Судебный эксперт, клинический психолог Алиса Колесова о постановке психологического диагноза и выводах по рисунку.
Вот это «слишком длинный хвост у черной кошки — он же фаллический символ, а значит… беда, товарищи!».
Ну и про черный цвет, что, вроде как, сулит совсем печаль и большие проблемы ...
Рисуночные методики относятся к проективным методам в психологии. Это когда человек проецирует на лист бумаги предложенное ему задание.
Например, нарисовать человека, семью или несуществующее животное.
Так психолог хочет посмотреть, как идентифицирует сам себя человек или каким он видит свое положение в ближнем окружении, как развита его фантазия.
Такие методики имеют довольно свободную интерпретацию.
Это значит, что есть определенные параметры, указывающие на вероятность того или иного значения.
Из самого простого, на что смотрят специалисты — расположение фигур на листе, их размер, детализация, акценты на определенных частях тела, выбор цветов, закрашивание и штриховка, расширение сюжета (дорисовывание, например, при рисунке человека солнца, травы, домов и т.п.).
Чем фигура меньше, тем менее значимым себя ощущает человек.
При детальной прорисовке или штриховке отдельных частей тела считается, что там есть трудности.
Большие очерченные глаза могут указывать на страх («широко открытые от страха глаза») или проблемы со зрением.
Акцент на рот, зубы может говорить об агрессии.
Штриховка середины тела о проблемах в половой сфере.
Отсутствие кого-либо из членов семьи на рисунке — о его отрицании автором.
Таким образом, рисунок ребенка, изобразившего себя с большими глазами и огромную маму с массивными руками и жирно очерченным ртом, может быть интерпретирован психологом как конфликтные отношения, доминирующая, властная, орущая мать и бедный несчастный малыш, которого мамка застращала.
Или ещё веселее.
Когда рисунок девочки, где она изображает себя с закрытыми глазами и тесно прижавшегося к ней папу, на котором сильно заштрихованы шорты, интерпретируется как сексуальное насилие.
А если все это ещё в черных тонах, то вообще тушите свет.
А что если та массивная мама на самом деле — оперная певица, а у ребенка зрение минус два?
А что если та девочка редко видит работающего 24⁄7 папу, который вчера купил себе новые полосатые шорты?
И у них у всех вообще всё хорошо и отстаньте.
Все эти выводы и есть свободная интерпретация.
То есть оценочные суждения какого-то психолога, который вот так вот вывел.
Но один вывел так, а другой иначе.
Так где правда?
Правда в том, что делать выводы только по рисунку, да и вообще лишь на основании проективных методик — признак некомпетентности.
Кстати, проективные методики это не только рисуночные.
Всем известные чернильные пятна Роршаха, например, тоже проективная методика, в которой человек в свободном изложении объясняет предъявляемые ему картинки-стимулы.
И нередки ситуации, когда по ответам человека на эти картинки, ему в заключении уверенно пишут откровенную ересь.
Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, как бы смягчая противоречия между истинными неосознаваемыми потребностями человека и его социальными нормами, убеждениями.
Существует проблема стандартизации проективных методик — некоторые из них не содержат четких параметров нормы и не имеют математического аппарата для объективной обработки результатов.
Они могут показать отклонение от нормы, но не смогут дать конкретного понимания о величине этого отклонения.
Грубо говоря, если семилетний мальчик рисует детализированную вагину, в нашем обществе это вызовет вопросы.
Но сказать лишь по этому рисунку, подвергается ли он насилию, растлению или его полоролевая идентификация нарушена — невозможно.
Поэтому в профессиональном экспертном исследовании проективные методики могут использоваться в качестве дополнения.
То есть для того, чтобы ещё раз подтвердить уже полученные результаты посредством других методов — более валидных и надёжных, репрезентативных и стандартизированных.
Да, экспериментальная психология — это не полет фантазии, а реализация общего методологического подхода, включающего в себя качественную характеристику полученных результатов, их структурный и математический анализ.
И вот когда уже все реакции отслежены и зафиксированы, шкалы зашкаливают, баллы и графики выверены, объективные данные получены, тогда недурно до кучи всё это ещё и рисуночком подтвердить.
Ну чтоб наверняка.
Поэтому если на рисунке ребенка «хвост у кошки слишком длинный» — это само по себе ничего не значит, а только в совокупности с выявленными посредством других методов показателями.
То есть собран анамнез, проанализированы материалы дела (если речь об экспертизе).
Установлены индивидуально-психологические особенности, уровень интеллекта, исследованы механизмы мотивов, выявлены признаки психологической травматизации, связанные с воздействием против половой неприкосновенности, ранняя сексуализация, речевые взрослые установки и убеждения, индуцирующее влияние, тревожность, дистанцирование и прочее.
Тогда, так уж и быть, можно посмотреть на «хвост кошки» под другим углом.
Самая частая ошибка психологов — это молча взять рисунок и не проводить по нему опрос с автором.
Кстати, в экспертном исследовании при применении рисуночных методик используется только простой карандаш.
Никаких вам разноцветностей.
И если ваш ребенок постоянно рисует черные кактусы, то вы, конечно, можете показать его грамотному специалисту.
Особенно, если кроме этого вас волнует что-то еще.
Но надо понимать, что на вкус и цвет все фломастеры разные.
Дошкольники вообще любят контрастные цвета и часто выбирают черный — это возрастные особенности восприятия.
Чем контрастней к бумаге цвет, тем лучше дети воспринимают собственное творчество.
А многим подросткам просто нравится блэк-дизайн.
И кактусы.
Просто.