На рассмотрение в Госдуму РФ в четверг, 29 декабря 2022 года, внесён законопроект, согласно которому все супруги погибших в ходе боевых действий на Украине военнослужащих смогут претендовать на максимальные меры социальной поддержки.
Авторами документа являются лидеры всех думских фракций.
Согласно действующему в настоящий момент законодательству, в случае если супруги погибших военных проживают не только с детьми, но и с другими членами семьи, например с родителями, закон не позволяет предоставлять им те же меры соцподдержки, что и вдовам, которые проживают одиноко или только с детьми.
Новый законопроект, в частности, предусматривает отмену требования «одинокого проживания» для получения льгот.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах».
Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» (далее – законопроект) подготовлен в целях расширения категории получателей мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ) на вдов (вдовцов) ветеранов боевых действий независимо от условий их проживания.
В соответствии со статей 21 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;
2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;
4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных организациях по очной форме обучения.
Таким образом, факт совместного проживания с иными лицами, кроме детей, перечисленных в подпункте 4 (например, с родителями), не позволяет вдовам (вдовцам) ветеранов боевых действий установить меры социальной поддержки наравне с вдовами (вдовцами), проживающими одиноко или с детьми.
С учетом внесенных Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 69-ФЗ в Федеральный закон «О ветеранах» изменений, согласно которым к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, выполнявшие задачи в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики,
представляется целесообразным исключить условие одинокого проживания и совместного проживания с детьми из подпункта 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 5-ФЗ, предусмотрев право на получение мер социальной поддержки независимо от состава членов семьи и совместного проживания.
Это позволит повысить уровень социальной защищенности супруги (супруга) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившего) в повторный брак.
Принятие законопроекта окажет позитивное влияние на уровень доходов указанной категории граждан, которые будут вправе получать ежемесячные денежные выплаты (далее – ЕДВ), устанавливаемые Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР).
По данным ПФР по состоянию на 1 мая 2022 года численность получателей ЕДВ составляет 174 152 человека, из них 151 187 человек – члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Следует учитывать, что численность указанной категории получателей мер социальной поддержки неуклонно сокращалась в течение последнего десятилетия, однако, проведение военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики сформировало основания для принятия законодательного акта, направленного на расширение категорий получателей социальной помощи с учетом состава семей военнослужащих, участвующих в военной операции.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности,
предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее – обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, законопроект не относится к числу проектов актов, требующих проведения оценки регулирующего воздействия.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния
на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.