического обеспечения) Центра психологической работы ВС РФ. 

Он по-прежнему полон творческих идей, колесит по всей стране, передавая свои знания и опыт начинающим и «продвинутым» военным психологам в Санкт-Петербурге, Севастополе, Калининграде, Коломне и других военных гарнизонах.

Борис Ильич Хозиев – тот человек, о котором можно сказать, что чужая душа для него не потёмки.

А. ЗАХАРОВ, В. КАРШАНОВА.
Исследователь человеческой души, "Красная звезда" 18.05.2015



ХОЗИЕВ Борис Ильич на научно-педагогической деятельности с 1970 г., кандидат психологических наук (1983), доцент (1993). Ученик и продолжатель научной школы планомерного формирования психической деятельности П.Я. Гальперина. Ведущий специалист в области подготовки специалистов с заданными профессионально-важными качествами.

В 1957 г. окончил высшее Краснознаменное училище береговой артиллерии ВМФ (г. Рига). 1957-1966 гг. – служба в частях береговой обороны Дважды Краснознамённого Балтийского флота (ДКБФ).

В 1970 г. окончил педагогический факультет ВПА им. В.И. Ленина, отделение специализации «психология и педагогика». 1970-1986 гг. – младший научный сотрудник, старший научный сотрудник научно-исследовательских учреждений министерства обороны. 1971- 1984 гг. - соисполнитель и разработчик ряда войсковых исследований, с 1985 г. – руководитель и разработчик экспериментальных программ и эффективных методик подготовки специалистов.

В 1977 г. окончил Высшие академические курсы руководящего состава МО СССР при академии Генерального штаба по специализации «Моделирование и прогнозирование стратегических операций». 1986-1993 гг. – преподавательская деятельность на кафедре психологии военного университета.

1994-2000 гг. – ведущий специалист отдела проблем подготовки войск Центра оперативно-пограничных исследований Федеральной пограничной службы РФ. С 2000 г. руководитель программ подготовки специалистов.

Автор (соавтор) более 85 научных и научно-популярных публикаций, автор более 400 учебно-методических материалов для профессиональной подготовки специалистов различного профиля. Награжден орденом «За службу в Вооруженных Силах СССР» III степени.

Основные научные работы: Методика ускоренной подготовки телеграфистов.-М.:Воениздат, 1974 (в соавторстве); Из опыта поэтапного обучения//Техника и вооружение, 1979, №11 (в соавторстве); Организация учебного процесса по огневой подготовке курсантов с применением принципов планомерного и поэтапного привития знаний и навыков.-М.: ГУБЛСВ, 1989 (в соавторстве); Военная психология.-М.: ВПА, 1990 (в соаваторстве); Методика ускоренного обучения русскому языку.-М.: Гуманитарный изд. Центр «Владос», 1999 (в соавторстве); Сплав знаний, умений и навыков.-М.:Вестник границы России», 2000 и др.

Имеет собственную научную школу по психологии труда. Подготовил 3 кандидатов психологических наук, осуществляет научное руководство аспирантами и соискателями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий