Страницы

суббота, 5 июня 2021 г.

18 марта - День памяти погибших при испытании ракетно-космической техники на космодроме Плесецк.


«Космос ошибок не прощает. О тех, кто погиб в той трагедии, вспоминают везде. Сегодня космические войска уверенно выполняют задачи боевой подготовки, где отрабатываются новые формы и способы применения войск, проводятся испытания новых образцов вооружения», 

- отметил начальник штаба 15-й армии ВКС (ОсН) генерал-майор Анатолий Нестечук в ходе памятного митинга, посвященного Дню памяти военнослужащих, погибших при испытании ракетно-космической техники на космодроме Плесецк.

Катастрофа на космодроме Плесецк 18 марта 1980 года — авария с многочисленными человеческими жертвами при подготовке к пуску ракеты-носителя Восток-2М. 

За 2 часа 15 минут до запланированного запуска произошёл взрыв. 

На момент взрыва на боевых постах в непосредственной близости от ракеты находился 141 человек. В пожаре погибло 44 человека. 

43 человека получили ожоги различной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, четыре человека впоследствии скончались. 

Катастрофа, повлёкшая за собой большое количество жертв, была вызвана применением каталитически активных материалов при изготовлении фильтров перекиси водорода.

Накануне, 17 марта ракета была установлена на стартовом комплексе №43/4. 

Автономные и генеральные испытания были пройдены без замечаний. 

К моменту взрыва 19 часов 01 минута, ракета уже была полностью заправлена керосином. Происходила заправка жидким кислородом и жидким азотом. 

Завершалась заправка перекисью водорода. 

Перекись водорода является крайне неустойчивым химическим соединением. 

Любая соринка или использование нештатных материалов могут вызвать взрывообразное каталитическое разложение перекиси с выделением большого количества чрезвычайно активного, атомарного кислорода, способного поджечь все, что может гореть.

По показаниям большинства очевидцев, первая вспышка произошла в районе третьей ступени (блок Е ракеты). Через несколько секунд произошёл взрыв ниже нулевой отметки и начался обширный пожар. 

Сухие строки отчета Правительственной комиссии и воспоминания очевидцев сохранили примеры мужества, отваги, верности воинскому долгу и товарищеской взаимопомощи, когда командиры спасали своих подчиненных и подчиненные выносили из огня своих командиров. 

Не смотря на то, что более двух сотен тонн керосина и жидкого кислорода превратили пусковую установку в огнедышащий вулкан, подполковник А.Г. Касюк, майоры Н.И. Ручков и И.А. Кенов, капитаны Ю.М. Хлямов и В.В. Лаврентьев через огонь, дым и раскаленные двери выводили своих подчиненных в безопасное место, в первую очередь думая об их спасении. 

Майор Н.И. Ручков погиб, спасая людей. Капитана В.В. Лаврентьева, получившего тяжелые ожоги, спасли его подчиненные — рядовые А.Ю. Баширов и А.М. Беглиев.

Выносили из огня своих товарищей и оказывали им первую помощь старший сержант А.В. Александров, сержант А.И. Сергиенко, ефрейтор Т.Д. Лохмаков и рядовой М.А. Мамиджаев. 

Рядовые Д.С. Шахназаров и Д.А. Дурдыев в условиях сильного задымления и отсутствия видимости стояли в кабельном канале и у выхода из стартового сооружения, голосом подзывали людей и указывали им выход в безопасное место. 

Подполковник А.Г. Касюк, прапорщик Н.П. Рябов, ефрейтор Э.Ф. Ганбаров, рядовой Б.Я. Павлов провели отстыковку заправочных шлангов, эвакуировали с "нулевой отметки" заправочные агрегаты и открыли газосброс на кислородно-азотном заводе. 

Майор Лобур, капитан Суховерков встали в строй аварийно-спасательной группы, которую возглавил полковник С.А. Кириллов. 

Все три дня, ликвидируя последствия катастрофы, в одной "связке" работали и офицеры, и солдаты. 

Их обливали водой и они уходили за погибшими товарищами внутрь стартового сооружения, откуда еще било пламя… 

5 февраля 1996 года, на основании Акта межведомственной комиссии по дополнительному расследованию причин катастрофы 18 марта 1980 года, было подписано Решение №Н-4075 о реабилитации боевого расчёта 1-го ГИК МО. 

В тексте решения указано, что катастрофа произошла не по вине личного состава боевого расчёта космодрома. 

На въезде в город Мирный Архангельской области в память о катастрофе расположен мемориал.

Не надо искать героев где-то на стороне. Герои – они жили и живут, служили и служат рядом с нами. Именно с них надо брать пример, ими надо гордиться!

Комментариев нет:

Отправить комментарий