Страницы

суббота, 2 июня 2018 г.

О психологической устойчивости курсантов Рязанского ВВДКУ.


Психологическая устойчивость - совокупность определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способность к адекватной и эффективной жизнедеятельности под воздействием неблагоприятных факторов. 

Степень психологической устойчивости - величина непостоянная и зависит от следующих факторов: зоны стабильности - количество воздействий, которые человек может выдержать при условии, что они не будут иметь разрушительный характер; знания алгоритма действий, несущих положительный результат в определенных ситуациях; профессиональных навыков; навыков саморегуляции; знания особенностей поведения и реакций человека в определенных ситуациях; свойства нервной системы и т.п.

Сергей Козлов о воспитании психологической устойчивости курсантов Рязанского ВВДКУ.

Будь готов — всегда готов!

При воспитании психологической устойчивости главные усилия офицера (инструктора) должны быть направлены на то, чтобы любую неадекватную ситуацию для обучаемого сделать привычной. Лучше всего, если экстраординарные ситуации возникают периодически на фоне учебных тактических или иных задач.

Вот как, например, решали эти задачи в моем родном Рязанском ВВДКУ.

В конце первого курса командир нашей 9-й роты капитан Селуков — большой специалист своего дела и не меньший выдумщик — проводил с нами, первокурсниками, ночные занятия по ориентированию. Но как! 

Тема: «Ориентирование и движение на местности без карты». Заранее составленные карточки азимутов вручались обучаемым непосредственно перед началом движения. Разрыв между курсантами составлял две-три минуты, выполнение задания было ограничено жесткими временными рамками. 

Но главное не в этом. Имелся условный противник, в задачу которого входило помешать выполнить задание и по возможности захватить обучаемого в плен. Роль противника возлагалась на взвод курсантов 3-го курса, они же помогали ротному готовить занятие. Но помимо этого, на этапах нас ждали различные сюрпризы, которые надо было быстро и грамотно преодолевать.

Исходной точкой маршрута были ворота автопарка училища, от которых, преодолев около 200 метров, надо было выдвинуться к ориентиру «железобетонная труба». Этот этап курсанты преодолевали беспрепятственно.

Следующий ориентир — «высокое дерево» — располагался в 600-700 метрах. Возле дерева горел костер, людей видно не было, но у костра лежала командирская сумка. Курсант в этой ситуации должен был действовать быстро и правильно. 

В частности, если он выбегал прямо к костру, то получал штрафное очко, так как должен был либо вообще не подходить к костру и продолжить выполнять задачу, оставаясь незамеченным, либо проверить близлежащие кусты и лишь убедившись, что там никого нет, приблизиться к сумке. 

Если курсант просто поднимал сумку, то получал еще одно штрафное очко, так как сумка могла быть заминирована. И правильнее было бы, привязав к ней веревку и предварительно укрывшись, стащить ее с места, а уж после этого проверять ее содержимое.

Следующим ориентиром был «куст на берегу реки Трубеж». Находился он буквально в 30 метрах от костра. Хитрость этого этапа была в том, что, отходя от поляны, освещенной костром, человек попадал в темноту и сразу не мог хорошо видеть. Вот тут-то обучаемый и налетал (если не успевал увернуться) на ведро, подвешенное над тропой на высоте около 150-160 см.

На этом сюрпризы не заканчивались. Делая еще пару шагов в темноте, курсант рисковал провалиться в яму, прикрытую куском фанеры. После этих несчастий надо было перебраться через реку Трубеж по отмели на другой берег. 

И вот когда курсант уже «парил» над водой, почти в упор в него из куста на берегу раздавалась автоматная очередь (разумеется, холостыми). Ощущение непередаваемое! Немногие удачно приземлялись на тот скользкий берег и не усаживались задницей в воду.

От куста, не ослабляя внимания, надо было подняться по травянистому склону на длинный бугор к ориентиру «береза». На тропе были натянуты две растяжки, имитирующие мины натяжного действия. Даже если учесть, что это были просто веревки, натянутые над тропой, а не мины, то возможность пропахать носом тропу никого не прельщала.

От «березы» к ориентиру «широкий куст» путь лежал по гребню бугра, и обучаемый, если только он не предпринимал мер предосторожности и не шел по «тактическому гребню», был хорошо виден на фоне ночного неба. 

На этом участке работала «группа захвата» 3-го курса, и плохо маскирующийся или слабо бегающий рисковал попасть в их цепкие руки. От куста последнее колено вело на пункт сбора, но проходило оно через дорогу, охраняемую парным патрулем условного противника, который отнюдь не дремал. 

Учитывая, что все это проводилось ночью, в ограниченное время, под воздействием «противника», надо признать, что моральное давление на обучаемых было довольно сильным. 

Поэтому даже среди нас, курсантов, заканчивающих 1-й курс, нашлись люди, которые, спасаясь от преследования, потерялись и не вышли на пункт сбора вовремя, не говоря уже о том, что лишь один правильно «взял» сумку, хотя о том, как это делается, знал каждый. 

Повторяя подобные занятия и модулируя каждый раз новую ситуацию, можно добиться того, что обучаемые будут действовать четко и уверенно в любой обстановке.

Источник: Сергей Владиславович Козлов. 
Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны...

https://www.e-reading.club/chapter.php/28316/46/Kozlov_-_Specnaz_GRU._Pyat%27desyat_let_istorii%2C_dvadcat%27_let_voiiny..html

Фото: http://xn--80ahclcogc6ci4h.xn--90anlfbebar6i.xn--p1ai/multimedia/photo/gallery.htm?id=28304@cmsPhotoGallery

Сергей Козлов. Настоящая полоса препятствий. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий