Страницы

понедельник, 14 ноября 2022 г.

Генерал-полковник медицинской службы Смирнов Е.И. Фронтовое милосердие.


Это книга не про психологов на войне, а про военных медиков, но будет полезна и психологам при организации психологической работы с ранеными. 

Смирнов Е. И. Фронтовое милосердие. — М.: Воениздат, 1991. — 430 с., 1 ил. л. — (Военные мемуары). Тираж 50000 экз. ISBN 5–203–01031–5. 

Война жестока, беспощадна и кровава, она требует неисчислимых жертв, в том числе и искалеченными, израненными воинами, которые нуждаются в неотложной помощи, лечении, поддержке, сердечности людей. 

Фронт ... Милосердие... Это напряженный труд медиков по спасению, лечению и возвращению в боевой строй бойцов и командиров, получивших ранения в боях. 

Среди военно-медицинских работников 47 человек за героические подвиги в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 13 человек награждены полководческими орденами, среди военных медиков 18 полных кавалеров ордена Славы, свыше 115000 военно-медицинских работников награждены орденами.

Однако куда больше было столь же истинных героев, многие из которых так и остались безвестными, пали смертью храбрых. 

Жертвуя собой, они спасали жизнь вверенных им раненых и больных. 

Медицинская сестра Тамара Калнин 18 сентября 1941 г. эвакуировала раненых в госпиталь. 

Санитарная машина подверглась нападению немецкого самолета. 

Шофер был убит, машина загорелась. 

Калнин вытащила всех раненых из горящей машины, получив тяжелые ожоги.

Добравшись обратно до своего медсанбата и успев сказать, что в пятнадцати километрах по дороге в госпиталь в кустах находятся раненые, она потеряла сознание. 

2 ноября 1941 г. находясь на лечении в госпитале 18-летняя Тамара Калнин скончалась от тяжелых ожогов. 

За спасение раненых она была награждена посмертно орденом Ленина. 

Санитарный инструктор Зоя Павлова в боях под Красным Бором в 1942 г. была ранена в коленный сустав, после лечения вернулась в строй. 

В феврале 1944 г. она выносила раненых с поля боя, укладывала их в воронку, чтобы предохранить от вторичных ранений. 

К воронке стала подходить группа немецких солдат. 

Поднявшись на ноги, Зоя метнула в них гранату, при этом погибла сама, но раненые были спасены. 

Во имя спасения раненых и больных врачи, медицинские сестры, санитары были вынуждены отражать нападения немецко-фашистских войск на медицинские учреждения. 

Многочисленные боевые схватки медицинского персонала с фашистами, нападавшими на медицинские учреждения и на раненых, были вынужденными, следствием открытого попрания фашистами основных положений Женевской конвенции, 

категорически запрещающей посягать на жизнь раненых и больных, расстреливать их или издеваться над ними, нападать на военные подвижные и стационарные медицинские учреждения, госпитальные суда, санитарный транспорт и медицинский персонал.

Большинство фронтовых врачей окончили гражданские медицинские институты, поэтому военно-оперативная подготовка их оставляла желать много лучшего. 

Было просто недопустимой роскошью иметь по три хирурга на медучреждение. 

Для подготовки хирурга требуется минимум полтора года. 

На Западный фронт главным хирургом был назначен профессор Станислав Иосифович Банайтис, возглавлявший кафедру военно-полевой хирургии на военном факультете Харьковского медицинского института. 

Банайтис С.И. был одним из талантливейших организаторов хирургической работы в боевых условиях, что помогало ему изучать и расставлять хирургов не только с учетом их профессиональных знаний, но и организаторской хватки. 

Собранный, целеустремленный, трудолюбивый и работоспособный, Банайтис требовал и от своих подчиненных четкости в организации хирургической работы, безукоризненного выполнения операций раненым и перевязок ран. 

Среди раненых были и такие, которые страдали морально, лишившись одной или обеих конечностей, получив увечье лица. 

