В них «четко определены» механизмы работы с ветеранами боевых действий, описаны образовательные программы для врачей по особенностям ведения этой категории пациентов.
Говорится также о необходимости профилактики, например скринингах по выявлению стрессовых расстройств либо среди широкой популяции населения, либо среди целевых групп, таких как участники СВО или члены их семей.
Документ одобрен научно-практическим советом Минздрава в конце февраля, в ведомстве тем временем создана рабочая группа по организации оказания медпомощи при ПТСР.
Рабочую группу Минздрава по организации оказания медпомощи при посттравматическом стрессовом расстройстве возглавил руководитель ведомства Михаил Мурашко.
Как пояснил его заместитель Олег Салагай, задачей группы будет координация усилий органов власти и специализированных учреждений, оказывающих психологическую помощь гражданам.
Профессиональное сообщество разработало клинические рекомендации по оказанию помощи при ПТСР: документ одобрен научно-практическим советом Минздрава 27 февраля.
До сих пор таких рекомендаций не существовало.
Как рассказал “Ъ” директор НМИЦ психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева Минздрава РФ Николай Незнанов, врачи в работе с такими пациентами опирались на другие нормативные документы — клинические рекомендации по тревожным, паническим расстройствам, стандарты оказания помощи пациентам группы невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств.
Отвечая на вопрос, почему клинические рекомендации по оказанию помощи при ПТСР появились именно сейчас, Незнанов указывает, что кроме участников военных действий в группе риска развития этого заболевания могут быть свидетели таких событий, в том числе жители зоны, где ведутся боевые действия, или соседних территорий, беженцы, врачи, волонтеры.
«Влияние оказывают и информационное пространство, обмен негативными сообщениями,— заявил Николай Незнанов.— Сопричастие, сопереживание несут негативную эмоциональную нагрузку.
А переживание возможной угрозы жизни является значимым психотравмирующим фактором, когда человек находится в условиях неопределенности».
По данным НМИЦ психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева, распространенность ПТСР составляет от 2,6% от общего числа обследуемого населения до 73–92% в группах риска.
Психическая травма приводит к развитию ПТСР примерно в 25–35% случаев.
До 60% переживших травматические ситуации продолжают страдать от значительных симптомов ПТСР через год после травмы.
Предполагается, что в целом в популяции приблизительно 7–10% лиц имеют симптомы ПТСР.
У военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, распространенность ПТСР составляет от 3% до 11%.
У раненых военнослужащих психические расстройства пограничного уровня развиваются минимум в 30% случаев, а удельный вес ПТСР среди них достигает 14–17%.
Задача клинических рекомендаций, заявил Николай Незнанов, предоставить лучшие практики, которые врачи могут применять в данном случае.
Принципиально новым, по его словам, стало включение в документ специфических психометрических методик, а также десенсибилизации и переработки движением глаз (терапевтический подход, в основе которого лежит модель адаптивной переработки информации).
Кроме того, в рекомендациях отражены новые результаты рандомизированных клинических исследований в отношении эффективности тех или иных фармакологических, а также психо- или социотерапевтических мероприятий.
Также в документе говорится о предотвращении формирования ПТСР, в том числе обеспечении своевременной помощи населению (выявление случаев, требующих неотложной помощи и направления пациентов в места оказания помощи) и взаимодействии с другими специалистами (в частности, обучение распознаванию и выявлению случаев острой реакции на стресс, ПТСР, расстройства адаптации).
Незнанов указывает, что профилактика этого состояния в целом может быть реализована через проведение скрининга по выявлению стрессовых расстройств либо среди широкой популяции населения, либо среди целевых групп, например у участников СВО или членов их семей.
При этом, отмечает он, важно обеспечить формирование «позитивного образа» психиатров и психотерапевтов и «спокойного отношения» к ним.
Главный внештатный специалист психиатр Минздрава РФ Светлана Шпорт добавляет, что в рекомендациях «четко определены» организационные механизмы работы с ветеранами боевых действий, разработаны циклы обучения врачей особенностям ведения этой категории пациентов и предусмотрены право и свобода гражданина на всех этапах обращения в медслужбу.
По ее словам, профессиональное сообщество настроено на «максимальное взаимодействие с пациентами и бережное предоставление медицинских услуг».
«Национальные центры, курирующие психиатрические учреждения, проводят мониторинг обращения участников боевых действий, изучают правомерность выставленных диагнозов, разбирают сложные случаи и обеспечивают методическое сопровождение»,— заявила Шпорт.
Подробней - https://www.kommersant.ru/doc/5886745
Комментариев нет:
Отправить комментарий