«От войны нельзя ждать никаких благ» Вергилий.
В сентябре 2020 года в Нагорном Карабахе начались военные действия, эхо происходящего докатилось и до Краснодарского края, где я работаю.
Пострадавшие в растерянности, беженцам и вынужденным переселенцам требуется психологическая помощь.
Как и в любой чрезвычайной ситуации, помощь психологов — один из важнейших компонентов стабилизации ситуации.
Беженцы и вынужденные переселенцы сталкиваются на новом месте жительства не только с традиционными социальными и юридическими аспектами нормативно-правового урегулирования статуса,
проблемами трудоустройства, жилищного и социально-бытового обустройства, но и сложнейшими социально-психологическими проблемами адаптации.
Важнейшими проблемами являются:
посттравматические стрессовые расстройства у лиц с травматическим опытом;
психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства;
общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;
адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы среднего, среднего специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;
трудности вживания в новую среду общения и, как следствие, нередко возникающее состояние отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности, повышенной конфликтности и др.
Для успешной адаптации людей необходимо максимальное удовлетворение их актуальных потребностей.
Наибольшее значение приобретают потребности в чувстве общности, общении, хороших взаимоотношениях, принадлежности к определенной группе, получении знаний, самореализации,
возможности быть самим собой, социально-психологической защищенности, уверенности в будущем, материальном благополучии, благоприятных условиях проживания.
Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, которые были выявлены в процессе оказания психологической помощи:
материальные (как правило, семьи беженцев по тем или иным причинам лишаются жилья, работы, материальных ценностей) — у 100% человек;
проблемы с трудоустройством — 80%;
психологические — 100%;
психические — 15%;
проблемы со здоровьем — 85%;
ухудшение психологической атмосферы в семье (увеличение числа конфликтов, дисгармония во взаимоотношениях членов семьи и др.) — 20%;
проблемы с воспитанием детей — 20%;
дезинтеграция (когда отдельные личности и целые семьи теряют связь со своей местностью, они лишаются одновременно поддержки людей и социальных институтов, в результате появляется ощущение страха, чувство незащищенности, злобы, тревоги и депрессии) –—70%;
проблемы социализации — 30%.
Необходимо уточнить, что основными симптомами стрессовой ситуации являются нарушение сна, страхи, связанные с угрозой жизни (потому что люди побывали под бомбежками и выстрелами),
синдром повышенной возбудимости, боязливость, высокий уровень тревоги, которая подпитывается беспокойством за тех близких, которые остались в зоне боевых[ действий.
Это группа риска для возникновения достаточно тяжелых стрессовых расстройств.
Первую психологическую помощь при работе с беженцами и вынужденными переселенцами следует оказывать взрослым, так как эмоциональное состояние детей зависит от поведения родителей.
Хочется подчеркнуть, что основной стресс у них возникает не из-за того, что они оказались в новом месте, а из-за состояния крайней неопределенности.
Они не знают, когда смогут вернуться.
Это самый большой стрессогенный фактор.
Круг озвучиваемых беженцами запросов — от тревоги по поводу будущего (страх за детей и близких, потеря работы и места учебы детей, нестабильное душевное состояние) до шока от боевых действий, утраты близких и вынужденного переселения.
Это большой объем работы для специалиста по психологической травме.
Дети травмированы военными действиями на их родине, самим переездом и напряженностью своих родителей.
Взрослые, по наблюдениям, не до конца осознавали то, что происходит, и были уверены, что через неделю-другую ситуация стабилизируется и они смогут вернуться домой.
Потом людям стало понятно, что так быстро ситуация не изменится, что жить у родственников придется непредсказуемо долго (что еще больше травмирует).
Психолог снимает сильную эмоциональную реакцию у тех взрослых, которые, не справившись со стрессом ситуации неопределенности, устав от бесконечных переездов, жары, страшных новостей с родины, устраивают истерики, паникуют, кричат, проявляют агрессию.
Многим требуется экстренная психологическая поддержка хотя бы для того, чтобы выйти из состояния паники, переключиться на принятие здравых решений, вернуть себе точку опоры.
Поэтому важна и нужна любая психологическая помощь: телефоны доверия, горячие линии, контакты специалистов, готовых консультировать бесплатно.
Получить помощь психолога сейчас можно в режиме онлайн, при помощи разных современных программ видеосвязи и текстовых сообщений.
Онлайн-консультации пользуются успехом у беженцев.
Для оказания первой помощи необходима индивидуальная коррекция психоэмоционального состояния, порой достаточно нескольких онлайн-встреч со специалистом.
Психологическая помощь беженцам и вынужденным переселенцам может потребоваться не только на этапе адаптации, но и в дальнейшем.
Ее желательно оказывать по месту жительства психологов, так как переезд в другие регионы и размещение специалистов требует дополнительных средств, которые лучше потратить на обустройство и гуманитарную помощь.
Литература:
1. Адлер А. Понять природу человека. М., 1992
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
3. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Под ред. В.А. Тишкова. М., 2007
4. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб, 2002
5. Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2007
6. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. 2001
7. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М.: Эксмо, 2005
8. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
9. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой, М.: Смысл, 2001
10. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001
Комментариев нет:
Отправить комментарий