Страницы

четверг, 11 января 2018 г.

Стать арт-корректорами, семейными помощниками и гештальт-консультантами…, либо уйти в подполье.


Коллеги, может быть, вы еще не поняли, что ваша деятельность скоро будет вне закона?! Или вы все врачи?! Вам придется либо стать арт-корректорами, семейными помощниками и гештальт-консультантами…, либо уйти в подполье, как во времена СССР.  С принятием этого закона психотерапия становится исключительно врачебной специальностью как психиатрия.

Разработчики закона вас демократично спрашивают: «Что вы, психологи, думаете по этому поводу?»

Петропавловская Амалия Эдуардовна, Санкт-Петербург.

Коллеги, вам и правда все равно??? И правда нет дела, что новый законопроект, отделяя психотерапию от психологии, закрепит нелепое топорное понимание психотерапии как исключительно медицинского лечения души врачом??? Терапия = лечение, лечение = медицина, психотерапия = медицина. Ну, это же бред! 

Смысл и суть психотерапии в лечении души душой, в лечении болезненных отношений клиента через психотерапевтические отношения. Достичь этого можно только одним способом - помогая человеку лучше понять самого себя, свои чувства, свои мысли, помогая осмыслить свое прошлое и разобраться в чаяниях о будущем. Где здесь медицина???

08.01.2018

Кругликова Анна Юрьевна, Таганрог.

Я - за! Настолько очевидно в нынешних реалиях существование немедицинской психотерапии как вида, или метода, оказания психологической помощи, что не признавать этого - рубить сук на котором сидят многие специалисты в этой области. Лайкнуть трудно, не очень владею КТ, но мой голос ЗА!!! Сертифицированный гештальт-терапевт, стаж работы 17 лет.

09.01.2018

Прохоров Александр Октябринович, Казань.

Коллеги, Аркадий Борисович, абсолютно прав! Почему мы должны отдавать психотерапию в загребущие руки медиков? Так они и клиническую психологию только себе присвоят!

Несколько лет назад у нас в Казани была жесткая дискуссия между психологами и Профессиональной психотерапевтической лигой о границах между психологией и медициной, психологами и врачами. Медики готовы всё подмять под себя. 

Тогда договорились о некоем компромиссе. Он звучит примерно так: "нормальная психология" - психологам, большая психиатрия - врачам, пограничные состояния (неврозы, реактивные состояния и др.) - совместное поле! С трудом разошлись! Нельзя отдавать психотерапию!

09.01.2018

Водопьянова Вера Раджабалиевна, Россошь.

Полностью поддерживаю обращение Аркадия Борисовича. Я давно изучаю психологию будучи медицинским работником и только сейчас мне довелось получить психологическое образование. И я поняла,что с такой серьезной работой, как "болезнь души" справится может только хороший психолог, а не врач, который изначально воспринимает пациента, как больного..., а психолог ищет путь к исцелению души. Однозначно-это путь ПСИХОЛОГА!

09.01.2018

Балунов Аркадий Борисович, Санкт-Петербург.
Господи! Ну слава Богу!

09.01.2018

Антонов Александр Викторович, Санкт-Петербург.

В России все по-своему, стоит заметить… Вопрос психотерапии и психологического консультирования давно решен во всех цивилизованных странах. Что же у нас? Еще в советские времена психология, равно как и психологическое консультирование, было лженаукой. То есть, психологии не было. 

Но, поскольку интерес к психотерапии и потребность в ней были и нарастали, врачи стали использовать ее в практике работы с пациентами. Что без сомнений, принесло свои плоды. Получается так, что психотерапия в нашей стране, стартовала усилиями врачей. Здесь можно назвать сотни фамилий: В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев, Ю.А. Александровский, К.И. Платонов и многие другие.

Означает ли это, что это удел лишь медицины? Если да, то и медицина сама по себе раздел философии изначально. Тогда может и на общий прием в поликлинике посадить философов?! Это утрирование, но, все же, отражает суть идеи. Многие из направлений психотерапии используют психологические и психофизиологические воззрения в базе. 

Теорию И.П. Павлова, например, использовали для разработки патогенетически направленного психотерапевтического воздействие внушением. Это принесло великолепные результаты (здесь ссылаюсь на книги: П.И. Буль – «Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней» и книгу К.И. Платонова – «Слово, как физиологический и лечебный фактор» в них примеров более чем достаточно). 

В то же время, сам И.П. Павлов не врач, а физиолог. В дальнейшем стали добавляться теории личности, разработанные психологами С.Ф. Платонова, Б.Г. Ананьева, А. Эллиса и многих других. Чем же психологи в таком случае не угодили?

Психотерапия – в сущности, набор приемов и методов, направленных на стабилизацию психики клиента. В большинстве своем, это не медикаментозные методы (редко сочетанные). Но есть, конечно же, случаи, когда психотерапия бессильна. Это удел психиатра, обычно – большая психиатрия и экстренные состояния. Здесь фармакотерапия в первую очередь. 

А что на счет страхов, неврозов, психосоматики и других расстройств, которые часто преодолеваются психотерапевтическими средствами без врача и препаратов (опыт как лично автора, так и десятка коллег психологов, работающих с подобной проблематикой)?

Тогда психотерапия занимает свое место между психической нормой и тяжелой психопатологией. И для ее реализации на практике требуется лишь хорошая подготовка специалиста именно по психотерапии, а не врачебное образование.

Резюмирую свой длинный пассаж так: «Оставьте психотерапию психологам». Естественно квалифицированным и подготовленным.

10.01.2018

Старостина Алена Анатольевна, Нижний Новгород. Участие в конкурсе «Золотая Психея», номинант «Проект года в психологической науке», 2015 г.

Уважаемые коллеги! Абсолютно согласна с мнением Аркадия Борисовича! Лишать психолога права заниматься психотерапией, равно, как хирурга лишить права заниматься хирургией. Это абсурд и невежество!

Вместо того, чтобы прийти, наконец, к единению и содружеству медицины и психологии, не умаляя значения обеих наук, мы вновь "законным" путем рискуем получить два обособленных, разобщенных, враждующих лагеря. Все равно, что правой руке запретить работать в содружестве с левой рукой, или запретить связи левого полушария мозга с правым!! 

Звучит одинаково дико. Хочется надеяться, что у истоков Нового Закона стоят профессионалы, искренне радеющие за право психолога сохранить в своем арсенале инструмент, называемый "Психотерапия".

10.01.2018

Храпова Алёна Валерьевна, Барнаул.
Поддерживаю!

10.01.2018

к.псих.н. Давиденко Алёна Алексеевна, Елизово, Камчатский край. Председатель отделения Федерации психологов образования России, победитель краевого конкурса «Педагог-психолог - 2011», лауреат всероссийского конкурса «Педагог-психолог России - 2011».

Аркадий Борисович, поддерживаю!

10.01.2018

Фролова Мария Геннадьевна, Красноярск.
Полностью поддерживаю Аркадия Борисовича!

10.01.2018

Шавардак Анна Дмитриевна, Москва.
Аркадий Борисович,спасибо Вам за поднятие этой такой важной темы для нас-психологов и психотерапевтов!!! Поддерживаю !!! Думаю,надо создать петицию и голосов будет много!

10.01.2018

Помогаева Олеся Валерьевна,Самара.
Аркадий Борисович, поддерживаю!

10.01.2018

к.псих.н. Попова Татьяна Анатольевна, Москва. Психологический институт РАО, старший научный сотрудник лаборатории научных основ психологического консультирования и психотерапии.
Поддерживаю!

10.01.2018

Маштакова Ирина Владимировна, г.Свободный
Полностью согласна, кесарям кесарево, необходима петиция!!!

10.01.2018

Авдашкова Татьяна Владимировна, г.Свободный
Полностью Вас поддерживаю!

10.01.2018

Пешкова Наталья Александровна, Тула.
Полностью поддерживаю!

10.01.2018

Гурьева Ольга Валерьевна, Ханты-Мансийск.
Поддерживаю.

10.01.2018

Иванова Мария Владимировна, Ставрополь.

Полностью поддерживаю позицию Аркадия Борисовича. Лишать возможности психолога заниматься психотерапией - глупое решение. Проблема не решается просто принятием неких правил и законов, необходимо, чтобы принимаемые решения помогали реализовывать стоящие перед специалистами задачи, а не ставили "палки в колёса".

10.01.2018

Малышкина Наталья Владимировна, Астрахань. Участие в конкурсе «Золотая Психея». Номинант «Книга года по психологии», 2015 г.
Поддерживаю!

10.01.2018

Здоровцева Елена Владимировна, Шахты.
Поддерживаю мнение автора. Только , к сожалению, у нас законы отнюдь не профессионалы принимают. Да и петиции, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев бесполезны.

10.01.2018

Руднева Елена Николаевна, Ставрополь.
Спасибо, Аркадий Борисович, что Вы подняли такую важную тему. Согласна с вашей позицией относительно принимаемого закона.

10.01.2018

Климшина Иванна Евгеньевна, Санкт-Петербург.
Полностью поддерживаю!

10.01.2018

Поддерживаю Аркадия Борисовича! Многие психиатры и психотерапевты, негативно и высокомерно относятся к психологам, не считают нас профессионалами, а может боятся конкуренции. Не зря всплыла эта тема, скорее всего готов Закон, который продавливают в верхах, для приличия объявили прения.

10.01.2018

Фалалеева Тамара Николаевна, Санкт-Петербург.
Поддерживаю!

10.01.2018

Мантикова Анна Владимировна, Абакан. 5 раз Номинант (в составе втк) Национального психологического конкурса "Золотая Психея" в 2011-2014 г.

Поддерживаю всеаспектно. Очень надеюсь, что немедицинская психотерапия не будет истреблена этим законом. Рассчитываю на наше пси-сообщество как транслятора этих мнений!

10.01.2018

Целлер Любовь Давидовна, Норильск.
Поддерживаю!!!

10.01.2018

Низовских Нина Аркадьевна, Киров.

Поддерживаю позицию Аркадия Борисовича: В Законе о психологической помощи (деятельности) в качестве основных категорий необходимо определить следующие:
«Психотерапия» - как вид квалифицированной психологической помощи. «Психотерапевт» - как специализация в рамках психологического образования (возможно, как синоним клинического психолога).

10.01.2018

Муляр Ольга Ивановна, директор Института практической психологии «Иматон», Санкт-Петербург.

Очень хотелось бы услышать на страницах Психологической газеты кого-нибудь из инициативной группы членов РПО, занимающихся подготовкой проекта закона. Параллельно уже несколько лет еще один вариант закона о психологической помощи готовит инициативная группа членов ОППЛ. 

К сожалению, мне сегодня понятно одно, что перспектива быть принятым зависит от административного ресурса разработчиков закона, а не от его качества и пользы с точки зрения развития психологического и психотерапевтического сообщества.

Коллеги из инициативной группы РПО, скажите что-нибудь читателям газеты, поделитесь своими мыслями и проблемами. Вы не согласовали публикацию записи круглого стола, прошедшего на последнем съезде РПО в Казани и посвященного перспективам и сложностям создания закона, а теперь игнорируете идущее обсуждение. 

Конечно, психологи занимаются психотерапией. А если искать родственные по духу области, то это литература, музыка, религия, а не медицина.

10.01.2018

Вира Нина Игоревна, Елизово, Камчатский край.

Полностью согласна с автором!!!! Поддерживаю позицию Аркадия Борисовича. В Законе о психологической помощи (деятельности) в качестве основных категорий необходимо определить следующие: 

«Психотерапия» - как вид квалифицированной психологической помощи. «Психотерапевт» - как специализация в рамках психологического образования (возможно, как синоним клинического психолога). Потом ничего изменить не сможем.

10.01.2018

Пронина Ольга Николаевна, Астрахань.
Полностью поддерживаю это обращение!

10.01.2018

Волков Роман Леонидович, Санкт-Петербург.

Аркадий Борисович, полностью поддерживаю и разделяю вашу позицию и огромное вам спасибо за активную профессиональную и гражданскую объединительную деятельность! С уважением, Роман Волков.

10.01.2018

Богданович Виталий Николаевич, Санкт-Петербург.

Полагаю, что не та все и просто. Развитие психологии в том виде, в котором оно сейчас есть - тупик. Это понимают и специалисты и клиенты. Много дилетантизма, начетничества и ухода от основных ценностных запросов нашего социума. 

К примеру коучи уже всерьез рассуждают о том, что им нет нужды иметь психологическое образование. Про то, что творится в арт-терапии без слез говорить писать невозможно. Телесно-ориентированные терапевты всерьез не хотят знать ни анатомию, ни физиологию. Им Л. Бурбо и Л.Хэй все заменила.

Клинические психологи не в курсе клиники, физиологии и патофизиологии процессов. Анатомию и физиологию пока еще никто не отменил. И это в нашей, отечественной школе, школе Бехтерева, Анохина, Ананьева? 

Отчего мы стараемся копировать то, что уже себя изжило или у нас просто-напросто не работает? Реформа здравоохранения или образования, сделанные по западному образцу нас не научила ничему? Думаю, что надо более вдумчиво подходить к этому процессу.

Отстоять своё право, как психологу, вмешиваться везде, думаю можно, Но пойдет ли это на пользу психологии или психотерапии. В которой есть кроме "психо" еще и "терапия". Про это забывать не надо, а то можно "с водой выплеснуть и младенца". 

С почтением. Врач в 1982 г. (15 лет практики, да и сейчас тоже про нее не забываю), психолог (17 лет стажа практической работы), писатель (автор более чем 60 книг, изданных и переизданных с 1991 г. уже большим тиражом).

10.01.2018

Балунов Аркадий Борисович, Санкт-Петербург.

Дорогой Виталий Николаевич! Вы врач, но пишете что и психолог и писатель (могли бы с полном правом добавить "и философ и мыслитель т.д."). Я хочу, чтобы обсуждаемый Закон четко определил кто может называть себя психологом, а кто нет! 

Психологи не претендуют на психиатрию! Врачи, не претендуйте на психотерапию - это гуманитарная область!Требовать от психотерапевта медицинского образования тоже самое, что требовать от программиста базовой подготовки по физики (как устроена микросхема). С уважением к Вам.

10.01.2018

Вязникова Ольга Владимировна, Воронеж.

Полностью поддерживаю! Медицина рьяно наступает на психологию и это требует от психологического сообщества консолидированных действий!

10.01.2018

Миллер Светлана Викторовна, Томск.

Поддерживаю полностью мнение о том, чтобы в поле деятельности психологов оставить психотерапию. Здорово, что Балунов А.Б. поднял этот вопрос, который касается всех причастных профессии. Может получится,как в пословице: "Без меня, меня решили". 

Надо уважаемым психологам объединяться, действовать активнее, сообща, своими действиями и разумными решениями, предложениями укреплять профессиональное сообщество. И повышать авторитет профессии в социуме! Иначе получится, что вместо помощи грамотного специалиста-психолога люди пойдут за магической психотерапией к гадалкам и экстрасенсам.

10.01.2018

Закревская Ирина Николаевна, Санкт-Петербург.

Полностью поддерживаю, Аркадий Борисович! Я думаю, слово "терапия" сбивает с толку - вроде бы лечение, а раз лечение - значит - к врачу. Коллеги, давайте вместе отстаивать право на ведение профессиональной деятельности!

10.01.2018

Балунов Аркадий Борисович, Санкт-Петербург.

Дорогая Ирина Николаевна! Действительно корень "терапия" сбивает с толку (ранее я писал о происхождении этого термина). Но врачи же не претендуют на "уринотерапию"! Спасибо Вам за поддержку!

10.01.2018

Хухорова Любовь Александровна, Рязань.

Поддерживаю безусловно! Проблема в масштабе страны. Сколько психологов, педагогов-психологов, клинических психологов выпущено вузами за последние десятилетия, и все за бортом? Сколько средств тратится специалистом на повышение квалификации ежегодно? Сколько ассоциаций европейских и российских? И самый главный вопрос, где поддержка государства?

10.01.2018

Штефан Наталья Александровна, Санкт-Петербург.

Могу оценивать ситуацию, как практик с 20-летним стажем работы психологом в системе образования. Места работы - обычная школа, ЦПМСС, коррекционная школа. Образование высшее психологическое, сначала педвуз, потом спецфакультет СПБГУ. 

Начинала психологом, потом стало ясно, что базовых институтских знаний недостаточно. Стала учиться дальше. Имею несколько дипломов в области психотерапии. И стала получать удовольствие от работы, и поняла, что стала психологом. При этом в условиях системы образования мы не имеем право использовать психотерапевтические понятия.

Так вместо арт-терапии мы используем слова "рисование", "игра с песком", "коррекционно-развивающие занятия", "организация совместной игровой и творческой деятельности" и т.п. Слово тренинг тоже не используется - в лучшем случае "элементы тренинговой работы" .

Получается, что работать в рамках психотерапии можно и даже нужно (если уважаешь себя и хочешь расти как профессионал), а отчитываться необходимо в понятиях психолого-педагогических. Поэтому, понятия "гештальт-консультант" и "арт-корректор" по привычке уже не кажутся мне невозможными(

10.01.2018

Шаповалова Ольга Александровна, Абакан.

Поддерживаю Вас Аркадий Борисович! Безусловно психотерапию нужно оставить психологам, но в законе указать какие то четкие границы, кто из психологов может использовать терапию, а кто нет! 

Так как я будучи специалистом, работающим с начинающими педагогами-психологами в образовании и иногда не согласна с тем, что психологи, которые не очень понимают о чем говорят (просто используют модный термин психотерапия) рассказывают, как они используют в работе с детьми психотерапию! 

Когда им начинаешь задавать конкретные вопросы, чтобы довести до сознания, что это не приемлемо, то делаешь вывод, что у них самих куча психологических проблем, а они в психотерапию! 

Наверное должна быть какая то практика с супервизией (по тому направлению психотерапии, которое использует психолог в работе) и отработка собственной проблемы, по которой предполагается работа!

10.01.2018

Аркадий Балунов. Психотерапия может стать исключительно врачебной специальностью.
Александр Антонов. Об изъятии психотерапии из психологической практики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий