Страницы

суббота, 4 декабря 2021 г.

Мастер-класс «Возможности народной игры в профилактике девиантного поведения».


На факультете психологии Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации состоялась встреча курсантов со студентами Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). 

Участники мастер-класса «Возможности народной игры в профилактике девиантного поведения» на собственном опыте ощутили психологические эффекты, возникающие в процессе игрового взаимодействия. 

К особенностям культурно-исторической значимости народной игры можно отнести обобщенность культурных содержаний в моделях поведения, которые невольно осваиваются в игре. 

Если в обычной сюжетно-ролевой игре, как правило, проигрываются очень конкретные сюжеты, то в народных играх — их обобщенные схематические модели. 

В таких играх представлена квинтэссенция народного опыта, опыта переживаний эмоциональных состояний, отношений между участниками. 

Например, в самой известной народной игре «Каравай» исследователи зафиксировали более десяти воспроизводящихся эмоциональных состояний, которые может пережить, освоить участник, включившийся в игру. 

Внутри традиционной игры создаются возможности широкой вариативности поведения, например, от индивидуального к коллективному и наоборот, что позволяет освоить разные модели поведения и обрести опыт определения самостоятельной индивидуальной стратегии в различных ситуациях.

В игре участники, выстраивая отношения на принципе паритетности, признают за собой и за другими равные права и обязанности, принимают и главенствующую роль игрового лидера, или низкую статусную роль входящего в игру, «новенького». 

Такое сочетание равноправия и соподчиненности развивает чувство уважения к общему мнению, самостоятельности, ответственности, осмысленности своих действий.

Практически все народные игры имеют четко заданный сценарий, правила, внешне не нарушаемые. 

Однако вариативность, как свойство традиционной культуры, допускает широкую возможность импровизации. 

Добровольность участия в игре и одновременная подчиненность ее правилам и сценариям вырабатывают навык быть свободным в принятии ограничений. 

Умение сохранить принятый закон игры вне зависимости от собственных желаний, — шаг на пути обуздания самоволия, профилактический и коррекционный ресурс в работе с девиантным поведением. 

Организаторы встречи Александр Черепанов и Анна Корбут (Военный университет), Владимир Чернушевич (МГППУ) отметили, что в современных условиях создание и поддержание межвузовских связей особенно актуально. 


Подробней: Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51—59. doi:10.17759/chp.2017130307

На фото: Школа юридического психолога МГППУ приглашает на очередное занятие "Народные игры как средство профилактики девиантного поведения" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий