Страницы

вторник, 4 июня 2013 г.

Берг Т.Н. Адаптация к условиям службы военнослужащих по призыву

Берг Т.Н. Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота.

Выдержка из научной работы психолога 51 учебного отряда подводного плавания Тихоокеанского флота кандидата психологических наук старшего лейтенанта Берг Татьяны Николаевны.

Глава 2. Система психической адаптации к условиям военной службы.
2.3 Адаптация к условиям службы военнослужащих срочной службы (прим. - военнослужащих по призыву). 

Служба на флоте в целом положительно влияет на нервную систему личного состава. Этому способствуют рациональная организация воинской жизни и здоровые отношения между военнослужащими, регламентированные уставами. 


В то же время военная служба нередко связана со значительными физическими нагрузками и нервно-психическим напряжением, что при некоторых обстоятельствах особенно при нарушениях уставных положений, регламентирующих боевую подготовку, может вызвать у отдельных военнослужащих недостаточность их адаптационных возможностей и развитие нервно-психических расстройств. 

В структуре адаптации к военной службе В.Н. Ковалев выделяет три важных элемента: 
1. Освоение служебно-должностных функций.
2. Включение в общественную жизнь коллектива.
3. Установление межличностных, дружеских связей и отношений. 

Как аспекты адаптации к военной службе выделяются: - адаптация воинов к экстремальной ситуации и к условиям боевой деятельности (М.И. Дьяченко, М.П. Коробейников, Н.Ф. Феденко); - адаптация к воинской службе военнослужащих различных видов ВС (Г.А. Броневицкий, Ю.П. Зуев, A.M. Столяренко); - адаптация молодых солдат в связи с проблемой дисциплинированности (В.Г. Демин, А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов); адаптация курсантов военных училищ (A.M. Александров, Ю.А. Бородин, Л.Ф. Железняк, В.Я. Яблонко и др.); -социально-психологическая адаптация молодых воинов (В.Н. Ковалев, АД. Глоточкин, Л.Г. Егоров, В.Ф. Давыдов, Л.Е. Мерзляк, Ж.Г. Сенокосов). 

В военной психологии можно выделить два основных подхода к пониманию сущности социально-психологической адаптации: 

1. В системе отношений "индивид - среда" приоритетную роль имеет социальная среда, воздействующая на индивида. Основное содержание адаптации - это усвоение ролей, функций, навыков и умений. В результате происходит изменение социального статуса личности.

2. Адаптация - это двусторонний процесс взаимодействия личности и воинского коллектива, включение ее в систему отношений. В результате наблюдается изменение не только качеств самого воина, но и параметров воинского коллектива. 

Отдавая предпочтение второй точке зрения, можно согласиться с выводом Ж.Г. Сенокосова, который в процессе адаптации выделяет две стороны: 

1. Выбор и реализацию военнослужащим таких способов поведения и форм общения, которые позволяют согласовывать требования и ожидания участников адаптивной ситуации в условиях соответствия или несоответствия основных ценностей личности и воинского коллектива.

2. Принятие коллективом нового индивида через предъявление ему системы определенных требований, обусловленных ценностями, нормами, традициями данного коллектива, стилем руководства и лидерства в нем, уровнем его организованности и сплоченности. 

Успешность адаптации военнослужащего определяет степень адаптированности индивида, принятия личностью ценностных ориентации, установок, традиций воинского коллектива, глубину и широту ее контактов с командирами и сослуживцами, уровень удовлетворенности установленными взаимоотношениями и своим положением в группе. 

При этом, адаптированность целесообразно учитывать в трех основных сферах: 
- в сфере взаимоотношений с начальником; 
- между сослуживцами; 
- между личностью и микрогруппой (воинским коллективом). 

К особенностям социально-психологической адаптации личности в юности - времени прохождения срочной службы - относятся: 
- особая роль среды неформального общения; 
- потребность соотносить свою позицию с мнением и установками той группы, к которой принадлежал ранее, стремление оценивать себя так, будто друзья видят все поступки и сохраняют психологическую близость и общность; 

- тяга к символике и атрибутике, которая бытовала в сфере неформального общения; 
- установка на примитивность социальных механизмов взаимодействия и управления в группах, основанных на преобладании лидера и ограниченной автономии других членов;
- игнорирование опыта предшествующих поколений, тенденция пользоваться исключительно методом проб и ошибок
- конфликтность, обусловленная стремлением к стабилизации личностного развития на уровне подростково-молодежных корпоративных ценностных ориентаций [114,115]. 

При адаптации к военной службе следует учитывать и влияние личностных особенностей на ее процесс. Как отмечал М.И. Драгомиров: "...важнейшим военным элементом является человек. Важнейшим свойством человека - его нравственная энергия. Однако, имея дело с человеком; нужно брать его целиком, как он есть, а не создавать себе человека гипотетического, т.е. представляющего одну волю, или один ум, или, наконец, одну физику" [55. С.68]. 

Для адаптационного процесса значимы ценностные ориентации индивида, направленность, степень совпадения личностных ориентаций с ценностными ориентациями воинской группы, особенности адаптивного опыта индивида. 

Психологическая и педагогическая работа должна проводится в направлении: преодоления сложившихся в прошлом привычек, установок, отношения к воинской жизни; - формирования новых специфических форм общения; - выявления средовых обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личности (тип социального неблагополучия, отсутствие реальной роли в коллективе, коммуникативные затруднения и др.); выяснения характера реакции на конфликтообразующие обстоятельства (стремление утвердиться неадекватным способом, психологическая изоляция, оппозиционно-демонстративная форма поведения, компенсаторно-уступчивая позиция и др.); - изучение эмоциональных реакций индивида на затруднения средовой адаптации (игнорирование конфликта, подавленное состояние, повышения уровня тревожности и др.); определения индивидуальных особенностей личности и черт характера, затрудняющих адаптацию к условиям воспитательной среды в конфликтных обстоятельствах. 

Затруднять адаптацию могут психотравмирующие факторы, иногда встречающиеся в условиях военной службы. 

Эти факторы могут быть систематизированы по продолжительности - на острые (одномоментные) и хронические (в виде длительных психотравмирующих ситуаций), а по содержанию - на личностно-семейные или связанные со служебной деятельностью (профессионально-служебные). 

К личностно-семейным психотравмирующим факторам относятся такие, как болезнь родственников и близких, неурядицы и разлад в семье, ссоры, размолвка с женой или любимой девушкой, конфликты на сексуальной почве, переживания, связанные с наличием соматического заболевания и др.. 

Характерными профессионально-служебными психотравмирующими факторами являются неудачи по службе, некоторые ситуации, воспринимаемые как опасные для здоровья и жизни, переутомления, неправильные приемы воспитания, конфликты с товарищами и т.п. 

Из психотравмирующих факторов, специфичных для службы на флоте, могут быть названы трудности и неудачи, вызванные необходимостью повторной адаптации к усложняющимся условиям службы на разных этапах становления корабельных специалистов, психогенная переработка воздействия некоторых климатических факторов, нарушения биологических ритмов организма, переживания, связанные с воздействием неблагоприятных факторов обитаемости, отрыв от семьи в длительных морских походах, не в полной мере реализуемая система предпоходового и послепоходового отдыха, в единичных случаях известное травмирующее значение имеет "болезнь моря, корабля". [6,125,126]. 

Адаптация к условиям военной службы сопряжена с перестройкой всего уклада жизни и деятельности молодого человека. Адаптационный период к условиям военной службы обычно продолжается до 2-3 месяцев и не у всех военнослужащих протекает гладко. 

К факторам, воздействующим на физическое и психическое состояние военнослужащего срочной службы, относятся: другой ритм жизни, строгий распорядок дня, требования воинской дисциплины, соблюдение субординации, значительные физические и психические нагрузки, необходимость приобретения специальных военных знаний и навыков, освоение нового круга обязанностей, изменение характера и режима питания, определенные бытовые неудобства, смена временного пояса, непривычные климатические условия, особенности географического местоположения. 

Кроме того, необходимо адаптироваться и к специфическим условиям службы, например пребыванию на корабле, в танке, прыжкам с парашютом, несению караульной службы [126]. 

На значение повседневных воинских обязанностей указывал еще М. И. Драгомиров: "Лучшую практику, как в укоренении чувства долга, так и в развитии прочих нравственных качеств солдата в мирное время представляет так называемая караульная или гарнизонная служба в ее существенной части. Она есть первое применение всего того, что солдат должен чувствовать и знать. Она же есть, и при том единственная, действительная служба солдата и офицера в мирное время; все прочие отделы их занятий мирного времени представляют не более как подготовку к службе в военное время" [55. С.53]. 

Поведение военнослужащего определяется не его склонностями и желаниями, а требованиями уставов и приказами командиров. Он должен привыкнуть к жизни в воинском коллективе, имеющем сложившиеся традиции и определенный психологический климат. У 5% молодых военнослужащих процесс адаптации протекает тяжело. 

Как правило, такие лица предъявляют жалобы на быструю утомляемость, головные боли, головокружение, боли в мышцах спины, нижних конечностей, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение одышку при физической нагрузке и эмоциональном напряжении, нарушение сна и аппетита. 

У них отмечается частая смена настроения (при преобладании плохого настроения) раздражительность, слезливость, чрезмерное волнение при встрече с командиром, ответах на занятиях. 

Затрудняют адаптацию и такие факторы, как недостаточная психологическая готовность к трудностям военной службы, слабая физическая подготовка, недостаточный уровень интеллектуального развития, воспитание в неблагополучных семьях, переживания разлуки с домом и семьей, нарушение в связи с призывом на военную службу личных планов (поступление в учебное заведение, откладывание женитьбы, срыв возможности получить квартиру и т.д.), призыв на военную службу в возрасте старше призывного. 

Труднее адаптируются женатые, имеющие детей или близких и родных, находящихся на попечении военнослужащих [75,106]. 

К факторам адаптации (дезадаптации) относят и слабую предшествующую психологическую подготовку к военной службе и негативное отношение к ней; психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и старослужащими в воинском коллективе (неуставные взаимоотношения), грубость и педагогические ошибки командиров, характерологические особенности молодых военнослужащих, такие, как вспыльчивость, конфликтность, чрезмерное упрямство, обидчивость, капризность, эгоцентризм, иждивенческие тенденции, впечатлительность, робость, неуверенность в своих силах [114,115]. 

Функциональная недостаточность адаптационных механизмов и систем чаще в своей основе имеет биологическую слабость нервной системы и реже - дефекты предшествующего социального формирования личности (воспитание вне семьи, отсутствие одного из родителей, безнадзорность, педагогическая запущенность). 

Затрудненная адаптация не обязательно ведет к плохому прохождению дальнейшей службы. При правильно построенной психопрофилактической работе в воинской части (на корабле) даже военнослужащие с длительными и болезненными формами адаптации впоследствии могут успешно выполнять служебные обязанности. 

В механизме адаптации условно выделяют специфические (при адаптации к одному фактору среды) и неспецифические (при адаптации одновременно ко многим факторам, в начальный период действия любого фактора), регуляторные и энергетические компоненты. 

Характеристика условий и особенностей деятельности военнослужащих срочной службы ВМФ заставляет особое внимание уделять неспецифическим процессам адаптации. 

В условиях службы на подводных лодках, надводных кораблях, в авиации, береговых ракетно-артиллерийских войсках, морской пехоте имеются существенные различия. Особенностью службы в ВМФ является неоднократное изменение условий службы матросов и старшин плавающего состава, так как они в начале проходят подготовку в учебных отрядах и школах ВМФ, а затем направляются на корабли. 

И, наконец, важной особенностью воинского труда моряков является длительность плавания кораблей в низких и высоких широтах Мирового океана. При этом, деятельность специалистов флота протекает в условиях значительного эмоционального напряжения, связанного с высокой ответственностью за успешное выполнение боевых задач. 

Плавсостав ВМФ, как было показано выше, должен многократно приспосабливаться к разнообразным факторам природной, технической и социальной среды. Этим определяется большое значение проблемы адаптации в военной психологии. 

На современных боевых кораблях, оснащенных сложнейшей техникой, существенно меняется и характер труда личного состава. 

Возрастает удельный вес специальностей операторского профиля, предъявляющих к организму военнослужащих и, в особенности, к нервной системе и психике ряд требований. 

Кандидат на любую корабельную специальность должен обладать: 
1. Высоким уровнем развития: - направленности личности, в особенности мотивации; - комплекса общих профессионально значимых личностных свойств, характеризующих главным образом степень ответственности за выполнение порученной работы; - эмоциональной устойчивости; - основных свойств высшей нервной деятельности, в особенности силы возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. 

2. Не ниже, чем средним уровнем развития устойчивости, интенсивности и переключения внимания. Наряду с техническим совершенствованием кораблей и улучшением условий их обитаемости одновременно увеличивается длительность плавания и соответственно возрастает нервно-психическое напряжение у людей операторской деятельности, т.е. обслуживающих технику. 

Профессия оператора предъявляет особые требования к субъекту труда. Это, обусловлено, прежде всего, большой ответственностью за правильность и своевременность действий, необходимостью постоянного декодирования условной символики, умением видеть на ее основе реальный производственный процесс, недоступный прямому наблюдению. Конкретный характер требований зависит от уровня автоматизации и технического совершенства системы, а также от вида операторской деятельности [21,26,71,149]. 

Составными частями операторского труда являются прием, анализ и переработка информации, а также принятие решений и двигательное или речевое воздействие на управляемую систему. Эффективность такого вида деятельности определяется функциональным состоянием ЦНС и анализаторов, высшей нервной деятельностью и личностными качествами специалистов, а также психофизиологическими резервами организма. 

В ряде маневров операторы вынуждены одновременно включаться в несколько контуров управления, когда, будучи занятыми управлением одной системы, они управляют и другой. 

С физиологической точки зрения, работа в двух контурах означает, что человеку необходимо концентрировать процесс в двух различных функциональных системах мозга. Сама по себе такая работа, даже при прочно выработанных навыках, требует большого нервного напряжения. Особенно трудной она бывает, когда два вида деятельности по своему характеру очень близки [48]. 

В условиях плавания у корабельных специалистов отмечается постоянное чередование противоположных с физиологической точки зрения режимов работы. В зависимости от психологического содержания условно различают два режима операторской деятельности: - преимущественно в режиме ожидания и готовности к экстренным действиям по жестко заданным алгоритмам; - с постоянно высокой загрузкой операторскими действиями на всем протяжении дежурства (вахты). 

Психологическая сущность режима ожидания состоит в готовности к своевременным и точным действиям оператора при появлении сигнального раздражителя (команды), на базе которого строится весь комплекс психических и психофизиологических процессов и реакций. 

Как правило, в режиме ожидания состояние оператора по своим физиологическим характеристикам приближается к так называемому оперативному покою. Основную часть времени, приходящегося на дежурство (вахту) в неосложненных условиях, занимает ожидание сигнала к экстренному действию. 

Появления сигнала по времени является неопределенным. В этот период операторы выполняют функции слежения, наблюдения, контроля за текущими показаниями приборов, отображающих состояние технических систем. 

У них отмечаются монотонность деятельности, уменьшение потока сенсорных раздражителей, что при длительном плавании может привести к существенному ухудшению функционального состояния организма и к снижению работоспособности у корабельных специалистов. При объявлении боевой тревоги значительно возрастает ответственность корабельных специалистов, а работа их характеризуется большой напряженностью ... 

... В аварийных ситуациях, на личный состав воздействуют экстремальные факторы внешней среды (вода, повышенное давление воздушной среды, высокие и низкие температуры и др.). 

К особенностям профессиональной деятельности корабельных специалистов относится выраженное психоэмоциональное напряжение, поддерживающееся фактически во время всего похода. 

Высокий уровень психоэмоционального напряжения может быть обусловлен влиянием различных факторов. Наиболее типичными из которых являются: высокая социальная ответственность за выполняемую работу, дефицит времени и информации (или чрезмерный поток информации) для принятия решения и последующих действий, действие помех различной модальности, влияние неблагоприятных факторов обитаемости, межличностная несовместимость, социально-психологическая и сенсорная изоляция. 

Профессиональная деятельность корабельных специалистов операторского профиля характеризуется в ряде случаев возникновением экстремальных режимов работы, связанных с отказами техники, ошибками оператора, сложными и ответственными задачами управления, внешними помехами в работе, измененным психическим состоянием оператора и многими другими факторами, которые создают напряженные условия для информационного воздействия человека с техникой. 

Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса операторской деятельности является: 

1. Семантические - дефицит информации, противоречивость информации, субъективная сложность задачи, низкая субъективная вероятность поступления и восприятия информации, субъективная опасность ситуации, избыточность информации, субъективная сложность задачи, субъективная неопределенность момента предъявления информации и т.д.

2. Временные - дефицит времени, высокий темп предъявления информации, аритмичность предъявления информации, неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала, возрастающий информационный поток, возрастающий темп предъявления информации и т.д. 

3. Организационные - низкая объективная вероятность предъявления информации, объективная неопределенность момента предъявления информации, неправильный выбор необходимой информации, отвлечения внимания, пропуск сигнала, совмещенная деятельность, объективная сложность задачи, объективная опасность ситуации и т.д.

4. Технические - отказ системы, маскировка сигнала, блокировка сигнала, отключение сигнала, искажение информации, ложная информация, интерференция сигналов, противоречие информационных признаков ситуации, недостаточно привлекающий эффект сигнала, несоответствие сигнальных признаков информации и т.д. 

Помимо перечисленных информационных факторов, формирующих стрессогенный характер процесса операторской деятельности, в качестве сопутствующих, предрасполагающих причин развития информационного стресса могут быть индивидуальные особенности субъекта труда.

Операторская деятельность представляет собой вид труда, обусловленный повышенными требованиями не только к уровню нервно-психической устойчивости, здоровью, физической подготовленности, морально-нравственному, психофизиологическому состоянию, но и труд, который включает четыре специфические этапа: прием информации, ее оценку и переработку, принятие решения, реализацию принятого решения [17,27,126]. 

Особенностями деятельности оператора на этапе восприятия информации является отсутствие непосредственного контакта с объектом управления, восприятие информации в закодированном виде и соотнесение ее с состоянием системы. 

В основе второго этапа операторской деятельности (оценка и переработка информации) лежит анализ и обобщение информации, выделение критических объектов и ситуаций. На основе заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации и принимается решение о необходимых действиях. 

Время принятия решения зависит от сложности алгоритма и качества возможных вариантов решения. Содержанием этапа реализации принятого решения является исполнение его с помощью определенных действий (движения, мышечного усилия, воздействия на средства управления) или отдачи соответствующих распоряжений. 

Выше перечисленные этапы деятельности присутствуют в труде практически всех групп операторов, однако, какой-либо из них всегда является ведущим. 

Исходя из этого принципа, операторов можно разделить на специалистов преимущественно сенсорного, сенсомоторного, и логического типа

В Учебном отряде подводного плавания, на базе которого проводились исследования, осуществляется подготовка и обучение преимущественно операторов сенсорного и сенсомоторного типа

К этой группе можно отнести такие корабельные специальности как: гидроакустики; радисты; радиотелеграфисты; штурманские электрики. Характерной особенностью этих специальностей, является большой объем воспринимаемой информации. Выполнение такой деятельности в психологическом и психофизиологическом отношении требует достаточно эмоциональной и нервно-психической устойчивости, высокого функционального напряжения слухового и зрительного анализаторов, большой устойчивости и концентрации внимания. 

Таким образом, анализ аспектов адаптации к военной службе позволяет выделить в процессе психической адаптации военнослужащих срочной службы ВМФ ряд этапов: 

Так, первый этап - начальная адаптация (от момента призыва до 2-3 месяцев службы) имеет своим содержанием принятие правил, норм, распорядка военной службы (адаптация к условиям военной службы). 

На этом этапе военнослужащий адаптируется к новым климатическим условиям, физическим нагрузкам (психофизиологический аспект адаптации), новой микрогруппе (социально-психологический аспект адаптации). На этом же этапе происходит перестройка структур самоотношения, самооценки, ценностно-мотивационной сферы; переживание разлуки с родными и близкими (аспект собственно психической адаптации). 

Второй этап - этап военно-профессиональной подготовки (2 месяца-6 месяцев) связан с началом обучения военно-учетной специальности. На этом этапе происходит дальнейшее расширение обязанностей, репертуара социальных ролей военнослужащего. 

Третий этап - этап принятия должностных обязанностей на боевом корабле (6 месяцев - 2 года). На этом этапе происходит адаптация к разнообразным факторам обитаемости корабля, условиям корабельной службы, особым условиям труда корабельного специалиста, новой микрогруппе. 

При выполнении боевых заданий плавсостав каждый раз проходит адаптацию к условиям плавания, которая также имеет этапы: дезадаптация - адаптация - утомление - реадаптация (приспособление к условиям берега). 

Хотя каждый этап имеет определенные временные границы, но, вместе с тем, накладываются друг на друга, поэтому могут быть обозначены и как уровни адаптации к условиям военной службы.

Берг Т.Н. Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота. 
Введение диссертации - http://aleksey-pelevin.blogspot.com/2013/06/blog-post_3.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий