По просьбе одного из читателей блога, я решил внимательно приглядеться какой-такой Военной психологии учат в Институте непрерывного образования Псковского Государственного университета.
Как оказалось, что это чуть ли не единственный институт на всю страну (после Военного университета), который, как утверждают, учит "Военной психологии". Но, давайте разберемся.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) нет такой специальности: Военная психология! Есть специальность: 37.05.02
Психология служебной деятельности.
И действительно, в документах Псковского Государственного университета указано - дополнительная программа профессиональной переподготовки "Военная психология" по профилю основной образовательной Программы высшего образования 37.05.02
Психология служебной деятельности, согласно лицензии Серия 90Л01 №0009273 (Рег. №2219) от 24.06.2016 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
При этом образовательная программа высшего образования 37.05.02 Психология служебной деятельности, как основная программа высшего образования в Псковском Государственном университете не реализуется.
Согласно сайта Моё образование, в Российской Федерации 136 ВУЗов, в т.ч. Псковский Государственный университет, которые имеют лицензию на обучение по образовательной программе высшего образования 37.05.02 Психология служебной деятельности.
При этом на сайте ВУЗа в аннотации к Программе указано, что она предназначена для решение широкого круга психологических задач, возникающих в теории и практике правоприменительной, правоохранительной, правоисполнительной деятельности!
Но, военные психологи не занимаются правоприменительной, правоохранительной, правоисполнительной деятельностью!
Интересно, что экспертом к программе выступил начальник кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности УИС Псковского филиала Академии ФСИН России Е.А.Лубков.
Как заявлено, целью программы профессиональной переподготовки «Военная психология» является овладение слушателями компетенциями, позволяющими решать широкий круг психологических задач, возникающих в теории и практике военного психолога (в чём я лично сомневаюсь).
Область профессиональной деятельности специалистов, полученной в результате профессиональной переподготовки, включает организацию и предоставление психологических услуг личному составу воинских частей и подразделений.
Реализация программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими высшее педагогическое образование, опыт профессиональной деятельности, соответствующий профилю преподаваемого учебного модуля.
Обращаю внимание, имеющими высшее педагогическое образование, а не высшее психологическое образование.
В учебном плане Программы "Военная психология":
общая и возрастная психология, в т.ч. психология подросткового возраста - взаимодействие учителя и родителей с акцентуированными подростками, психосексуальное развитие в подростковом возрасте;
социальная психология, клиническая психология, психодиагностика и аудиовизуальная психодиагностика в юридической практике (изучения сотрудников, а не военнослужащих); поведение в процессе взаимодействия юридического психолога;
психологическое консультирование, психология воздействия и коррекции, практикум: «Проведение инструментальных психофизиологических опросов с помощью полиграфа»;
нормативно-правовые и организационно-методические аспекты деятельности психолога, психология девиантного и криминального поведения, психология самоубийства и угрожающего для жизни поведения;
диагностика и коррекция посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), основы экспертной деятельности психолога.
А где, собственно, Военная психология, спросите вы, и будете правы. Но, об этом дальше.
Кстати, о материально-техническом обеспечении процесса обучения:
- программа для осуществления математико-статистической обработки эмпирических данных – SPSS (версия 11.5) – нелицензионная. Проблема – распечатывание результатов обработки данных – нужен новый принтер (так указано на сайте ВУЗа).
- пакет психодиагностических методик (от МСП психологического центра «Катарсис», Луганск, 1993 г. в формате DOS): ММИЛ (в адаптации Ф.Б.Березина); 16-факторный опросник Р. Кеттелла; опросник Шмишека; опросник Айзенка; методика УНП; тест САН; опросник УСК; опросник ПД; опросник КЛС; тест Томаса.
Методика АСВ; MMPI; Прогрессивные матрицы Равенна; тест Стреляу; порог активности; цветовой тест Люшера; комплекс методик «психологический портрет», «психологическая совместимость», «партнеры и конкуренты»;
краткий ориентировочный тест; школьный тест умственного развития; тест мотивационного одобрения; тест Баса-Дарки; тест склонности к риску; тест эмоциональной напряженности; тест Дженкинса.
Недостатки данной программы: отсутствие возможности сохранять эмпирические данные и создавать базы данных; отсутствие интерпретаций по тестам; слишком малое количество методик (так указано на сайте ВУЗа).
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий