Среди сотрудников силовых структур мнения о работе психологов расходятся. «Конечно работают, раздают бумажки с тестами», — пытается иронизировать бывший боец 22-й отдельной бригады оперативного назначения (22 ОБрОН ВВ МВД).
Его коллега из бывших Внутренних войск утверждает обратное: несмотря на службу в армии и окончание профильного университета МВД, психологи отказались рекомендовать его для работы в ОВД. Дотошность психологов он похвалил, хотя с решением не согласен.
«Начальник подразделения уважает то, что я делаю, поэтому статус среди служащих у меня высокий. Я могу пригласить на приём кого-то, если посчитаю нужным, могу и семью пригласить. Но в других отделениях, особенно у нас на Северном Кавказе, к женщинам-психологам относятся как к непонятным девочкам», — говорит о себе один из психологов МВД.
По словам автора рекомендации по обеспечению служебной деятельности, на сегодня большинство психологов в ведомствах — женщины, то есть больше половины из 15–20 тысяч специалистов. При этом до 1990-х годов абсолютное большинство составляли мужчины-военнослужащие.
«К сожалению, система пришла к тому, что их перевели на другие должности, а психологами стали гражданские специалисты. Это очень серьёзная разница в статусе специалиста, в таких структурах это чётко чувствуется. Хотя военным нужны разные психологи: и со званиями, и гражданские, и мужчины, и женщины», — считает он.
Собеседник рассказывает о том, что командир не всегда понимает, зачем ему нужен психолог и в чём он может помочь. В то время как в работе обычного психолога цель понятна — помогать человеку и решать его проблемы, в силовых структурах задача каждого — показывать эффективное решение задач.
«В голове командования ценность специалиста формируется, исходя из того, какие результаты он показал. Но психологу это не всегда легко показать. И если он начинает решать конкретные проблемы конкретных людей вместо общих задач, то для командира он становится человеком второстепенным», — говорит он.
Психологический контроль начинается при приёме на работу или службу — с так называемого «профессионального психологического отбора». Он состоит из собеседования, анализа анкеты и психодиагностического обследования.
Психолог делает выводы о стиле поведения, в том числе в конфликтных ситуациях, проблемах в прошлом и о том, как их можно устранить.
Но главное — ставит пометку «рекомендуется» или «не рекомендуется» для службы. После на каждого соискателя составляют заключение и направляют его в Центр психодиагностики (ЦПД).
Там с кандидатом снова работают психолог и психиатр. На этом этапе соискателю также могут предложить пройти тест на полиграфе. Его применение не регулируется никаким законом РФ, поэтому невозможно сказать, является ли он обязательным.
По данным источника в СК, при приёме на работу в ведомство соискатель может отказаться от прохождения теста на полиграфе, но это чревато отказом в приёме на работу, а в МВД отказ от прохождения полиграфа впоследствии может послужить поводом для увольнения по причине утраты доверия.
Полиграф является негласно обязательным для будущих сотрудников, объясняют психологи. Солдаты-срочники его не проходят.
На этом этапе отбора и соискателям, и призывникам также могут предлагать тесты. Они состоят из нескольких разделов.
Первый — соискатели отвечают на общие вопросы: в благополучной ли семье они росли, переносили ли в детстве серьёзные заболевания, бывают ли у них конфликты с близкими друзьями, родными и коллегами. Или, возможно, им кажется, что они подавлены, а окружающие их недолюбливают?
Вариантов теста много, этот пример приводится в исследовании, выпущенном институтом повышения квалификации МВД.
На вопрос «Что вы чувствуете по отношению к себе?» можно выбрать ответ: способность преодолеть любые трудности самостоятельно, гордость за достигнутое или уверенность в своей уникальности, исключительности. Других, менее позитивных, вариантов нет.
В тесте есть и прямые вопросы о суициде: кончал ли жизнь самоубийством кто-то из родственников, можно ли оправдать людей, выбравших добровольную смерть, осуждаете ли вы людей, выбравших такую смерть, и понимаете ли вы людей, которые покончили с собой из-за предательства.
Второй раздел — «проективный тест», в котором будущие силовики должны определить скрытый смысл высказываний и отнести их к одной из семи тем: алкоголь, измена, семейные неурядицы и другие.
«Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться», «Инициатива принадлежала мужу, звуковое оформление — жене», «Всё в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить».
В исследовании сказано, что тест определяет суицидальную мотивацию респондентов. Чем больше вариантов ответа респондент относит к теме «Добровольный уход из жизни», тем выше риск того, что он склонен к суициду.
В третьей части тестирования соискателей просят закончить предложения: «Вокруг меня...», «Я обязательно...», «Я для себя решил окончательно, что...» и другие.
По ним психологи определяют, насколько правильны были выводы, которые они сделали из ответов теста.
Впрочем, на форумах и в соцсетях при обсуждении приёма на службу самый популярный вопрос — как отвечать в ЦПД на вопросы о наркотиках и алкоголе. Эти вопросы задают во время обследования на полиграфе.
«По малолетке есть грехи, но в милиции на учёте не стоял», — объясняют соискатели и пытаются выяснить, что лучше — признаваться или нет.
«Ну ладно, хрен с этим поступлением! У меня проблем в будущем не будет из-за этого? Информация останется конфиденциальной?» — отчаиваются они.
Кандидат психологических наук, разрабатывающий рекомендации по обеспечению служебной деятельности силовых структур, в разговоре с утверждает, что вопросы о наркотиках и алкоголе, которые задают психологи, нужны не для того, чтобы установить точные факты, употребляет соискатель что-то или нет, а для того, чтобы выявить его реакцию на вопросы и установить степень зависимости, если она есть.
«У нас нет иллюзий по поводу того, из каких социальных слоёв в большинстве люди идут в силовые структуры. Конечно, они пробовали и алкоголь, и наркотики, что покажут и анализы у других специалистов.
Если человек предрасположен к зависимости, он попадает в группу риска. Но гуманизм гуманизмом, а служащий находится в системе, где экстремальные ситуации — это норма жизни. Если психолог будет его постоянно спасать, возникает большой вопрос, окажется ли он пригоден к работе», — говорит он.
«Для того чтобы стать настоящим бойцом, надо родиться бойцом, жить бойцом, состояться бойцом», — пропагандирует ту же мысль учебник «Военная психология». Как заявили в разговоре военные психологи, сегодня он является одним из самых популярных для обучения специалистов.
В группу риска — тех, кого не примут или отправят на дополнительные тесты, — могут попасть не только из-за алкоголя и наркотиков, но и если у них обнаружат наследственные факторы для развития психологических проблем, предрасположенности к асоциальному поведению, аутоагрессии и «снижению надёжности».
Психологи не принимают в силовых ведомствах никаких, абсолютно никаких решений, подчеркивает специалист-психолог силовых структур. Все их заключения и наблюдения подаются командованию, и только там решают, что с этой информацией делать.
Да, у них нет психологического образования, и иногда они принимают непрофессиональные решения, говорит собеседник, но психология — это не единственная сфера в армии, где решения принимаются авторитарно.
Через психолога, по статистике пособия Змановской и Рыбникова, проходят не все. К примеру, среди сотрудников ОВД, которые совершили суицид, восемь процентов были приняты на службу вообще без прохождения какой-либо комиссии или вопреки её решению. 25 % покончивших жизнь самоубийством не проходили психодиагностическое обследование.
По стандарту, на каждого сотрудника силовых структур с момента его первого обследования заводят «психологическую карту», а штатный психолог может принудительно назначить любому бойцу приём, если видит, что с ним что-то не так, рассказала одна из психологов силовых ведомств.
По её словам, в каждом подразделении есть специальная программа, которая называется «Работа с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании».
Под эту категорию попадают и те, кто в группе риска, и те, кто побывал в экстремальной ситуации, например те, кто вернулся из сводного отряда (отряд, формируемый из бойцов разных ведомств для решения определённых задач. — Прим. ред.): они проходят реабилитацию в обязательном порядке.
По словам собеседника, предсказать суицид среди силовиков невозможно. Но в группу особого риска всегда попадают сотрудники с трудностями в личной жизни.
В учебниках для психологов силовых структур приводятся данные о том, что от 37 до 50 % случаев — это семейно-бытовые проблемы. Среди них — семейные конфликты, употребление алкоголя и материальные проблемы. Ещё половина причин остаётся неустановленной.
У сотрудников силовых структур, как следует из материалов научных конференций МВД, суицид из-за недостатка денег — это не просто долги по кредиту.
В то время как на работе сотрудник часто применяет силу и внушает страх, зачастую дома его роль совершенно другая: человека, который мало зарабатывает и при этом не успевает выполнять домашние обязанности и не проводит время с семьёй из-за переработок. В результате формируется когнитивный диссонанс: силовые органы, но бытовая беспомощность.
По статистике МВД, именно сотрудники с семьёй чаще всего совершают суицид — женатых среди них было 74 %, а дети были у 73 %.
Сотрудники, которые получили среднее и высшее образование, а также прошли адаптационный период во время учёбы, если они получали образование по специальности, в девять раз реже совершают суицид.
Больше всего подвержены суициду молодые сотрудники, которые ещё не успели адаптироваться к службе, а следующий кризисный момент — отметка в 15 лет службы.
В поселке Дружба рядом с Хабаровском прошел региональный учебно-тренировочный сбор по парашютно-десантной подготовке. В нем приняли участие инструкторы и спасатели Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России (ДВРПСО) и его филиалов, а также психологи Дальневосточного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
Всего в сборах приняли участие более 130 спасателей и инструкторов МЧС России, а также четыре психолога отдела экстренного реагирования.
В ходе сбора психологи МЧС России отработали навыки беспарашютного десантирования из вертолёта Ми-8 с помощью СУР (спускового устройства роликового) на снег, лес, ограниченную площадку (крышу башни) с высот от 10 до 50 метров.
«Спуски с вертолета – это то, что чаще всего приходится выполнять на ЧС, в связи с характерными особенностями нашего региона. Мы очень рады, что в этот раз и психологи прошли обучение беспарашютному десантированию. Подобный навык может пригодиться при эвакуации населения с затопленных территорий», - рассказал Константин Викторов, спасатель Дальневосточного поискового спасательного отряда.
В Санкт-Петербурге прошел учебно-методический практикум по профессиональной деятельности военных психологов Западного военного округа (ЗВО) и их коллег из других силовых структур.
В рамках учебно-методического сбора проведен «круглый стол», в ходе которого военные психологи рассмотрели направления совершенствования профессиональных навыков для формирования готовности личного состава к выполнению поставленных задач.
В ходе сбора были подведены итоги работы специалистов психологической службы, обсуждены основные направления повышения эффективности их работы, а также изучены новые перспективные методы психологического сопровождения своих подопечных.
Планом сбора были предусмотрены профессиональные мастер-классы, направленные на освоение новых знаний, умений и навыков по основным направлениям психологической работы — психодиагностики, психологической подготовки, психологической профилактики и коррекции, психологической помощи при кризисных состояниях.
Ведущие тренингов — практикующие психологи, профессорско-преподавательский состав вузов Санкт-Петербурга, представители общественных организаций.
Один из основных этапов сбора — обмен опытом между ведущими военными психологами соединений, учебных центров и воинских частей и специалистами психологической работы управления МЧС, МВД, ФСИН, Федеральной таможенной службы, концерна Росэнергоатом, а также других силовых структур, дислоцирующихся в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.
Этот этап сбора состоялся в окружном Доме офицеров в форме «круглого стола», в ходе которого военные психологи обменялись опытом по повышению психологической адаптации и устойчивости военнослужащих всех уровней, рассмотрели направления совершенствования профессиональных навыков психологов для формирования готовности личного состава к выполнению поставленных задач.
Всего в сборе приняло участие около 100 специалистов психологической службы силовых структур.
28-30 марта 2018 года Северо-Западное отделение Общественного Совета Общества психологов силовых структур (коллективный член Российского психологического общества) совместно с Северо-Западным филиалом «Центр экстренной психологической помощи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и Центром психологической работы Западного Военного округа провели практикум по психологическому сопровождению служебной деятельности.
В практикуме приняли участие представители психологических служб Министерства обороны, МЧС, МВД, ФСИН, Федеральной таможенной службы, концерна Росэнергоатом.
Цель практикума - обмен опытом практикующих психологов силовых ведомств, освоение новых навыков, техник, методов, инструментария, применяемых в процессе психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников.
В ходе практикума состоялись мастер-классы, направленные на освоение новых знаний, умений и навыков по основным направлениям психологической работы – психодиагностики, психологической подготовки, психологической профилактики и коррекции, психологической помощи при кризисных состояниях.
Ведущие тренингов – практикующие психологи, профессорско-преподавательский состав ВУЗов Санкт-Петербурга, представители общественных организаций.
Заместитель начальника отдела экстренного реагирования «Центра экстренной психологической помощи МЧС России» Сергей Крутов провел мастер-класс для представителей средств массовой-информации «Психологические аспекты информационной работы СМИ при чрезвычайных ситуациях».
По просьбе коллеги, которая, как оказалось внимательно следит за публикациями на блоге, продолжу тему, кто они военные психологи. Сегодня хочу остановиться на категории военных психологов, которые порой не афишируют свою деятельность и чаще остаются в тени.
Иногда начальники о них забывают, но мы то о них помним! Я говорю о психологах на должностях военнослужащих по контракту. К примеру, телефониста или радиотелеграфиста, оператора расчета ракетного комплекса. И вы их знаете.
Это, как правило, бывшие гражданские специалисты психологической службы, женщины с высшим психологическим образованием, которые сделали свой выбор в пользу воинской службы по контракту.
Кто-то считает, что они потеря для психологической службы. Лично я, так не считают. Наоборот, это кадровый резерв для назначения на вакантные офицерские должности начальников групп психологической работы. А после увольнения из Вооруженных сил, кадровый резерв для приёма на работу на должности ведущих гражданских специалистов психологической службы.
Специалисты, которые прошли курсы выживания, полностью адаптированные в военной среде, возможно, имеющие опыт участия в боевых действиях в горячих точках, имеющие военно-учетную специальность (ВУС) и воинское звание.
Кстати о курсах выживания. Режим напряжённый, без всяких послаблений: в 6 утра подъём, 45-минутная физическая зарядка, с утра до вечера в поле и даже обед, чтобы не тратить время на переезд к месту дислокации, привозят непосредственно на полигон. В основном это практические и контрольные занятия по самым разным дисциплинам: тактика, огневая подготовка, военная топография и т. д.
Главной задачей курса является подготовка к самостоятельным действиям при выполнении боевых задач в сложной обстановке. Плюс выработка высоких морально-боевых качеств. Ведь если контрактники-мужчины в своё время проходили срочную службу, то у женщин такой подготовки нет: её они получали непосредственно в войсках после подписания контракта. Отсюда определённые пробелы в знаниях и отсутствие некоторых навыков - их необходимо за шесть недель курса устранить.
А впереди самое сложное испытание - недельный полевой выход. В завершение марш-бросок со штатным вооружением к месту дислокации. По ходу предстоит вести разведку, действовать по вводным, обустраивать базовые лагеря, преодолевать препятствия и т.д.
Показавшим низкие результаты предстоит рассмотрение на заседаниях аттестационных комиссий воинских частей с соответствующими выводами вплоть до увольнения - в армии и на флоте должны служить только профессионалы.
Этих дипломированных специалистов-психологов, при их желании, конечно, можно и нужно привлекать для психологического сопровождения сослуживцев в казармах, на боевых постах, на полигонах в ходе боевой подготовки. Проведения тренингов адаптации и командообразования, психологического просвещения и не только.
Перспективных направлять для повышения квалификации по военной психологии в высшие военные учебные заведения. И не обязательно в Военный университет, можно в Рязань, Новосибирск, Благовещенск.
Что плохого в том, что в отдаленном гарнизоне или подразделении, где нет штатного психолога, будет свой человек держать руку на психологическом пульсе воинского коллектива?
Хочется сказать большое СПАСИБО всем тем специалистам, кто помимо исполнения обязанностей по службе, несения нарядов, находит в себе силы заниматься еще и психологической работой. Во время выходного (отпуска) по приказанию пребывают в часть и проводят тренинги с личным составом молодого пополнения.
Пожелать крепкого здоровья (а оно понадобиться для сдачи физподготовки), счастья вам и вашим родным и близким, весеннего настроения, оптимизма ! Все будет хорошо! И как утверждает лауреат конкурса флотских психологов "Тихоокеанская роза ветров" матрос контрактной службы Людмила Бабина: "Нас мало, но мы в тельняшках! Прорвемся!"
На фото конкурс флотских психологов "Тихоокеанская роза ветров - 2018". Курсы выживания для военнослужащих-женщин на Камчатке. Фото Ильдус Гилязутдинов, пресс-служба ТОФ.
Заявления начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первого заместителя министра обороны РФ генерала армии Валерия Герасимова свидетельствуют о реальной готовности ВС России к ведению многосредных боевых действий — на земле, море, в воздухе, космосе и киберпространстве, в том числе с использованием робототехнических комплексов, считает ведущий российский военный эксперт главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский.
Герасимов, выступая в субботу на конференции в Военной академии Генштаба ВС РФ, заявил, что основными особенностями конфликтов будущего будет использование робототехнических комплексов, информационной сферы и космических средств.
«Эту тенденцию Генеральный штаб и Министерство обороны РФ давно отслеживают, и не только отслеживают. Из выступления генерала армии Герасимова следует, что Вооруженные силы России готовы к ведению боевых действий во всех средах, включая киберпространство, информационное пространство, космос и так далее», — заявил РИА Новости в субботу Мураховский.
По его мнению, «тезисы Герасимова опираются не на воздух, а на созданные структуры, конкретные образцы вооружения и военной техники, на отработанную, скажем так, систему ведения операций и боевых действий».
«Я напомню, что созданы отдельное управление по развитию робототехнических средств; отдельное главное управление научно-исследовательской деятельности и технологического сопровождения передовых технологий (инновационных исследований) Минобороны России; отдельная структура, которая занимается беспилотными летательными аппаратами», — сказал военный аналитик.
Он добавил, что в 2017 году начальник Генштаба уже говорил о сформировании войск информационных операций; специальных структур, которые занимаются подготовкой данных для ударных средств; развертывании единой космической системы и системы освещения обстановки в Арктике, включая надводную и подводную.
ВИДЕО. Летно-тактическое учение по дозаправке в воздухе с экипажами стратегических бомбардировщиков Ту-160.
Американский журнал The National Interest назвал модернизированный российский стратегический бомбардировщик Ту-160М2 «худшим ночным кошмаром» НАТО. Об этом сообщается на сайте издания.
«В отличие от американских бомбардировщиков B-2 Spirit или B-21 Raider, российские ВКС рассчитывают в первую очередь на поражение целей, используя ракеты большой дальности в надёжно защищённом (средствами ПВО. — прим.) воздушном пространстве. В связи с этим Ту-160М2 получат крылатые ракеты нового поколения», — говорится в публикации.
В январе на аэродроме Казанского авиационного завода состоялся демонстрационный полёт первой модели сверхзвукового ракетоносца Ту-160М2. За полётом наблюдал российский лидер Владимир Путин.
30 марта в Академии ФСИН РОССИИ (г.Рязань) состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы».
Направления работы конференции:
1. Всероссийская научно-практическая конференция XXVIII Психологическая школа «Современные психокоррекционные и психотерапевтические направления в работе пенитенциарных психологов»:
– регламент деятельности пенитенциарных психологов;
– современные направления психокоррекции и психотерапии в работе пенитенциарного психолога;
– особенности профессиональной деятельности в экстремальных, стрессовых, напряженных ситуациях, профессиональная деформация;
– основные направления психологической подготовки сотрудников ФСИН России;
– развитие профессионализма управленческих кадров, осуществляющих деятельность в образовательных организациях ФСИН России;
– факторы развития профессионализма пенитенциарных психологов;
– проблемы и пути совершенствования организации научно-исследовательской деятельности курсантов;
– социально-психологические особенности проявлений экстремизма в пенитенциарных учреждениях.
2. Межрегиональная научно-практическая конференция «Деевские чтения – 2018» «Мотивация и направленность личности», посвящена памяти доктора психологических наук, профессора В.Г.Деева:
– теоретико-методологические вопросы мотивации, направленности личности и смежных научных проблем;
– ключевые психолого-педагогические проблемы и направления исследований направленности личности в пенитенциарной психологии;
– проблемы диагностики и коррекции служебной лояльности сотрудников УИС;
– развитие профессиональной мотивации и формирование конструктивного поведения сотрудников в современных условиях функционирования УИС;
– мотивация и направленность личности осужденных;
– психолого-педагогические основы формирования мотивации исправления и ресоциализации различных категорий осужденных.
3. Всероссийский научно-практический семинар «XVII Школа социальной работы»: – современные проблемы и практика деятельности групп социальной защиты осужденных;
– личность осужденного как объект и субъект социальной работы;
– социальные проблемы осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы и пути их решения;
– оказание адресной социальной помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы;
– социальная адаптация и социальное сопровождение осужденных, готовящихся к освобождению от отбывания наказания;
– социальная адаптация осужденных, отбывших наказание в виде лишения свободы;
– индивидуальные комплексные программы ресоциализации осужденных, совершивших различные виды уголовных преступлений;
– оптимизация взаимодействия учреждений и органов исполнения наказания с институтами гражданского общества в решении вопросов социального и психолого-педагогического сопровождения осужденных, отбывающих и отбывших различные виды наказаний.
4. IV Всероссийская акмеологическая школа «Актуальные проблемы профессионализма личности и деятельности специалистов Федеральной службы исполнения наказаний»:
– история создания и профессиональной подготовки специалистов отечественной службы пенитенциарной психологии;
– опыт и актуальные проблемы профессиональной деятельности и профессиональной подготовки современных иностранных пенитенциарных психологов;
– проблемы соотношений традиций и инноваций в современной системе профессиональной подготовки пенитенциарных психологов;
– формирование профессиональной подготовленности будущих пенитенциарных психологов на этапе высшего профессионального образования в контексте компетентностного подхода;
– учебная дезадаптация курсантов: причины и эффективные способы психологического сопровождения;
– направления модернизации и тенденции развития системы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по направлению подготовки 37.07.01 Психологические науки;
– психолого-акмеологическое сопровождение образовательной деятельности на этапе подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (аспирантуре) по направлению подготовки 37.07.01 Психологические науки;
– психолого-акмеологическая концепция развития профессионала;
– акмеологический подход в изучении развития зрелой личности.
Формат мероприятия предполагает секционные заседания, круглые столы и мастер-классы. Участники конференции могут предложить свои темы мастер-классов по тематике конференции. Оргкомитет рассмотрит Ваши предложения и известит Вас о возможности проведения того или иного дополнительного мероприятия в рамках конференции.
В Новосибирском соединении РВСН завершился учебно-методический сбор со специалистами - психологами соединений и воинских частей Омской ракетной армии. В сборах приняли участие психологи Иркутского, Барнаульского, Новосибирского и Ужурского соединений, а также управления Омской ракетной армии, всего около 30 человек.
Цель учебно-методического сбора специалистов психологической службы - доведение особенностей проведения психологической работы в 2018 году, повышение профессионального мастерства специалистов - психологов методом проведения теоретических, практических и интерактивных занятий, а так же по средствам обобщения передового опыта психологической работы.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации.
В соединении Южного военного округа (ЮВО), дислоцированном в Волгоградской области, военные психологи обучают военнослужащих, готовящихся к несению службы с оружием, методам психологической коррекции.
С личным составом, заступающим на боевое дежурство, проводятсяпрактические занятия по психической саморегуляции, в ходе которых военнослужащие тренируются самостоятельно восстанавливать свою нервную систему с помощью нервно-мышечной релаксации. Суть техники заключается в напряжении и расслаблении групп мышц в определенной последовательности.
Также военнослужащих обучают специальной дыхательной гимнастике, а именно мобилизирующему и успокаивающему дыханию.
По словам военных психологов, данные методики позитивно влияют как на физиологическое, так и на психическое состояние военнослужащего, помогают справиться с тревожностью, депрессией, а также усталостью и апатией. Данные упражнения не требуют специального оборудования, а время, необходимое для выполнения специальных упражнений, составляет 5-6 минут.
Кроме того, психологи соединения проводят психологические тренинги по сплочению воинских коллективов, на которых военнослужащие внутри подразделения учатся максимально эффективно решать поставленные групповые учебно-боевые задачи.
Дружная армия - это еще и хорошая работа психологов. Специалисты помогают военнослужащим с личными проблемами, а еще учат понимать товарищей. Сбор психологов 58-й армии сегодня прошел в Доме офицеров Владикавказского гарнизона. Военные психологи в этот раз сами были на месте своих клиентов.
В ходе учебно-методического сбора прошел практикум, где участникам предлагали конфликтную ситуацию, в которой мог оказаться военнослужащий, и с этой проблемой прийти на импровизированный прием к своему коллеге - армейскому психологу.
Таким образом, специалисты психологической службы лучше узнали, как сложно иногда бывает солдатам и офицерам. Военная служба не для слабонервных. Часто выдержать физические и моральные испытания одному - непросто. Для этого в каждой армии есть группа психологической поддержки.
Алексей Ложкин, начальник группы психологической работы 58-й армии: «Одна из главных тем - изучение военнослужащих, подготовка их к выполнению различных задач, учебно-боевых и специальных. Также работа с семьями военнослужащих, так как они всегда находятся в отрыве, на полигонах, на учениях».
Как информирует сайт Минобороны России, в окружном Доме офицеров Центрального военного округа (ЦВО) в Екатеринбурге завершилась плановая аттестация специалистов психологической службы соединений и воинских частей ЦВО, Главного командования Сухопутных войск, штаба материально-технического обеспечения Вооружённых Сил и региональных подразделений военной полиции.
В ходе аттестации определялась профессиональная квалификация специалистов психологической службы. Военные психологи сдали зачеты на знание руководящих документов, а также решили практические задачи.
В частности, военные психологи разработали планы по психологическому сопровождению военнослужащих при выполнении ими поставленных задач в различных условиях обстановки. По результатам проверки более 50 психологов успешно прошли аттестацию.
– Деятельность психолога очень специфична, – пояснил председатель аттестационной комиссии полковник Вадим САВИЧ, – командир воинской части, его заместитель по работе с личным составом, конечно, могут определить степень результативности психологической работы, в частности, повышение психологической устойчивости военнослужащих и ряд других индикаторов.
Но оценить уровень квалификации, особенно гражданского специалиста – это дело настоящих профессионалов, имеющих базовое психологическое образование и прекрасно ориентирующихся в особенностях данной работы.
УЛЫБНУЛО. Кот Сильвестр в помощь психологам ЗВО на Лужском полигоне в ходе психологического тренинга с личным составом маршевой мотострелковой роты в районе восстановления боеспособности мотострелковой бригады на учениях "Запад - 2017".
Лужский канал на ЮТубе разместил 14 минутный видеоролик о работе психологов Западного военного округа на Лужском полигоне в ходе учений "Запад - 2017". Видеоролик посвящен учению по морально-психологическому обеспечению личного состава мотострелковой роты в районе восстановления боеспособности гвардейской мотострелковой бригады.
Поставленная задача - восстановление боеспособности мотострелковой роты, вышедшей из района ведения боевых действий. В данном учебном районе с личным составом будет проведена информационная и психологическая подготовка.
Первый взвод убывает на информационный пункт, второй взвод убывает на пункт психологической помощи и реабилитации, третий взвод - на психологический тренинг, четвертый взвод - на психологическую полосу.
Сильве́стр (англ. Sylvester the Cat) — антропоморфный кот, анимационный персонаж из серии «Looney Tunes» и «Merrie Melodies» — мультсериалов производства компании Warner Bros. Известен своими приключениями в компании с кенаром Твити, в которых он постоянно пытается его поймать и съесть.
Группа особого доверия. Так называют в соединении военных психологов. Начальник группы психологической работы гвардии старший лейтенант Виталий Степаненко, его помощники гражданские специалисты Анастасия Перлова, Юлия Пушкарёва, Любовь Леонова и Юлия Андреева.
«Уже не первый год в Вооруженных Силах Казахстана функционирует психологическая служба, - рассказала руководитель пресс-службы Регионального командования «Юг» Дина Мухаринова.
- Офицер-психолог есть практически в каждой воинской части, среди них немало женщин-военнослужащих, однако, в основном, все они выпускницы гражданских вузов с педагогическим образованием. И только три женщины военнослужащие на все Вооруженные Силы Казахстана имеют высшее военное образование. Одна из них - капитан Акмарал Тюлеутаева (на фото) - проходит службу у нас, в войсковой части 21450 Регионального командования «Юг».
Акмарал Тюлеутаева единственная женщина-офицер в южных войсках, которая одной из первых прошла обучение там, где прежде царил исключительно мужской мир - в Национальном университете обороны.
В 2017 году здесь открылся факультет психологии, и женщины получили возможность стать слушателями в вузе, дающем академическое военное образование. Для Национального университета обороны это новшество. Еще никогда в истории этого высшего военно-образовательного учреждения женщины здесь не обучались.
«Дочь военнослужащего Акмарал достаточно помоталась с родителями по гарнизонам, - продолжает Дина Мухаринова. - Готовность к переездам, смене друзей, коллектива предопределила ее будущее.
После окончания факультета педагогики и психологии Алматинского государственного университета имени Абая она не раздумывала - только армия, по семейной традиции. Для начала она с воодушевлением приняла должность парашютоукладчика в/ч 32363 Аэромобильных войск».
Акмарал имела цель стать офицером, поэтому готова была перемещаться, принимать новые должности, четко выполнять свои обязанности. И вот после перевода в воинской части 03811 на должность офицера-психолога на её погонах появились заветные две звезды, что для девушки-военнослужащей было большой победой.
Вскоре Акмарал Тюлеутаева стала психологом отдельного батальона в составе РгК «Юг». Затем было назначение на должность психолога бригады, что значительно повысило ее ответственность, учитывая, что численность личного состава бригады в разы больше, чем в батальоне. Тем не менее, сегодня Акмарал знает практически каждого солдата в своем огромном воинском коллективе.
«Для психолога воинской части это самое главное в его работе - знать свой коллектив, знать психологические особенности каждого. Поддержание морально-психологического состояния на высоком уровне означает полную готовность воинского подразделения выполнять любые боевые задачи.
За период службы Акмарал Тюлеутаевой различными проверяющими комиссиями неоднократно отмечалась хорошая работа психолога, и неудивительно, что именно ей в числе немногих было предложено попробовать поступить на вновь открывшийся факультет психологии в Национальном университете обороны», - говорит Дина Мухаринова.
«Волнение? Было. Страх - нет, - вспоминает капитан Акмарал Тюлеутаева. - А еще было огромное желание поступить. Ведь это какая великолепная возможность - получить академическое военное образование! Я была настроена так решительно, что при поступлении набрала 72 балла при 50-ти проходных».
За офицера Тюлеутаеву радовались сослуживцы, дочь и сын, родители. И особенно ее отец Арипбек, сам прослуживший всю жизнь в армии. Провожая своего психолога на учебу в Астану, родная бригада прошла по плацу торжественным маршем, чем зарядила слушательницу Национального университета обороны капитана Тюлеутаеву позитивом и энергией на весь период учебы.
Военная психология и педагогика, морально-психологическое обеспечение, организация воспитательной и идеологической работы, тактика, информационное противоборство - эти и другие предметы изучала Акмарал Тюлеутаева в Национальном университете обороны.
Итогом этой учебы стал красный диплом. «Есть в армии такая традиция - прощание с Боевым знаменем. С ним прощаются, когда перемещаются к новому месту службы, по окончании службы или учебы. В Национальном университете обороны во время проведения этого священного воинского ритуала, как правило, от имени всех прощается с Боевым знаменем один офицер, самый лучший и достойный. Таким офицером стала капитан Тюлеутаева.
Именно ей, женщине, впервые в истории Национального университета обороны, доверили от имени всех слушателей их потока преклонить колено перед Боевым знаменем и поцеловать его, прощаясь и благодаря за прекрасное время учебы», - подчеркнула руководитель пресс-службы РгК «Юг» Дина Мухаринова.
После учебы капитан Тюлеутаева попала по распределению в отдаленный гарнизон в Жамбылской области и с прежней готовностью приняла новую должность офицера-психолога.
«Я для того и училась, чтобы свои знания применять на практике, обучать молодых, - оптимистично заявляет Акмарал. - Здесь, в Гвардейском гарнизоне, куда меня направили после Национального университета обороны, есть огромное поле деятельности. Нужно отслеживать морально-психологический настрой солдат срочной службы, помогать адаптироваться молодым выпускникам военных вузов, оказывать поддержку членам семей военнослужащих».
А капитану Тюлеутаевой моральную поддержку оказывает её семья и командование. Она уверена, что профессиональный рост потребует новых вершин, и готова к очередным переменам и к тому, чтобы освоить новое дело, которое ей поручат и которое она с готовностью примет. Чтобы снова стать первой.
15 и 16 марта более 50 военных психологов и начальников групп психологической работы соединений и воинских частей Забайкальского края приняли участие в учебно-методическом сборе, который состоялся в Доме офицеров Забайкальского края.
Участники сбора обменивались опытом работы, рассматривали вопросы, связанные с профилактикой отклоняющегося поведения военнослужащих, делились новыми методиками в области психодиагностики и оказания экстренной психологической помощи военнослужащим, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации.
Подобные сборы в масштабах всего региона проводятся ежегодно. Такие мероприятия позволяют повышать качество работы военных психологов и начальников групп психологической работы воинских частей и соединений, дислоцированных в Забайкальском крае.
В ходе мероприятия специалисты психологической службы рассмотрели несколько актуальных тем: «Роль и вклад психологов в морально-психологическом обеспечении соединений и воинских частей», «Особенности профессионального психологического отбора военнослужащих по контракту и военнослужащих по призыву».
«Диагностика психических отклонений у военнослужащих, в том числе и суицидального поведения», Алгоритм работы психолога в данном направлении», «Использование проективных методик в повседневной деятельности войскового психолога», «Методы и способы оказания психологической помощи близким родственникам погибших и пострадавших».
Кроме теоретических дисциплин специалисты приняли участие в практических занятиях. Например, о том, что такое тонфелд-терапия и как ее использовать в психологической работе с военнослужащими, рассказала преподаватель Военного Университета Екатерина Сапьяник.
В рамках сбора прошел также Круглый стол по проблемным вопросам в организации психологического сопровождения военнослужащих.
Также военные психологи изучили методы оказания своевременной психологической помощи и реабилитации военнослужащим, перенесших стресс, в пунктах психологической помощи, работающих при воинских частях.
Всем участникам сбора были даны методические рекомендации и официальные документы, регламентирующие работу военных психологов.
В завершении сбора каждый участник сдал зачет. Цель зачета - оценка уровня профессиональной подготовки специалистов психологической службы воинских частей.
Главная задача сбора выполнена. Специалисты психологической службы наметили цели и задачи психологической работы на завершающем этапе зимнего периода обучения для эффективного психологического сопровождения и поддержки морального духа военнослужащих.