Опытом своей работы с корреспондентом журнала "На боевом посту" поделилась психолог Центрального округа войск национальной гвардии Российской Федерации капитан Елена Теплова.
С ВНИМАНИЕМ К КАЖДОМУ.
РАБОТА психолога по профотбору не заканчивается после наложения на документах будущего контрактника резолюции: "Рекомендую".
– Был случай, когда мы приняли на службу тридцатипятилетнюю женщину. Обязанности она выполняла безукоризненно, но вот в коллективе уживалась с трудом.
При тестировании на начальном этапе профотбора у неё выявилась такая черта характера, как педантичность. Безусловно, это замечательное качество.
К тому же, с точки зрения психологии, пунктуальность и скрупулёзность присущи людям "одного места", то есть основательным и серьёзным, которые редко меняют место работы, дорожат им и в силу этого обстоятельства ладят с коллегами, пользуются у них уважением.
Но только в том случае, если их педантичность не доведена до крайности, переходящей в патологию. Что и стало происходить с той женщиной. В конце концов нам пришлось с ней распрощаться.
А вот ещё один эпизод из моей практики. Один из солдат, заключивший контракт после службы по призыву, вроде был такой, как все. Но всё же что-то в его внешнем виде настораживало меня как психолога. Всякий раз, когда я, пусть даже мельком, видела его на территории части, у меня оставалось какое-то неприятное ощущение.
Стала размышлять: с чего бы это? Да, парень медлительный, ходит, словно пудовые гири к ногам подвешены, но ведь это не криминал. Правда, его взгляд всегда какой-то печально-отрешённый, как будто после карнавала он забыл снять маску арлекина.
"Чересчур меланхоличный тип", – сделала я вывод и через строевую часть отправила запрос в наркологический диспансер по месту жительства солдата. Ответ: "Состоял на учёте", в общем-то, не удивил, и с бойцом через некоторое время распрощались.
С тех пор наши командиры сделали серьёзные выводы и теперь обязательно отправляют запросы в наркодиспансеры даже на военнослужащих по призыву.
За тринадцать лет службы во внутренних войсках Елена Теплова заработала репутацию высококлассного профессионала.
Когда в 2002 году она впервые надела погоны и начала служить в отдельном инженерно-сапёрном батальоне, приходилось тяжко: психологическая служба только зарождалась в войсках, даже анкеты для тестирования молодому специалисту приходилось разрабатывать самостоятельно.
Здорово тогда пригодились Елене знания, полученные в Тюменском государственном университете, оставалось лишь адаптировать их к армейским условиям.
А вникнуть в нюансы военной специфики ей помогал муж – подполковник Станислав Теплов. Львиную долю времени она уделяла индивидуальным беседам с солдатами, поэтому сейчас у неё опыта работы с этой категорией военнослужащих хоть отбавляй.
Елена поделилась со мной одним из своих любимых психологических приёмов, который часто использует при работе с сослуживцами. Когда, например, молодой солдат с горечью в голосе жалуется ей, что из непростых жизненных обстоятельств нет выхода, полковой психолог предлагает ему абстрагироваться и представить огромную стену, внезапно выросшую перед ним.
– Как попасть на ту сторону? – затем задаёт она вопрос. – Перелезть, – поразмыслив, отвечает парень. – Попытаться обойти справа или слева. А ещё, – добавляет уже с улыбкой, – можно сделать подкоп. – Вот видишь, – подхватывает Елена, – ты нашёл как минимум четыре выхода из этой ситуации. А вот теперь ещё раз поразмысли над своей проблемой.
Что особенно приятно, в полк звонят родители, благодарят офицерапсихолога и часто с радостным удивлением в голосе добавляют: – Сын пишет, что вы для него как вторая мама!
Подполковник Елена Жарникова
Фото Александра Герасимчука
Продолжение следует.
На фото сеанс релаксации проводит капитан Елена Теплова.
По материалам журнала "На боевом посту".
Источник - http://rosgvard.ru/uploads/2017/06/122015.pdf
Комментариев нет:
Отправить комментарий