Экипажи свыше 60 кораблей и судов обеспечения, выполняющих задачи в Мировом океане получили поздравление Главкома ВМФ России адмирала Николая Евменова с Днем Победы 9 мая 2021 года.
Кто проводит психологическое сопровождение этих экипажей в море и нужно ли оно?
Ранее данный вопрос решался силами штатных психологов кораблей 1 ранга (должности сокращены), начальников групп психологической работы корабельных соединений и психологов Центров психологической работы флотов, которые в декабре 2020 года тоже были сокращены.
Определённую психологическую работу проводили штатные заместители командиров по воспитательной работе (работе с личным составом), а ныне заместители командиров по военно-политической работе, имеющие высшее психологическое образование.
Среди действующих замполитов есть даже кандидаты психологических и педагогических наук, правда сей факт они скромно умалчивают и не любят упоминать его в суе.
В ВМФ накоплен большой опыт психологической работы на кораблях в условиях боевой службы (до 9 мес.) как в дальней морской, так и океанской зонах.
Часть этого опыта нашло отражение в диссертациях по военно-морской проблематике.
Вспомним "Основы военно-морской психологии" Г.А.Броневицкого, где на основе общих положений военной психологии и анализа опыта, накопленного на кораблях ВМФ СССР, раскрываются психологические особенности деятельности военных моряков, рассматриваются вопросы их подготовки к службе на кораблях.
В глава VI монографии рассматривается руководство личным составом в дальнем плавании.
В том числе, психологические основы руководства экипажем, психологические особенности несения ходовой вахты и кораблевождения, пути поддержания высокой дееспособности личного состава и снятия чрезмерных психологических нагрузок, особенности поддержания высокой боевой готовности военных моряков.
Глава VII монографии посвящена ведению боевых действий на море.
Рассмотрены основные психологические особенности решения боевых задач в современной войне на море, учет психологических особенностей противника при ведении боевых действий.
Психологические особенности поведения и действий личного состава в начале войны, психологические предпосылки эффективного руководства личным составом в боевой обстановке.
Считаю, что начальники групп психологической работы корабельных соединений в обязательном порядке должны выходить на кораблях в море, оставляя за себя в базе ведущего психолога групп.
Хотя, есть мнение, что психолог на борту это просто "пассажир", без которого командование само как-нибудь разберётся с проблемами в воинском коллективе.
Полагаю, что начальники групп психологической работы корабельных соединений должны повышать свою квалификацию по военно-морской психологии в стенах Военно-морской академии (ВУНЦ ВМФ "ВМА") или высших образовательных учреждениях ВМФ в местах дислокации.
В территориальных центрах психологической работы на флотах и региональном центре психологической работы Северного флота иметь 1-2 подготовленных специалистов-психологов из числа офицеров для работы с экипажами надводных кораблей и подводных лодок в море.
Конечно, чтобы не быть просто "пассажиром", желательно, чтобы прикомандированный на выход корабля в море военный психолог принимал самое активное участие в повседневной жизни и деятельности экипажа.
А, при острой необходимости, даже нёс корабельные наряды - заступал дежурным по кораблю, вахтенным офицером на ходу и на якоре, командиром вахтенного поста на юте (в иностранном порту), хотя действующими руководящими документами это не предусмотрено.
Зато поднимет авторитет психолога в глазах офицерского состава, да и всего экипажа корабля.
Конечно, предварительно он должен сдать все положенные зачёты по знанию устройства корабля, основ борьбы за живучесть, корабельных правил и т.д. и получить соответствующий допуск.
Это должно касается только психологов групп психологической работы корабельных соединений, которые должны входить в состав походного штаба.
Далее я попытаюсь сформулировать некоторые обязанности военного психолога на корабле при выполнении задач в море.
Кстати, гражданского психолога-женщину тоже можно отправить в море, к примеру, на борту танкера или морского буксира по взаимной договорённости всех заинтересованных лиц и такая практика уже имелась.
На фото: Игорь Дъячук, Вадим Савич, Наталья Ерутина, Любовь Лазарева, Варвара Ступенко, Анна Косоногова, Галина Штефан и другие психологи на борту большого противолодочного корабля "Керчь" в ходе V Всеармейского конкурса специалистов психологической работы в Севастополе.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий