Страницы

среда, 2 октября 2019 г.

Психологическая устойчивость - важнейшее профессионально-важное качество лётчика (пилота).


Профессионально-важные качества (ПВК) — это совокупность знаний, умений и навыков, социально-психологических, психофизиологических и антропометрических свойств индивида, обеспечивающих высокую вероятность успешности его профессионального становления и деятельности.

Какое профессионально-важное качество лётчика (пилота) является главным, когда она проявляется наиболее значимо, обеспечивая эффективность его действий, от чего это качество зависит в первую очередь? 

Получить ответы на эти вопросы попытался доктор медицинских наук, профессор Валерий КОЗЛОВ (в сокращении, публикация 2013 года).

Главной характеристикой пилота, как и любого специалиста потенциально опасной профессии, является его профессиональная надежность, которая определяется как способность сохранять заданное качество деятельности при усложнении условий труда. 

Например, произошел серьезный отказ одной из систем воздушного судна (ВС), но пилот блестяще справился с ним, не допустив существенных отклонений в технике пилотирования. Это свидетельствует о его высокой профессиональной надежности.

И наоборот. Возникший несложный отказ привел к значительным нарушениям в режиме полета. Безусловно, говорить о надежности данного пилота не приходится. 

С изложенных позиций важно понимать и другое. Пилот может иметь большой налет, освоить несколько типов ВС, но это ничего не говорит о его надежности, если он ни разу не проявил свой профессионализм в полете при парировании особой ситуации, связанной с отказом систем самолета (вертолета) или внешними негативными воздействиями. 

Успехи при подготовке к таким ситуациям на тренажере не позволяют в полной мере дать оценку надежности пилота. 

До тех пор, пока пилот не проявит свое мастерство при парировании ОСОБОЙ СИТУАЦИИ В ПОЛЁТЕ (ОСП), когда резко усложняются условия труда, говорить о его надежности нельзя. 

Чем выше надежность пилота, тем эффективнее он действует в ОСП. Также, чем сложнее ситуация, с которой пилот справился, тем выше его надежность.

От чего же зависит надежность пилота? Первый компонент, о котором чаще всего вспоминают, говоря о надежности, это его профессиональная готовность к действиям в ОСП. Однако это не так. 

Дело в том, что в динамике проявления профессионально важных качеств пилота в ОСП профессиональная готовность стоит не на первом месте. 

Более того, ее реализация находится в жесткой зависимости от состояния одного из важнейших профессионально важных качеств пилота – психо-эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости, психологической устойчивости). 

Насколько пилот психически устойчив к внезапному проявлению ОСП, зависит то, как реализуется его профессиональная готовность. 

Если у пилота развился стресс, то все, чему он был научен, окажется нереализованным. К сожалению, это понимают немногие.

Как показывает практика и ранее проведенные исследования в ГНИИ авиационной и космической медицины Минобороны (в которых автор принимал участие), реакция пилотов на нештатную ситуацию бывает разной. 

Одни при ее возникновении демонстрируют такое же качество деятельности, как и в обычных условиях. 

Другие способны в ОСП действовать даже надежнее, чем в штатных условиях. Третьи не только надежно действуют в особой ситуации полета, но и получают дополнительное удовольствие от своей работы.

Но есть и категория тех, кто уже при первом нештатном сигнале начинает испытывать стресс, который проявляется либо в виде развития ступора, либо, наоборот, в чрезмерной неосознанной активности, усугубляющей, как правило, развитие ситуации на борту ВС. 

Такие виды реагирования пилотов на возникновение ОСП определяются их психо-эмоциональной устойчивостью. 

Понятно, что пилоты с низкой психо-эмоциональной устойчивостью надежными быть не могут, как бы хорошо ими не были отработаны действия на тренажере по парированию разных ОСП. Почему?

Ответ скрывается в том, что у этих пилотов развивается стресс, характеризующийся, прежде всего, нарушением функционирования психических систем: 

страдает восприятие (СУЖАЕТСЯ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – «тоннельный» эффект – и замедляется скорость), ПАДАЕТ ТЕМП ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ухудшается работа памяти, в частности, воспроизведение информации, хранящейся в ней, БЛОКИРУЕТСЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и т.д.

Пилот переходит с уровня сознательного регулирования своих действий на уровень РЕФЛЕКТОРНОГО РЕАГИРОВАНИЯ, что осуществляется по принципу «стимул – реакция», т.е. воспринял сигнал – отреагировал на него. 

Ни о каком целенаправленном регулировании поведения и действий в таком состоянии не может быть и речи. 

Тем более исключается системное представление о происходящем. В результате надежность пилота падает, и он совершает ошибки. 

Становится очевидным, что при отборе абитуриентов в летные училища и пилотов на переучивание оценке их психо-эмоциональной устойчивости среди прочих профессионально важных качеств должно уделяться наиболее пристальное внимание.

Особую значимость психо-эмоциональная устойчивость приобретает на высокоавтоматизированных самолетах (ВАС). Причин несколько.

Первая. Пилот в автоматическом полете находится в состоянии невысокого психофизиологического напряжения, поэтому внезапное возникновение ОСП вызывает его больший рост. 

Если у пилота низкая психо-эмоциональная устойчивость, то вероятность возникновения стресса в этих условиях существенно возрастает. 

Еще опаснее, когда пилот позволяет себе при благополучном течении автоматизированного полета расслабиться больше, чем того допускает профессиональная деятельность. 

Внезапно поступающий на этом фоне первый нештатный сигнал непременно «вгонит» пилота (тем более, молодого) в стресс. Поэтому находиться в состоянии адекватного психо-эмоционального напряжения пилот обязан на протяжении всего полета.

Вторая причина. Очень высокая цена ошибки при управлении ВАС. Например, пилот принял решение на снижение, для чего установил вертикальную скорость, но, испытывая стресс, забыл задать высоту вывода. Последствия очевидны. 

Или другой пример. При заходе на посадку в аэропорту назначения пилот в состоянии стресса не вспомнил, что имеются две ВПП, и произвел посадку на первую увиденную, предназначенную для взлета. Последствия зависят от стечения обстоятельств.

Третья причина. На самолетах евроконсорциума «Эрбас» для управления ВС используется сайдстик, имеющийся у обоих пилотов. Однако система управления сконструирована по принципу раздельного управления, что, как показывает практика, неэргономично. 

При вмешательстве непилотирующего пилота в управление требуется сначала нажатием специальной кнопки отключить сайдстик пилотирующего, чтобы избежать совместного управления. 

В состоянии стресса данная операция забывается, что приводит к управлению самолетом обоими пилотами одновременно. Это небезопасно и в определенных условиях может привести к авиационному происшествию, вплоть до катастрофы.

Завершая рассуждения о роли психо-эмоциональной устойчивости в формировании профессиональной надежности пилота, нельзя не отметить еще два значимых его профессионально важных качества: интеллект и оперативное мышление. 

Если первое качество гарантирует решение в полете сложных задач, то второе обеспечивает быстроту принятия правильных решений при неполной информации. 

Уместно здесь вспомнить определение отличного пилота, данное ИКАО. Отличный пилот – это пилот, который благодаря своему отличному мышлению не оказывается в ситуациях, требующих отличного умения.

Следующим компонентом, обеспечивающим надежность пилота, является его профессиональная готовность к действиям в ОСП. 

Важно подчеркнуть, что данный компонент зависит не только от того, как пилот обучен опознавать и парировать отказы, но и от того, насколько он умеет управлять собой, знает и учитывает психофизиологические особенности деятельности в этих условиях, в том числе принятие правильных решений, организацию оптимального взаимодействия в экипаже и т.д.

Нетехническая подготовка или, как ее принято называть в гражданской авиации, подготовка в области человеческого фактора – важнейший компонент в формировании профессиональной готовности пилота и его надежности в целом. 

Еще одним компонентом, определяющим надежность пилота, т.е. эффективность его действий в ОСП, является профессиональная работоспособность. 

Источник: https://www.aviapanorama.ru/2013/06/glavnaya-xarakteristika-pilota/

Комментариев нет:

Отправить комментарий