Психологическое состояние расчёта комплекса ПВО, действовавшего в боевой обстановке под большим давлением, а также схожесть полётного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки крылатой ракеты, привели к трагедии.
11 января 2020 года иранские власти признали, что самолёт Boeing 737-8KV авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), выполнявший международный рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев, был сбит силами противовоздушной обороны (ПВО) Ирана.
Пуск ракеты (ракет) «земля - воздух» произошёл в результате «человеческой ошибки», в обстановке связанной с возможным ответом США на ракетный удар по американским военным объектам в Ираке.
Командующий воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) бригадный генерал Амир Али Хаджизаде заявил, что захотел умереть, когда узнал о крушении украинского самолета в окрестностях Тегерана. Об этом сообщило агентство ISNA.
«Когда я услышал о крушении украинского самолета, я захотел умереть, чтобы не быть свидетелем этой трагедии», — признался Амир Али Хаджизаде.
Командующий воздушно-космическими силами КСИР Амир Али Хаджизаде заявил, что системой ПВО Ирана самолёт Международных авиалиний Украины был принят за крылатую ракету.
Хаджизаде уточнил, что обнаруженная ПВО цель находилась на расстоянии 19 километров.
В это время оператор системы ПВО потерял связь с командованием и ему пришлось самостоятельно принимать решение о пуске ракет.
По словам командующего ВКС, у оператора было всего 10 секунд для принятия решения и он «сделал плохой выбор».
Boeing 737-8KV (борт UR-PSR) выполнял международный рейс PS-752 из Тегерана в Киев.
В 02:42 UTC (06:12 по местному времени), после часовой задержки, самолёт поднялся в воздух со взлётной полосы 29R аэропорта имени Имама Хомейни.
В 02:44:57 UTC (06:14:57 по местному времени), когда лайнер поднялся до высоты 2416 метров, при скорости 509 км/ч, связь с ним прервалась.
В этот момент он находился у северной границы Паранда, в 20 км к северо-западу от аэропорта. По сообщениям иранской стороны, самолёт попытался вернуться в аэропорт вылета; при этом, из опубликованной видеозаписи видно, что на его борту возник пожар.
Лайнер врезался в землю в пригороде Тегерана — Халаджабаде и полностью разрушился.
На борту находились 176 человек, из которых 167 — пассажиры, из них 147 иранцы. Среди пассажиров было 24 несовершеннолетних, из них 19 детей до 12 лет. Все находившиеся на борту погибли.
Катастрофа произошла на фоне политического кризиса между США и Ираном, через несколько часов после атаки на американские военные объекты в Ираке, совершённой КСИР Ирана в ответ на убийство в Багдаде командующего спецподразделением «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани.
За несколько часов до трагедии Федеральное авиационное управление США (FAA) перекрыло авиапространство над Ираном, Ираком, Персидским и Оманским заливами для американских гражданских самолётов.
Си-би-эс со ссылкой на источники в американской разведке утверждает, что разведывательным спутником зафиксированы инфракрасные следы двух ракетных пусков, вслед за которыми была отмечена вспышка взрыва.
По мнению Пентагона и американской разведки, «Боинг» был сбит ракетой комплекса ПВО «Тор М-1».
Газета New York Times опубликовала видео предполагаемого попадания ракеты в самолёт и утверждает, что «лайнер сразу после попадания в него ракеты не взорвался, а на протяжении нескольких минут продолжал движение и успел совершить разворот в сторону аэропорта».
11 января власти Ирана признали, что самолёт был сбит ПВО Ирана в связи с «человеческой ошибкой». В официальном сообщении говорится:
Во время полёта самолёт оказался в непосредственной близости от одного из важных военных объектов Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и по форме и высоте полёта напоминал вражеский объект.
В заявлении президента Ирана Хасана Рухани, говорится, что на фоне «запугиваний и агрессии со стороны США» после гибели Касема Сулеймани с целью защиты от возможных атак со стороны США иранская армия была приведена в полную готовность, «однако, к сожалению, это привело к человеческим ошибкам».
По словам Рухани, Иран глубоко сожалеет о трагедии.
Это могло бы случиться в любом крупном мировом авиахабе, ну просто статистически, где таких взлётов сотнями в день. Hong Kong International Airport, Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне, JFK, да я не знаю -- то же наше Шереметьево. Но это случилось в -- по мировом масштабам -- провинциальном аэропорту Тегерана. Про него, правда, есть интересные факт -- вся страна за сутки до катастрофы ждала объявления войны со стороны США, ждала ударов по 52 локациям со стороны США, как это анонсировал Трамп в твиттере, про неё в твиттере трендил хэштег WWIII (то есть 'третья мировая') -- когда вообще такое было?!
ОтветитьУдалить6. Не обвиняю Иран и его ПВО. Вполне верю, что там, в нормальных условиях санкций и вот этого всего, под чем они живут, уже научились всё делать более-менее компетентно. Но очевидно, что в эти сутки-двое страна находилась под беспрецедентным совершенно давлением, ожидая какого угодно ответа со стороны США, включая - хотя и маловероятно - ядерный удар. Какие были в этот момент подтянуты дополнительные военные, с какими инструкциями, какой у них был опыт работы с оружием и какое на них оказывалось психологическое давление в смысле 'лучше перебдеть чем недобдеть'?