Когда в местах массового скопления людей случается происшествие или кому-то кажется, что происходит что-то опасное, наиболее частой и распространенной реакцией становится паника.
Она движет не только отдельным человеком, но и стремительно заражает всех оказавшихся на месте происшествия.
Паническая реакция толпы — сама по себе чрезвычайная ситуация, которая порой несет за собой гораздо больше негативных последствий, чем само происшествие.
Так как мы не застрахованы от происшествий, к ним необходимо быть готовыми не только физически, но и психологически.
Поведение человека в стрессовой ситуации всегда индивидуально и зависит от темперамента, типа нервной системы и эмоционально-личностных особенностей. Однако, попадая в паническую толпу, любой человек может стать ее жертвой.
Страх как защитная реакция в критический момент естественным образом прорывается в сознание, мыслительные процессы деформируются, сужаются, минимизируются... Эмоции берут верх и организуют поведение. Яркость эмоций ослепляет, но их язык поляризован и крайне беден: «опасно-безопасно», «плохо-хорошо», «свой-чужой».
Именно эта когнитивно обедненная матрица становится основой поведения в трудной ситуации. В этом есть смысл: необходимо быстро выбирать безопасные решения и действовать. Это в идеале.
Нахождение в толпе, паника деформирует эту идеальную схему, невольно я становлюсь частью этой общности. Хорошо, если эта общность высоко организована, имеет стихийно возникших правильных лидеров, которые точно знают, что и как делать для спасения всех...
А если вдруг возникает ощущение, что меня не спасут? Тогда я расчеловечиваюсь, и первобытный страх овладевает мною.
Вспомним крушение парохода «Титаник» в 1912 году. Захлестнувшая людей на борту паника стала причиной гибели большого количества человек. Часть людей (включая экипаж) ради собственного спасения ставили под угрозу жизнь окружающих, нуждающихся как минимум в уважении и как максимум в поддержке и помощи.
Чувство страха и высокой степени опасности для жизни превалировало над разумностью и уважительным отношением к окружающим, заставляя людей в прямом смысле слова идти по головам ради своего спасения.
Прошло более ста лет с момента крушения «Титаника», а поведение людей в чрезвычайных ситуациях фактически не изменилось.
Говоря о пожаре в Кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», стоит обратить особое внимание на необходимость сохранения человечности и адекватности поведения в ситуации, когда в горящем здании находится большое количество детей.
Они в любой небезопасной ситуации ориентируются на значимых взрослых (родителей). Поэтому дети не должны видеть и знать, что главные авторитеты в их жизни могут позволить себе не помочь пострадавшему человеку, проявить агрессию по отношению к окружающим.
Помимо того, что необходимо с раннего возраста учить детей конкретным способам эвакуации из мест чрезвычайного происшествия, особое внимание необходимо уделять психологическим аспектам поведения.
Речь как о ситуативных реакциях на стресс, так и о личностных качествах, которые позволят не потерять человеческое лицо, даже когда очень страшно и незнакомо.
Существует несколько адекватных стратегий совладания со стрессом, которые помогут не впасть в панику и не стать жертвой агрессивной толпы. Конфронтация и самоконтроль являются наиболее подходящими при осуществлении эвакуации при пожаре.
Они предполагают, с одной стороны, нахождение деятельности, на которую можно переключить свое внимание (поиск источников воды и путей к ней, поиск планов эвакуации из здания и быстрое распространение его среди окружающих посредством средств связи), с другой — минимизацию воздействия эмоций на образ происходящего и отношение к окружающим.
Четко осознавая собственную роль в спасении себя и тех, кто рядом, человек способен распланировать и проанализировать шаги целенаправленной деятельности и, тем самым, избежать губительной паники.
Героический поступок учительницы английского языка гимназии № 17 Кемерово Татьяны Дарсалии, которая ценой собственной жизни спасла свою дочь и чужих детей при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня», нельзя объяснять лишь силой материнского инстинкта — это ее сознательный выбор, это ее подвиг человечности и ответственности за других, за жизни детей. Инстинкт к подвигу не приводит...
Каждое время рождает своих героев. Жизнь погибших не вернуть. Но только от нас зависит, как мы будем их помнить. Только ли в дни годовщины? Или зададим себе вопрос: что я в себе изменил в память об ушедших?
Смогу ли я всегда сохранять человеческое лицо и человеческое отношение к окружающим, оказавшимся рядом с нами и нуждающимся в нашей помощи. Право оставаться человеком есть всегда. Воспользуюсь ли я этим правом?
Автор Юрий Зинченко — главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ, декан психологического факультета МГУ.
https://iz.ru/726402/iurii-zinchenko/etika-stada
Она движет не только отдельным человеком, но и стремительно заражает всех оказавшихся на месте происшествия.
Паническая реакция толпы — сама по себе чрезвычайная ситуация, которая порой несет за собой гораздо больше негативных последствий, чем само происшествие.
Так как мы не застрахованы от происшествий, к ним необходимо быть готовыми не только физически, но и психологически.
Поведение человека в стрессовой ситуации всегда индивидуально и зависит от темперамента, типа нервной системы и эмоционально-личностных особенностей. Однако, попадая в паническую толпу, любой человек может стать ее жертвой.
Страх как защитная реакция в критический момент естественным образом прорывается в сознание, мыслительные процессы деформируются, сужаются, минимизируются... Эмоции берут верх и организуют поведение. Яркость эмоций ослепляет, но их язык поляризован и крайне беден: «опасно-безопасно», «плохо-хорошо», «свой-чужой».
Именно эта когнитивно обедненная матрица становится основой поведения в трудной ситуации. В этом есть смысл: необходимо быстро выбирать безопасные решения и действовать. Это в идеале.
Нахождение в толпе, паника деформирует эту идеальную схему, невольно я становлюсь частью этой общности. Хорошо, если эта общность высоко организована, имеет стихийно возникших правильных лидеров, которые точно знают, что и как делать для спасения всех...
А если вдруг возникает ощущение, что меня не спасут? Тогда я расчеловечиваюсь, и первобытный страх овладевает мною.
Вспомним крушение парохода «Титаник» в 1912 году. Захлестнувшая людей на борту паника стала причиной гибели большого количества человек. Часть людей (включая экипаж) ради собственного спасения ставили под угрозу жизнь окружающих, нуждающихся как минимум в уважении и как максимум в поддержке и помощи.
Чувство страха и высокой степени опасности для жизни превалировало над разумностью и уважительным отношением к окружающим, заставляя людей в прямом смысле слова идти по головам ради своего спасения.
Прошло более ста лет с момента крушения «Титаника», а поведение людей в чрезвычайных ситуациях фактически не изменилось.
Говоря о пожаре в Кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», стоит обратить особое внимание на необходимость сохранения человечности и адекватности поведения в ситуации, когда в горящем здании находится большое количество детей.
Они в любой небезопасной ситуации ориентируются на значимых взрослых (родителей). Поэтому дети не должны видеть и знать, что главные авторитеты в их жизни могут позволить себе не помочь пострадавшему человеку, проявить агрессию по отношению к окружающим.
Помимо того, что необходимо с раннего возраста учить детей конкретным способам эвакуации из мест чрезвычайного происшествия, особое внимание необходимо уделять психологическим аспектам поведения.
Речь как о ситуативных реакциях на стресс, так и о личностных качествах, которые позволят не потерять человеческое лицо, даже когда очень страшно и незнакомо.
Существует несколько адекватных стратегий совладания со стрессом, которые помогут не впасть в панику и не стать жертвой агрессивной толпы. Конфронтация и самоконтроль являются наиболее подходящими при осуществлении эвакуации при пожаре.
Они предполагают, с одной стороны, нахождение деятельности, на которую можно переключить свое внимание (поиск источников воды и путей к ней, поиск планов эвакуации из здания и быстрое распространение его среди окружающих посредством средств связи), с другой — минимизацию воздействия эмоций на образ происходящего и отношение к окружающим.
Четко осознавая собственную роль в спасении себя и тех, кто рядом, человек способен распланировать и проанализировать шаги целенаправленной деятельности и, тем самым, избежать губительной паники.
Героический поступок учительницы английского языка гимназии № 17 Кемерово Татьяны Дарсалии, которая ценой собственной жизни спасла свою дочь и чужих детей при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня», нельзя объяснять лишь силой материнского инстинкта — это ее сознательный выбор, это ее подвиг человечности и ответственности за других, за жизни детей. Инстинкт к подвигу не приводит...
Каждое время рождает своих героев. Жизнь погибших не вернуть. Но только от нас зависит, как мы будем их помнить. Только ли в дни годовщины? Или зададим себе вопрос: что я в себе изменил в память об ушедших?
Смогу ли я всегда сохранять человеческое лицо и человеческое отношение к окружающим, оказавшимся рядом с нами и нуждающимся в нашей помощи. Право оставаться человеком есть всегда. Воспользуюсь ли я этим правом?
Автор Юрий Зинченко — главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ, декан психологического факультета МГУ.
https://iz.ru/726402/iurii-zinchenko/etika-stada
Комментариев нет:
Отправить комментарий