Страницы

вторник, 4 декабря 2018 г.

Эффект доктора Фокса. Конкурс психологов «Сила души - 2018».


Зарисовки с VIII Всероссийского конкурса психологов силовых структур "Сила души - 2018". Теоретическое задание для участника конкурса на тему ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ.

Задание для старшего психолога межрегионального отдела психологической работы УФСИН России по Удмуртской Республике Тамары Моренец: эффект доктора Фокса.


Эффект доктора Фокса — психологический эффект, заключающийся в том, что прекрасная выразительность лектора может полностью завуалировать для обучающихся бесполезность и вымышленность всего материала лекции, при этом обучающимся будет казаться, что они действительно чему-то выучились.

Точнее говоря, имеется корреляция между положительными оценками учащихся слушателей по части качества доклада и степенью импрессивности лектора. Эффект получил это название в 1970 году, когда в медицинской школе Калифорнийского университета был проведён эксперимент, где подготовленный актёр выступил на докладе под именем доктора Майрона Фокса.


Содержание доклада было выдержано в научном стиле, однако доклад слабо относился к теме, был незаконченным и содержал противоречивые высказывания и неологизмы. Актёр, ничего не понимающий в теме доклада, выступил выразительно и ярко (экспрессивно), завоевав большие симпатии слушателей.

Подтвердившийся эффект доктора Фокса значительно скорректировал систему оценивания студентами качества лекции там, где таковая педагогическая система имеется.


Значимость и использование эффекта доктора Фокса.

Вне всяких сомнений, открытие и объяснение подобного феномена дало множество возможностей, в частности, спекулятивного характера. Фактически, исходя из результатов экспериментов, стало понятно: можно добиться расположения аудитории практически в независимости от того, какой смысл несет выступление. 

Научный эксперимент проводился с использованием материала из той области, в которой много лет работали или учились участники. То есть, они имели определенный опыт и знания в этой сфере. Но если человек слышит незнакомую для себя информацию, поверить в ее истинность гораздо легче, когда лектором выступает привлекательный, харизматичный человек.


Именно на таком принципе часто основываются речи лидеров различных групп, задача которых – убедить слушателей в истинности своих слов. Однако для того, чтобы действительно иметь успех, нужно обладать неким необходимым набором качеств:

- Наблюдательность. Способность к быстрой концентрации и распределению внимания – залог успешного оратора. Наблюдая за реакцией слушателей, за тем, насколько заинтересованно его слушают, лектор может корректировать ход своего выступления так, чтобы удержать внимание слушателей;

- Воображение. Представить исход тех или иных событий, варианты решения ситуаций, нестандартный подход к вопросам или решениям проблем – заслуга богатого воображения. Поэтому умение ориентироваться в ситуации крайне важно для хорошего оратора;

- Эмоциональная вовлеченность. Для того, чтобы вызвать у аудитории положительные эмоции, прежде всего, их нужно испытывать самому лектору. Не зря ведь основой позитивной психотерапии является понятие «эмоционального отражения». Мы «отзеркаливаем» эмоции окружающих нас людей. Поэтому, если целью выступления является вызвать у публики положительный настрой, лектору нужно, прежде всего, испытывать схожие чувства;

- Знание материала. Даже если доклад строится на предположениях и тезисах, не имея никакой доказательной базы, как в эксперименте с доктором Фоксом, важно хорошо владеть подготовленным материалом. Путаница в понятиях и определениях создает негативный фон восприятия информации;

- Правильная и грамотная речь. Опросы и исследования, проводимые в области коммуникологии, свидетельствуют о том, что определенный темп речи, тембр голоса, интонация, паузы, правильное и четкое произношение слов, логически выстроенное выступление производит на аудиторию положительное впечатление. Люди более склонны доверять лекторам, которые «красиво выражаются».


Подводя итог, можно сказать, что именно сочетание этих факторов и производит на слушателей тот самый «эффект доктора Фокса». Аудитория оказывает сопротивление влиянию, которое на нее производит оратор, поскольку любая эмоциональная речь или утверждение – это своего рода внушение. А личность на подсознательном уровне противится внушению.

Сегодня данный эффект применяется во многих сферах жизнедеятельности человека. Это и политическая пропаганда, и сфера продаж и услуг, и многие бизнес-тренеры, и не только. Все они используют этот прием для продвижения своего продукта. 

Одним из самых ярких примеров воздействия на аудиторию являются выступления известного немецкого оратора. Не его идеологические взгляды, а ораторское мастерство и искусство. Если просто прочитать материал, который он готовил к выступлениям, можно заметить крайнюю примитивность и простоту высказываний. 

Но экспрессия, эмоциональность, мимика, жесты, которыми сопровождалась речь, всегда имели безотказное действие. Слушатели плакали от восторга и искренне принимали все сказанное им за правду и действительность.  

Эффект доктора Фокса.

По итогам VIII Всероссийского конкурса психологов силовых структур "Сила души" старший психолог межрегионального отдела психологической работы УФСИН России по Удмуртской Республике Тамара Моренец заняла почётное третье место. Ей вручён Диплом победителя и Кристалл души.

Комментариев нет:

Отправить комментарий