В современных условиях возросли требования к показателям профессионализма военнослужащих всех категорий, в том числе и женщин-военнослужащих. При этом выполнение функциональных обязанностей в военно-профессиональной деятельности дается женщинам труднее, чем мужчинам.
Например, исследование, проведенное группой, занимающейся анализом присутствия женщин на службе в армии Великобритании (The Employment of Women in the Armed Forces Steering Group), показало, что физические данные женщин и мужчин - военных значительно различаются.
Так, маскулинная сила женщин на 30-60% меньше маскулинной силы мужчин, и поэтому только 1% женщин достигает того же уровня физической подготовки, что и мужчины.
Женщинам также необходимо приложить на 25-30% больше усилий, чем мужчинам, для того, чтобы достигнуть тех же результатов. Они подвергают себя большей опасности получить профессиональную травму.
После того как в армии Великобритании появились новые стандарты для набора военнослужащих, основанные на равноправии полов, результаты показали, что только небольшое количество женщин смогло пройти их: так, всего 3% женщин из более чем 2 тысяч смогли сдать тесты для службы в пехоте.
Учитывая особенности армии России, профессиональные показатели наших женщин-военнослужащих не будут иметь больших отличий от подобных показателей женщин-военнослужащих Великобритании.
Такое несоответствие между профессиональными требованиям и возможностями организма приводит к возникновению и развитию стресса на рабочем месте.
Согласно когнитивной модели психологического стресса Р. Лазаруса [7], «стресс развивается в том случае, когда требования, предъявляемые человеку, становятся для него испытанием или превосходят его возможности приспосабливаться».
Развитие стресса, по его мнению, зависит не только от внешних условий, но также от конституциональной уязвимости человека и от адекватности его механизмов когнитивной защиты.
Особое значение для появления психологического стресса имеют оценка человеком ситуации, в которой он находится, переживание разочарования, конфликта или угрозы. В связи с этим возникает необходимость исследовать профессиональный стресс женщин-военнослужащих в современных условиях службы.
На первых этапах изучения профессионального стресса ученых интересовали объективные условия возникновения стресса, но позднее характеристики реальной ситуации перестали рассматривать как единственные причины стресса, внимание специалистов переключилось на характеристику субъекта труда, особенности личности.
В настоящее время большинство авторов отдает предпочтение изучению факторов, включающих в себя объективные и субъективные компоненты, например социально-психологические.
Социально-психологические факторы профессионального стресса - это конфликт ролей, ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит служебного времени.
Результаты опроса 153 женщин-военнослужащих одной из частей N-ского военного округа позволили проранжировать социально-психологические факторы профессионального стресса по уровню травмирующего воздействия.
На первый план выступают межличностные конфликты, конфликт гендерных ролей и ролевая неопределенность. Автором были изучены их особенности.
Конфликт ролей и ролевая неопределенность. В зарубежной гендерной психологии существуют многочисленные исследования, посвященные препятствиям, которые женщины вынуждены преодолевать, делая карьеру.
Это работы Дж. Ландау, С. Марлоу, Т. Меламед и др. В этих трудах были выдвинуты три гипотезы о том, каково положение женщин в деловом мире.
Согласно первой, принадлежащей Дж. Маршаллу, женщины не вписываются в жесткую мужскую среду. Но дальнейшие исследования продемонстрировали несостоятельность данной гипотезы, в последнее время женщины вполне успешно конкурируют с мужчинами и даже вытесняют их с руководящих должностей. [1, с. 196].
Большое распространение получила гипотеза «стеклянного потолка», под которым имеется в виду невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина, когда пытается достичь вершин успеха (Мартин Линн).
Третья гипотеза принадлежит Г.Штайнсу и именуется «теорией звездной болезни». Под «звездной болезнью» понимается явление, когда женщины склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам.
Такое жестокое отношение к представителям своего пола сейчас именуется также «реверсивным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а женщины.
Р. Кентер в своей работе «Мужчины и женщины в организациях» заметила, что там, где женщин очень мало, они находятся в особом положении. В самом деле, одна-две женщины в мужской группе только символически представляют женский пол.
Кентер обнаружила 4 неформальные роли женщин-токенов:
- «мать» (от неё ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности);
- «соблазнительница» (женщина выступает лишь сексуальным объектом);
- «талисман» - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;
- «железная леди» - этим женщинам приписывается неженская жесткость, они особенно изолированы от группы.
Перечисленные роли свидетельствуют о неблагоприятной ситуации, в которой приходится работать женщинам. Они мешают занять положение равных в группе, снижают возможность служебного роста и способствуют профессиональному стрессу [1, с. 197].
В сравнении с другими категориями профессиональному неравенству чаще подвержены женщины-офицеры, для которых успехи в работе имеют гораздо большее значение. Стремление сделать карьеру вынуждает их ежедневно доказывать мужчинам свой профессионализм.
Принимая во внимание, что эффективность профессионализма женщин-военнослужащих во многом обусловлена уровнем гендерной культуры офицеров-руководителей, военные ученые провели анализ практической деятельности офицерского состава и прапорщиков, имеющих в своем непосредственном подчинении военнослужащих-женщин.
Одной из наиболее значимых для женщин проблем гендерного взаимодействия в военно-профессиональной среде являются сексуальные притязания (домогательства). Кроме того, отмечалось непонимание офицерами-руководителями проблем, возникающих у женщин в воспитании детей, низкий уровень гендерной культуры офицерского состава и ряд других.
127 военнослужащим-женщинам 19 различных специальностей и типов профессий был задан вопрос: «В какой степени непосредственные начальники (командиры) учитывают Ваши личные и профессиональные проблемы?».
Анализ ответов показал, что указанные проблемы учитывают лишь 17% офицеров-руководителей, а 21% это делают «от случая к случаю», при этом отмечался вероятный характер подобного учета, обусловленный настроением командиров (начальников), их личным отношением к конкретной женщине, направленностью проблем и желанием командира их решать [6].
Межличностные конфликты. Существуют особенности поведения военнослужащих-женщин в конфликтных военно-профессиональных ситуациях. Излагая «Краткий курс женской логики», Н.В. Минаева приводит три «закона женской логики», проявляющихся в конфликтных ситуациях гендерного общения [4, с. 2].
Условное название первого – закон микроскопа. Суть его в следующем. Женщина наделена особой способностью разглядеть в наблюдаемом объекте (явлении) мелкие детали.
Однако из-за личного настроя на «мелочи», которые для нее важны (тон разговора, манера поведения собеседника, ключевые слова беседы, жесты), она не всегда готова в определенной ситуации одновременно увидеть весь объект, в совокупности всех его причинно-следственных связей.
При этом чаще всего женщина воспринимает лишь общие качества рассматриваемого объекта и его назначение, а внутренний причинно-следственный механизм данного объекта остается за пределами её внимания.
Поскольку в воображении женщины за счет домысливания выявленных деталей достаточно часто «муха превращается в слона», в конфликтных ситуациях она оказывается не в силах сдержать свои эмоции и чувства, которые выплескиваются на собеседника.
На данном этапе развития психического состояния (невозможность сдержать отрицательные эмоции) у женщин начинает действовать «закон шаровой молнии».
Имея очень большой «электрический заряд» отрицательных эмоций, «молния» может «разрядиться» в силу непредсказуемости своего движения в любом месте и на любом человеке.
В связи с этим повышенную эмоциональную энергию женщины и её неожиданные действия после конфликтной беседы можно считать одной из психологических закономерностей её профессионального поведения.
Последующие действия женщины в случае оскорбленного самолюбия, по мнению Н.В. Минаевой, представляют как следствия третьего закона – «чем хуже, тем лучше». При этом она уподобляется выпущенному из пушки снаряду, который попадает точно в цель, круша всё на своем пути. При этом она сама несет большие психологические потери.
Кроме того, особенности женской психики накладывают серьезный отпечаток на взаимоотношения в коллективах с выраженной феминизированностью.
Повышенная эмоциональная чувствительность, стремление к справедливости распределения служебной нагрузки, борьба с фаворитизмом в подразделениях становятся причиной неоправданных конфликтов на почве выяснения «женских» проблем. Семейные проблемы у военнослужащих-женщин также, как правило, отражаются на эффективности служебной деятельности больше, чем у мужчин. [5, с. 69].
Продолжение следует.
Источник - https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskih-faktorov-professionalnogo-stressa-zhenschin-voennosluzhaschih
Комментариев нет:
Отправить комментарий