Такие люди нередко уходили в себя, особенно в ночное время, когда в палате наступала тишина и никто не мешал думать о том, как жить дальше. 

Больше всех об этих больных знали палатные сестры. 

Помочь выйти таким больным из состояния моральной подавленности способны были именно они. 

Но в этих случаях их профессиональная подготовленность и даже внимание к раненым и забота о них порой оказывались недостаточными. 

Здесь чаще всего главную роль играло доброе слово, которое является могучим исцелителем. 

Политический работник, интересующийся морально-психологическим состоянием раненых, получал от медицинских сестер много данных, которые служили ему подмогой для того, чтобы совместными усилиями с врачами и палатными сестрами преодолеть недуг раненого.

Политическая работа среди раненых и больных строилась дифференцированно. 

В ней учитывались состояние здоровья и тяжесть ранения, служебное положение, национальная принадлежность и т. д. 

Одним из средств, оказывающих сильное влияние на морально-политическое и психологическое состояние раненых и больных, являлось вручение партийных и комсомольских документов принятым в партию и комсомол, но не получившим билеты из-за ранения. 

Большое значение имели также мероприятия, связанные с вручением правительственных наград. 

Так, в госпиталях одной армии за период с 22 февраля по 3 марта 1945 года было вручено около 2000 наград. 

Многое делалось для оказания помощи воинам, находившимся на излечения в госпиталях, в розыске родственников. 

Медицинские работники — сестры, да и няни помогали раненым в переписке с их родными. 

Так, например, во втором полугодии 1943 года на 2-м Украинском фронте только в ХППГ № 4366 ими было написано 240 писем. 

Из числа раненых, прошедших в течение года через наши лечебные учреждения, 73,3% вернулось в строй (включая выписанных в часть, в батальоны, выздоравливающих и признанных ограниченно годными), уволено в отпуск 6%, уволено в запас на 6-12 месяцев 3,6%, уволено совсем 10%, умерло 7,1%. 

После контузий вернулось в строй 83,7%, уволено в отпуск 6,3%, уволено в запас 1,9%, уволено совсем 7%, умерло 1,1%. 

Обожженных вернулось в строй 93%, уволено в отпуск 2,1%, уволено в запас 0,6%, уволено совсем 2,3%, умерло 2%. 

Излеченных по поводу обморожения вернулось в строй 82,8%, уволено в отпуск 5,6%, уволено в запас 1,3%, уволено совсем 8,8%, умерло 3,5%». 

Эти результаты были достигнуты под руководством опытных руководителей медицинских служб фронтов. 

Всего было возвращено в строй более 72% раненых. Это более 10 300 000 человек.

Вернулись в свои части и продолжали сражаться с врагом 90,6%, или более 6,5 миллиона, солдат и офицеров, попавших в госпитали с различными заболеваниями. 

Такие результаты работы военным медикам достались нелегко. 

Хотя об этом многократно говорилось в книге, хотелось бы еще раз подчеркнуть их стойкость, неиссякаемые трудолюбие и выдержку, глубочайшее человеческое милосердие. 

Уверен, что и сегодняшнее поколение военных медиков, преемников боевых традиций ветеранов, проявлявших фронтовое милосердие в годы Великой Отечественной, находится в полной готовности к работе в любых, пусть даже самых трудных и экстремальных, условиях. 

Это их воинский долг, это незыблемый закон человеческого милосердия. 

1988 г. 

Напряженный труд военных медиков и гражданских работников здравоохранения по спасению, лечению и возвращению в боевой строй бойцов и командиров, получивших ранения в боях. 

Все это показано в книге бывшего начальника Главного военно-санитарного управления Красной Армии, Героя Социалистического Труда, генерал-полковника медицинской службы Е. И. Смирнова. 

В основу воспоминаний положена монография Е. И. Смирнова «Война и военная медицина».

Комментариев нет:

Отправить комментарий