СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Елисеева И.Н., Шаталов В.Э. (Москва)
Интенсивное развитие Вооруженных Сил Российской Федерации в последние годы обусловило рост численности психологической службы более чем в 2 раза.
Кадровый состав службы в значительной степени комплектуется выпускниками психологических факультетов гражданских вузов.
При этом психологи должны выполнять в отношении военных специалистов различных видов и родов войск такие задачи как: психологическая подготовка и защита личного состава от деструктивных психологических воздействий; психологическое сопровождение кадровой работы; психологическая профилактика отклоняющегося поведения; психологическое сопровождение боевой службы [1].
Усилия профессионального сообщества по сокращению разрыва между профессиональной подготовленностью выпускников и требованиями к компетенциям военных психологов пока ощутимых на практике результатов не дали [2].
В этих условиях система подготовки специалистов службы весьма востребована и признана формировать необходимые компетенции, прежде всего – профессионально-специализированные.
Система выполняет обучающую, контрольно-оценочную и коммуникативную функции и
разработана на основе функционально-квалификационной модели военного психолога, обеспечивающей единые требования к уровням квалификации специалистов.
Основу системы подготовки психологов службы составляет комплекс из 8 дополнительных профессиональных программ, реализующихся в Военном университете и Военно-медицинской академии.
Программы рассчитаны на две категории обучающихся: начальники групп психологической работы и психологи, и на два квалификационных уровня: первоначальный и последующий.
Обучение по программам позволило частично компенсировать недостаточную профессиональную подготовленность специалистов и выйти на обучение каждого начальника группы психологической работы 1 раз в 3 года и каждого психолога 1 раз в 8 лет.
Неотъемлемым элементом системы подготовки специалистов службы являются ежегодные учебно-методические сборы, которые проводятся на уровне психологических служб армий, флотов, военных округов, видов и родов войск и Вооруженных Сил.
Для участия в сборах привлекаются ведущие специалисты профильных исследовательских и образовательных организаций и военные психологи, показавшие высокие результаты профессиональной деятельности.
Учебно-методические сборы являются площадкой для обсуждения актуальных
проблем психологической работы, апробации результатов научно-исследовательских работ, определения перспективных направлений научных исследований.
Контрольно-оценочную функцию в системе подготовки выполняют: аттестация специалистов, которая проводится руководящим составом службы с периодичностью 1 раз в 3 года, и этапы ежегодного Всеармейского конкурса профессионального мастерства.
На аттестации подробно изучаются результаты деятельности психолога за межаттестационный период и проводится собеседование, результатом является вывод о соответствии квалификации специалиста занимаемой должности.
Выполнение конкурсных заданий в реальных условиях профессиональной деятельности позволяет оценить профессиональные знания и навыки специалистов.
Перспективными направлениями развития системы являются: уточнение учебных программ дополнительного профессионального образования; увеличение количества обучающихся; создание единого комплекса оценки уровня квалификации специалистов.
Список литературы:
1. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 с.
2. II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации. Сборник материалов. М: ФКУ ЦЭПП МЧС России. 2016. 564 с.
Для цитирования: Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. – С. 456 - 458.
http://psyrus.ru/library/pdf/sborniki_rpo/kazan_2017_2.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий