Страницы

четверг, 4 января 2018 г.

В помощь флотскому психологу. Психологическая подготовка подводников. Отработка выхода через сухой торпедный аппарат.


В помощь участникам IX Всеармейского конкурса специалистов психологической службы на Камчатке и психологам соединений подводных лодок. 

Для эвакуации личного состава с аварийной подводной лодки, лежащей на грунте, традиционно используются торпедные аппараты.

Предлагаю читателям блога отрывок из рассказа Сергея Аршинова "Психологический фактор". 

В отрывке описано состояние главного героя рассказа - Алексея Панкратова после отработки выхода через сухой торпедный аппарат (без шлюзования - заполнения торпедного аппарата водой).

... На третьем занятии отрабатывали выход через сухой, то есть без заполнения его водой, торпедный аппарат. 

Для этого полностью экипированным в легководолазное снаряжение нужно было, прежде всего, залезть в торпедный аппарат (трубу, диаметром 533 миллиметра и длиной более шести метров). Забирались в него по три человека. 

Первый еще и толкал перед собой буй-вьюшку.*

* буй-вьюшка - пенопластовый бочонок с большой положительной плавучестью, на который намотан специальный канат с расположенными на нем на определенных расстояниях друг от друга узлами - "шкентель с мусингами".


После этого заднюю крышку, через которую все забрались в аппарат, закрывали, открывали переднюю, первый из находящихся в аппарате цеплял буй-вьюшку карабином за специальную скобу на внешней стороне торпедного аппарата, 

выбрасывал ее наружу (при нахождении под водой она всплывала на поверхность, разматывая шкентель с мусингами), и все, один за другим, выходили (точнее, выползали, поскольку торпедный аппарат расположен горизонтально) из аппарата.

В своей группе Леша оказался третьим, поэтому, когда залез в аппарат, и за ним закрылась задняя крышка, он лишь на мгновение испытал жуткий ужас от полнейшей темноты и тесноты, но как следует испугаться не успел, автоматически ответив на условный сигнал.

Буквально тут же открылась передняя крышка и где-то там, в промежутках между телами ползущих впереди товарищей и стенками торпедного аппарата замелькал робкий, но спасительный свет.


Тем не менее, когда Леша дополз до конца аппарата, ноги его не держали, предательски дрожа и подгибаясь. 

Мичманам-инструкторам даже пришлось его вытаскивать, поскольку в последний момент силы его почти полностью оставили.

Голова гудела, как Царь-колокол, перед глазами плыли разноцветные круги, к горлу подкатывала тошнота... 

Окружающие ему что-то говорили, но он ничего не слышал. 

Даже "флажок" на дыхательном аппарате на дыхание в атмосферу ему перекинул кто-то из инструкторов, поскольку сам он ничего не видел, ничего не соображал и ничего делать был не способен.


Его усадили на скамейку и дружно стали освобождать от снаряжения. 

Он же сидел, как тряпочная кукла, абсолютно безвольно, не понимая, что происходит.

Когда освободили его голову, то первым делом дали понюхать нашатырного спирта. 

Это немного привело его в чувства, но подлая и предательская дрожь под ложечкой осталась. 

Не прекратилась она и тогда, когда он, уже полностью переодевшись и выбравшись в курилку, одну за другой выкурил подряд три сигареты.

Кто-то из инструкторов принес ему стакан горячего сладкого чая. 

И лишь выпив его большими глотками, 

Леша немного успокоился, щеки у него порозовели, губы из мертвецко-синих вновь стали красными, дыхание пришло в норму, зрачки приобрели нормальный размер, а глаза вернулись обратно в орбиты ...

Источникhttp://samlib.ru/a/arshinow_s_w/msworddoc-5.shtml


Комментариев нет:

Отправить комментарий