Не знаю как вы, а я проходил "обкатку танками" на полигоне морской пехоты Черноморского флота под Севастополем ещё во времена СССР. И, по-моему, мало что изменилось с тех времен. Ну, разве, что танки прошли модернизацию.
Как сообщает Белорусская военная газета "Во славу Родины", в 120-й отдельной гвардейской механизированной бригаде прошло комплексное контрольное занятие с личным составом.
Спустя несколько недель после принятия Военной присяги новобранцы завершили обучение по программе начальной военной и общевойсковой подготовки. Итогом ее отработки с новым пополнением 120‑й отдельной гвардейской механизированной бригады стало проведение комплексного контрольного занятия. На протяжении нескольких дней на полигоне 120 омбр офицеры проверяли приобретенные личным составом навыки.
Комплексное контрольное занятие проходило на нескольких учебных местах. Передвижение на поле боя, пользование средствами индивидуальной защиты, военная топография, медицинская подготовка, обкатка танками… На протяжении двух дней военнослужащие на деле доказывали, что потраченное командирами время на их обучение не прошло напрасно.
В те дни на полигоне развернулась настоящая «баталия». Для того чтобы гвардейцы прочувствовали атмосферу реальных боевых условий, учеба проходила под звуки пулеметных очередей, гул авиационных двигателей и взрывы снарядов, доносившихся из громкоговорителей. Складывалось впечатление, что шел вполне реальный бой.
…А уже прошедшие данное испытание воины перешли на новую учебную точку — по топографии. Иногда они с опаской озирались на танк, который, скрежеща гусеницами, проезжал над их товарищами, поочередно укрывавшимися в окопе, — это испытание им еще только предстояло пройти.
Именно обкатка танком в тот день стала, наверное, одним из самых серьезных занятий для недавних школьников и студентов. Независимо от будущей специальности солдат, каждому из них предстояло научиться поражать многотонные машины в ближнем бою, «подрывая» их учебной гранатой.
— Подобные специальные тренировки преследуют цель не только привить обучаемым навыки борьбы с движущимися бронеобъектами, — рассказал командир роты нового пополнения гвардии капитан Евгений Лавшук.
— В основе данного занятия — прежде всего психологическая подготовка военнослужащих, развитие их волевых качеств, смелости и упорства. Тренажи, проводимые нами, отличаются простотой и доступностью изложения учебного материала. Да и сама обстановка занятия в поле, признаться, настраивает новичков на серьезный лад. Ведь обкатка требует от каждого обучаемого собранности, внимательности и, что немаловажно, психологической устойчивости.
…Как можно рассказывать о том, чего сам никогда не ощущал? Чтобы понять, какие эмоции переживают солдаты под «брюхом» армейского тяжеловеса, я решил, как и они, спуститься в окоп.
Поначалу было необходимо убедиться в надежности подготовленных для тренировок окопов, по которым боевым машинам предстояло проползти не один десяток раз. Танк Т‑72Б сделал контрольный заезд по обозначенному маршруту — перед тем как сыграть роль бронеобъекта «противника».
Чтобы несколько сбить вполне объяснимое волнение молодых солдат и на практике продемонстрировать, что от них требуется, первым в «бой» пошел командир роты нового пополнения гвардии капитан Евгений Лавшук.
Руководитель практического занятия занял место в окопе. Над полигоном прокатился гул набирающего обороты дизельного двигателя. Передернув затвор автомата, офицер произвел очередь холостыми патронами по смотровым приборам движущегося на него бронеобъекта. А затем, подпустив боевую машину на расстояние порядка пятнадцати метров, бросил на гусеницу первую имитационную гранату. Есть попадание!
Армейский многотонник, мешая гусеницами грязь, продолжал ползти вперед. Спустя считаные секунды он накрыл окоп… Пропустив стальную машину над собой, офицер прицельно бросил вторую гранату — уже на корму. Очередное попадание стало хорошим примером для наблюдающей за происходящим армейской молодежи.
Убедившись в относительной легкости предстоящего задания, спускаюсь в окоп, слегка присыпанный грязью. Несомненно, стоять в стороне и наблюдать за тем, как над кем-то проезжает многотонная махина, гораздо проще, чем ждать, пока это произойдет с тобой…
— К бою готов! — не совсем уверенно доложил я.
Взмах флажка руководителя занятия — и танк двинулся по изрядно раскатанной колее. Теперь — не забыть выстрелить: магазин, предохранитель, затвор…
Автоматная очередь, и я уже сжимаю в руке первую имитационную гранату. Секундная пауза — подпустив бронетехнику на расстояние броска, совершаю резкий взмах рукой. Полдела сделано — первый снаряд угодил в цель, но это еще не победа.
Быстро опускаюсь на дно окопа и уже через мгновение ощущаю, как надо мной дрожит земля, безумно громко лязгают гусеницы. За шиворот посыпался снег, перемешанный с грязью… Признаться, внезапно наступившая темнота заставила волноваться еще больше. Между днищем танка и стенками окопа в эти секунды не проскальзывали даже малейшие лучики света: кромешная темь.
Нащупываю вторую имитационную гранату. И вот наконец-то — свет. Практически выскакивая из окопа, бросаю имитационную гранату в корму уходящей семьдесятдвойки.
…Пока мои мысли приходили в порядок, занятие набрало темп. Гвардейцы, набравшись мужества, поражали из окопа бронированного «врага», поочередно сменяя друг друга. Конечно, порой были слабые, поспешные или неточные броски гранат. Как пояснил руководитель занятия, это всего лишь результат излишнего волнения, психологического перенапряжения, на борьбу с которым и направлено данное упражнение.
Как позже отметил заместитель начальника пункта приема нового пополнения по идеологической работе гвардии майор Владимир Бобрик, для подобных тренировок высокие оценки — не основная цель. Важнее научить воинов преодолевать страх и не терять контроль над собой в экстремальных ситуациях.
Безусловно, значение подобных тренировок для воспитания у воинов психологической устойчивости и самообладания трудно переоценить.
Капитан Кирилл Франскевич, «Ваяр», фото автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий