Страницы

пятница, 10 мая 2024 г.

Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий. Введение.


Борозинец Н.М., Водолажская М.Г., Сальникова О.Д., Соловьева О.В., Шеховцова Т.С. Концепция профессионально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной в процессе боевых действий и специальных военных операций, в контексте ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 6. C. 53—61. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280605 

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 1022101100016-7-5.1.1;5.3.2 «Профессионально-психологическая реабилитация лиц с инвалидностью, приобретенной во время исполнения служебного долга в процессе боевых действий и специальных операций» (FSRN 2023-0012). 

Введение.

Проблема реабилитации лиц с инвалидностью, приобретенной во время исполнения служебного долга в процессе боевых действий и специальных военных операций (далее – лица (человек) с инвалидностью данной категории), имеет важное научно-практическое значение. 

Участники боевых действий являются специфическим контингентом, требующим реабилитации, а лица с инвалидностью данной категории могут быть выделены в группу особого социального риска (В.С. Агеев, О.Н. Прудникова и др.) [9]. 

Приобретая инвалидность, большинство из них вынуждены выстраивать новую жизненную перспективу. 

У значительной части (87%) формируется инвалидизированная идентичность, обусловливающая реализацию ими деструктивных стратегий социального функционирования (Ю.М. Караяни) [8]. 

В отечественной науке исследования проблем участников военных действий сосредоточены в рамках социально-медицинского (Р.А. Абдурахманов, С.И. Съедин, П.А. Корчемный, Л.А. Китаев-Смык, И.В. Соловьев, Н.В. Тарабрина и др.) и медико-психологического подходов (Л.В. Смекалкина, Э.А. Нечаев, В.И. Захаров и др.) [8]. 

Фрагментарно рассматриваются вопросы педагогической реабилитации военнослужащих, выполняющих служебно-боевые задачи, с точки зрения профилактики поведенческих девиаций и формирования морально-психологической устойчивости (Е.И. Федак, С.В. Лопатько и др.) [11]. 

Единично на основе положений экономической теории труда представлено исследование профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов боевых действий и военной службы (Е.А. Захарова) [5]. 

Современная концепция комплексной реабилитации участников специальной военной операции (СВО) включает в себя медицинскую реабилитацию, психологическое и юридическое сопровождение, социальную поддержку, обучение по программам дополнительного профессионального образования отдельных категорий военных специальностей (Т.Н. Бонкало) [1]. 

Однако даже широкий спектр исследований не дает системного научно-обоснованного видения условий комплексной реабилитации лиц с инвалидностью данной категории в контексте утраты или ограничения трудоспособности, социально-психологической и профессиональной реадаптации. 

Также отсутствуют исследования, отражающие современные реалии СВО, в которой участвуют разные контингенты граждан: кадровые военные, военные, начавшие службу по контракту до СВО, мобилизованные, добровольцы, имеющие разные базовые профессиональные навыки, ценностные ориентиры и социально-психологические приоритеты. 

Именно поэтому авторам видится необходимой разработка научной концепции, ключевым понятием которой является профессионально-психологическая реабилитация лиц с инвалидностью данной категории. 

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2023_n6/Borozinets_et_al [

Introduction. 

The problem of the rehabilitation of persons with disabilities acquired during the performance of official duty during combat and special military operations (hereinafter this category is referred to as persons (person) with disabilities) has important scientific and practical significance.

Combatants are a specific contingent that require rehabilitation, and persons with disabilities of this category can be identified as a group of special social risk (V.S. Ageev, O.E. Prudnikova and others) [9]. 

When acquiring a disability, most from them they are forced to build a new perspective on life. A significant part (87%) forms a disabled identity that determines an implementation by them of destructive strategies of social functioning (Yu.M. Karayani) [8]. 

In domestic science, the research of problems of participants in military operations are concentrated within the framework of socio-medical (R.A. Abdurakhmanov, S.I. Syedin, P.A. Korchemny, L.A. KitaevSmyk, I.V. Soloviev, N.V. Tarabrina, etc.), medical and psychological approaches (L.V. Smekalkina, E.A. Nechaev, V.I. Zakharov and others) [8]. 

The issues of the pedagogical rehabilitation of military personnel performing service and combat duty are considered fragmentally, from the point of view of preventing behavioral deviations and forming moral and psychological stability (E.I. Fedak, S.V. Lopatko, etc.) [11]. 

A single study of vocational rehabilitation is presented based on the provisions of the economic theory of the labor and employment of disabled combatants and military service (E.A. Zakharova) [5]. 

The modern concept of the integrated rehabilitation of participants in the Special Military Operation in Ukraine (SMO) includes medical rehabilitation, psychological and legal support, social support, training in additional professional training programs, the formation of certain categories of military specializations (T.N. Bonkalo) [1]. 

However, even a wide range of studies does not provide a systematic, scientifically based vision of the conditions for the complex rehabilitation of persons with disabilities of this category in the context of loss or disability, socio-psychological and professional readaptation. 

There are also no studies reflecting the modern reality of the Special Military Operation, in which different contingents of citizens participate: career military personnel, military personnel who have started contract service just prior to the SMO, mobilized personnel, volunteers with different basic professional skills, values orientations and socio-psychological priorities. 

That is why the authors see it as necessary to develop a scientific concept, the key notion of which is the professional and psychological rehabilitation of persons with disabilities in this category.

Литература: 

1. Бонкало Т.И. Комплексная реабилитация участников специальной военной операции на Украине: дайджест январь—февраль 2023 [Электронный ресурс] / Т.И. Бонкало. Электрон. текстовые дан. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. 


5. Захарова Е.А. Профессиональная реабилитация и трудоустройство инвалидов боевых действий и военной службы: дисс. … канд.эконом. наук. М., 2013.

8. Караяни Ю.М. Социально-психологическая реабилитация инвалидов боевых действий: дисс. … канд. психол. наук. М., 2016.

8. Karayani YU.M. Social’no-psihologicheskaya reabilitaciya invalidov boevyh dejstvij: diss. … kand. psihol. nauk [Socio-psychological rehabilitation of combat invalids: Ph. D. (psychology) diss.]. Moscow, 2016. (In Russ.).

9. Прудникова О.Н. Медико-социальные аспекты реабилитации ветеранов боевых действий в Омской области: дисс. … канд. мед. наук. Кемерово, 2006. 

11. Федак Е.И. Педагогическая реабилитация военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших служебно-боевые задачи: дисс. ... канд. пед. наук. М, 2004. 

Информация об авторах.

Борозинец Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1167-7132, e-mail: nborozinetc@ncfu.ru 

Водолажская Маргарита Геннадьевна, доктор биологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3934-6733, e-mail: mvodolazhskaia@ncfu.ru 

Сальникова Олеся Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6607-3312, e-mail:osalnikova@ncfu.ru 

Соловьева Ольга Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4210-3334, e-mail: osoloveva@ncfu.ru 

Шеховцова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (ФГАОУ ВО СКФУ), г. Ставрополь, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-0910-4919, e-mail: tshekhovtcova@ncfu.ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий