Страницы

воскресенье, 23 февраля 2020 г.

Центр психологического образования РИНО ПГНИУ опубликовал свой взгляд на профессию военного психолога.


Центр психологического образования Регионального института непрерывного образования Пермского государственного национального исследовательского университета (РИНО ПГНИУ) 23 февраля опубликовал свой взгляд на профессию военного психолога.

Материал сопровождает известная фотография с Всеармейского конкурса специалистов психологической службы на полигоне в Ярославской области.

***
Работа военного психолога очень отличается от привычного нам образа. Мы даже не представляем себе, как часто безопасность страны зависит от этого специалиста.

Военный психолог – специалист, решающий ряд прикладных и исследовательских задач при работе с различными формами психического состояния солдат и офицеров в мирное время при несении повседневной службы и в условиях боевых действий с целью оказания психологической поддержки и помощи личному составу и членам их семей.

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ.

С первых же организованных боевых действий в истории человечества мотивированность и боевой дух воинов ставились военачальниками во главу угла.

Обещание материальной и нематериальной наград в случае победы и наказания в случае поражения, устрашение врага боевой раскраской, криками и пугающими нарядами, личный пример полководца и т.д. – всё это должно было, с одной стороны, оказывать психологическое давление на противника, а, с другой, – настраивать своих солдат на битву.

Те руководители, кто учитывал психологическую составляющую, добивались наиболее впечатляющих побед, а их имена оставались в истории.

Однако военная психология как отдельная дисциплина долгое время не находила развития. В полной мере необходимость специалиста, готового не только мотивировать, но и оказать квалифицированную психологическую помощь, была осознана позднее.

В XXI веке, когда информация стала рассматриваться как самостоятельный фактор, влияющий на победу, а способы передачи информации многократно умножились, роль психологического контроля возросла.

В России должность психолога полка в Вооружённых Силах была введена только с 1992 года, став следствием анализа воспитательной работы среди личного состава.

Немного позднее появились должности психологов батальонов и психологов Центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации.

Однако с 2009 года с военных психологов «сняли погоны», передав должностной функционал гражданскому персоналу с изменением не только статуса, но и формата оплаты труда.

Сохранение служебной нагрузки при одновременном снижении зарплат стало постепенно приводить к дефициту кадров.

Сейчас в Вооружённых силах РФ проводится масштабная реформа, которую планируется завершить в 2020 году.

Она предполагает возврат военных на эту должность и структурное расширение института военной психологии.

ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИИ.

Всех психологов принято разделять на три условных группы: исследователи, практики, преподаватели. 

В рамках этого разделения военный психолог в большей степени относится ко второй группе, для представителей которой характерно применение полученных знаний и профессиональных умений на практике в рамках определённой специализации. 

Деятельность в армейской среде предполагает изучение ситуаций служебной и бытовой жизни военнослужащих, поведения солдат и офицеров в стрессовые моменты, результатов собеседования, тестирования и анкетирования личного состава.

Собранная информация анализируется, и на основе результатов военный психолог устанавливает наличие проблемы и способы её решения. 

В рамках запланированных мероприятий психолог проводит профессиональный психологический отбор личного состава. В круг его полномочий входит устройство центров психологической разгрузки. 

Особой формой деятельности считается выступление с лекциями перед личным составом, а также проведение мини-тренингов. О проделанной работе психолог составляет отчёты и рапорты начальству.

В работе психолога в полку возможна частая смена объектов деятельности. Несмотря на высокий темп работы, возникает постоянный дефицит времени, часть которого отнимает заполнение многочисленной документации. 

В реальности работать приходится не с 8.30 до 17.30, а гораздо дольше. Поэтому психолог должен уметь волевым усилием регулировать и собственное эмоциональное состояние, особенно когда необходимо разрешать конфликтные ситуации.

Полковой психолог действует на всей территории расположения полка и подчиняется заместителю командира по воспитательной работе. Своих подчинённых специалист на этой должности не имеет. 

Решения о необходимых мероприятиях психолог принимает самостоятельно, но согласовывает их с вышестоящими лицами, поскольку в армии режим военной организации не должен этими мероприятиями нарушаться.

Многочисленные отзывы действующих представителей профессии о своей работе выявляют ряд типичных трудностей с организацией профессиональной деятельности. 

Так, например, выясняется, что военных психологов регулярно привлекают к деятельности, не связанной напрямую с их обязанностями, в результате чего дефицит времени постоянно накапливается. 

Под контролем одного специалиста находится порядка 700-1000 человек одновременно, что снижает качество работы с личным составом и не оставляет самим психологам времени на отдых и личную жизнь.

Фактически новые работники сами часто оказываются психологически не готовы к нагрузкам.

После реорганизации института военных психологов пришедшие на должность гражданские лица не всегда могут принять армейские порядки и справиться с эмоциональной нагрузкой. 

В результате этого с учётом не слишком высоких зарплат, особенно у молодых выпускников учебных заведений, происходят постоянные кадровые замены и перестановки.

Продолжение следует. Далее будет ещё интереснее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий