Страницы

воскресенье, 17 декабря 2017 г.

БЕРГ Татьяна Николаевна. Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота.


Предлагаю вашему вниманию автореферат диссертации "Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота" кандидата психологических наук Татьяны Берг.

Татьяну Николаевну помнят и ценят на Тихоокеанском флоте. Член жюри профессионального конкурса флотских психологов "Тихоокеанская роза ветров", сегодня она учит военной психологии студентов Дальневосточного Федерального университета и других ВУЗов Владивостока.

Диссертация была написана в теперь уже далёком 2003 году, когда капитан-лейтенант Татьяна Берг возглавляла Центр психологической помощи и реабилитации Учебного отряда подводного плавания Тихоокеанского флота и была в тройке лучших флотских психологов.

Научное исследование не потеряло своей актуальности и сегодня, так как вопрос адаптации к службе на кораблях и подводных лодках с повестки дня не снимается. Диссертация будет интересна действующим специалистам психологической службы всех родов и видов Вооружённых Сил.


БЕРГ, Татьяна Николаевна. Автореферат диссертации на тему "Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота". Специальность:
Психология труда, инженерная психология, эргономика. Год: 2003. 

Актуальность исследования. 

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению психологических закономерностей адаптации к условиям военной службы. Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, причинами практического характера. 

Традиционно военно-профессиональную деятельность в системе подводного флота военно-морских сил принято относить к особым условиям труда, осуществляемого в сложных и экстремальных условиях

К условиям, вызывающим различные формы психической дезадаптации у военнослужащих и/или формирующим предпосылки к ее возникновению, следует отнести: 

1) особые условия военной службы; 

2) индивидуальные, личностные особенности военнослужащих по призыву. 


Военная служба на подводной лодке имеет сложные условия среды жизнеобитания и специфику профессиональной деятельности. 

Она включает в себя особый трудовой ритм (вахтенная организация военно-профессиональной деятельности); повседневную напряженную деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие, и так называемые экстремальные (критические) ситуации, при которых военнослужащие сталкиваются с реальной опасностью для своей жизни, человеческими жертвами и материальными потерями. 

В военной психологии и психологии труда большинство исследований посвящено анализу влияния на субъект труда внешних неблагоприятных условий среды (В.И. Лебедев, Ф.Б. Березин, Л.Г. Дикая), 

условий деятельности (Л.А. Китаев-Смык, A.A. Обознов, O.A. Конопкин), 

изучению последствий боевого стресса (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин, В.К. Шамрей, Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова). 

Недостаточно изученными к настоящему времени остаются психологические аспекты проблемы адаптации военнослужащих к условиям службы, направленные на цели эффективной диагностики и прогнозирования. 


С 1998 по 2001 г. по проблеме психической адаптации были защищены пять кандидатских диссертации по психологическим специальностям (Н.С. Офицеркина, А.Р. Скородумов, К.У. Чимбеленге, H.H. Мельникова, Н.Д. Даровская), 

В названных диссертационных работах исследование социально-психологической адаптации проводилось в нескольких направлениях. 

В частности, в них изучались такие феномены как: поведенческие стратегии в процессе социально-психологической адаптации; дезадаптации личности (на примерах современных конфессиональных течений); 

психической адаптации (на примере анализа индивидуально-личностных особенностей инкассаторов); социально-психологической адаптации молодежи к условиям рыночной экономики; адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности. 


Ни одна из диссертационных работ не пересекается непосредственно с темой нашего исследования. 

Явления дезадаптации военнослужащих приводят к созданию критических ситуаций на службе, завершенным суицидам. 

Уровень разработки проблемы адаптации: изучение психологических механизмов, внутренних и внешних условий, приводящих к психической дезадаптации в особых условиях труда,  не позволяет четко выделить и обосновать критерии адаптации/дезадаптации к условиям военной службы. 

Описание индивидуально-личностных особенностей дезадаптивных военнослужащих осуществлено преимущественно в рамках клинического, медико-биологического подходов и выполнено в основном на материале обследования военнослужащих с пограничными расстройствами. 


Методологические основы исследования адаптации в отечественной психологии заложены в трудах C.T. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, T.C. Выготского, Б.Ф. Ломова, которые определили специфику личностного, деятельностного и системного подходов к изучению данной проблемы. 

В настоящее время линия методологического анализа проблемы психической адаптации активно реализуется и развивается в трудах В.А. Бодрова, Г.М. Зараковского, В.П. Зинченко

Конкретные исследования проблемы психической адаптации в рамках гуманитарного и естественно-научного направлений касались различных аспектов адаптации: 

к особым условиям обитания (A.A. Александровский, Ф.Б. Березин), к особым условиям труда (Е.А. Климов, В.И. Лебедев). 


Изучались особенности адаптации профессионала в конкретных видах профессии (П.П. Крамаренко, Ю.К. Стрелков, М.Н. Полянский); 

влияние отдельных качеств оператора, включая профессиональные и общие способности, мотивы, черты личности на эффективность процесса адаптации к профессиональной деятельности в особых условиях труда (В.Н. Дружинин). 

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью решения как прикладных, так и научно-исследовательских задач по осуществлению эффективного психологического прогнозирования успешности адаптации военнослужащих к условиям корабельной службы, изучению роли индивидуально-личностного фактора в развитии состояния психической адаптации. 


Цель исследования: выявление особенностей прохождения этапов психической адаптации к условиям службы младших специалистов подводного флота с признаками затрудненной адаптации. 

Основная гипотеза исследования: психологическая адаптация к условиям военной службы у военнослужащих, не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации, различается (по характеру, длительности и по ее «целям»), хотя все они признаны годными по состоянию психического и физического здоровья к прохождению службы. 


В соответствии с поставленной целью в работе выделяются и решаются следующие задачи: 

- провести психологический анализ концепций и направлений по исследованию проблемы психической адаптации; 

- выявить и описать особенности процесса психической адаптации у военнослужащих не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации; 

- на основании выявленных индивидуально-личностных особенностей военнослужащих, динамики индивидуально-психологических изменений в процессе адаптации к условиям военной службы выявить и описать стратегии адаптации указанных групп военнослужащих; 

- разработать программу тренинга адаптации к условиям военной службы и осуществить анализ эффективности воздействия тренинга на динамику адаптационного процесса; 

- расширить интерпретационную модель проективной рисуночной методики, выделив признаки адаптации к условиям военной службы, отраженные в рисунках.


Объект исследования. 

90 испытуемых мужского пола в возрасте 18-19 лет, - военнослужащие проходившие подготовку по военно-учетным специальностям на базе Учебного отряда подводного плавания ТОФ (г. Владивосток). 

Предмет исследования: 

особенности психологической адаптации младших специалистов подводного флота в условиях учебного отряда. Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев) и системного подхода (Б.Ф. Ломов), реализованные в психологии труда в принципах структурно-функционального анализа трудовой деятельности человека (Е.А. Климов, Ю.К. Стрелков). 

В качестве конкретной методологической базы при проведении экспериментальной работы использовались концепции психической адаптации, разрабатываемые в трудах A.A. Александровского, Ф.Б. Березина


Методы исследования. 

Использовались методы определения профессиональной пригодности и профессионального отбора (изучение социально-психологического и медицинского анамнеза, психологический анализ сопроводительных документов, формализованная беседа, наблюдение); 

стандартизованные опросники: 16-ФЛО (вариант С), EPI Г. Айзенка, 
многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО); 

проективные методы: рисуночная методика «Нарисуй время», 
методика «Незаконченные предложения», 
опросник «Ценностные ориентации» М.Р. Рокича. 


Были использованы методы профессионально-психологического сопровождения: экспертная оценка и социометрия. 

Включение конкретных тестов и соответствующих им показателей проводилось на основании психометрической надежности используемых методов, данных тестов испытуемых, в качестве которых выступили военнослужащие по призыву. 

Включение проективных методов в методическую батарею исследования обусловлено необходимостью получения большого объема информации, имеющей дополнительную диагностическую и прогностическую ценность при анализе особенностей процесса адаптации и при составлении программы тренинга адаптации к военной службе. 

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями, проведением содержательного анализа результатов. 

В качестве математических методов применялась оценка статистической значимости различий по критериям Фишера и Стьюдента, Т-критерию Вилкоксона. 


Научная новизна и теоретическая значимость. 

В диссертационном исследовании впервые, в отечественной психологии труда, осуществлен комплексный анализ индивидуально-личностных характеристик военнослужащих, предназначенных для службы на подводных лодках

Проведен сравнительный анализ, выявляющий общее и специфическое на различных этапах адаптации к военной службе военнослужащих, не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации

Выделены уровни адаптации к условиям военной службы в подводном флоте: первичная адаптация; адаптация к военно-профессиональной деятельности; адаптация к службе на воинских должностях и ее этапы: общевойсковая подготовка; обучение по военно-учетной специальности в учебном подразделении; служба на кораблях. 


Показано значение факторов адаптации (средовой, возрастной) к условиям военной службы на подводном флоте при прогнозировании ее динамики у военнослужащих, не имеющих затруднения в этом процессе и у лиц с их признаками. 

Установлены дифференциально-диагностические и прогностические критерии успешной адаптации: достаточный уровень креативности, независимость, ответственность, осторожность, оптимизм, реалистические ожидания и адекватная оценка своих возможностей в ситуациях военной службы, сформированные к моменту призыва представления о военной службе. 

Выявлено, что при затруднениях в адаптации для военнослужащих характерны: низкий уровень креативности; низкая самостоятельность; доверчивость; пессимистичность в восприятии действительности; нереалистичные, инфантильные ожидания и представления о военной службе, низкая мотивация к ней. 

Разработан методический комплекс по выявлению динамики процесса адаптации к условиям военной службы. 

Расширена интерпретационная модель проективной рисуночной методики: выявлены и описаны предметные характеристики рисунков, отображающие признаки успешной (неуспешной) адаптации военнослужащих к условиям военной службы.


Практическая значимость. 

Результаты проведенного исследования были использованы при разработке курса «Военная психология» на кафедре «Психофизиология и психология труда в особых условиях труда» МГУ имени Г.И. Невельского

а так же отражены в методических указаниях по профессиональному психологическому отбору в разделе «Мероприятия по профессионально-психологическому сопровождению военнослужащих в процессе боевой подготовки» штаба Тихоокеанского флота для штатных и нештатных групп профессионального психологического отбора (ППО).

Разработанный в рамках диссертационного исследования тренинг адаптации к условиям военной службы был апробирован в условиях учебного отряда в процессе коррекционно-психологической работы с военнослужащими. 

Тренинг прошел методическое обсуждение в Управлении воспитательной работы ТОФ и был рекомендован для использования психологами в процессе психокоррекционной работы с военнослужащими по призыву в воинских частях Тихоокеанского флота. 


Использование результатов в практике подтверждено актами о внедрении, полученными от кафедры «Психофизиологии и психологии труда в особых условиях» МГУ имени Г.И. Невельского, учебно-методическим отделом Управления воспитательной работы Тихоокеанского флота.

База исследования: лаборатория профессионального психологического отбора Учебного отряда подводного плавания ТОФ; центр психологической помощи и реабилитации Учебного отряда подводного плавания ТОФ; кафедра психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. 


Исследование осуществлялось на протяжении двух лет и включало ряд логически взаимосвязанных этапов: 

Первый этап исследования носил констатирующе-поисковый характер. 

На этом этапе была изучена психологическая, психофизиологическая литература по анализируемой проблеме, выявлены недостаточно исследованные вопросы поставленной научной проблемы. 

Был накоплен обширный эмпирический и экспериментальный материалы, включающий случаи дезадаптивного поведения военнослужащих в условиях учебного отряда, результаты диагностических обследований, проведенных на этапе профессионального психологического отбора и соотнесенных с поведенческими особенностями военнослужащих в период адаптации к условиям учебного отряда.


Второй этап включал теоретическую разработку поставленной проблемы, а так же разработку, организацию и проведение эксперимента. 

Само экспериментальное исследование состояло из ряда шагов (этапов).

Первый шаг - психологическое обследование военнослужащих и формировании групп военнослужащих, не имеющих затруднения в адаптации, и военнослужащих с затрудненной адаптацией.

Второй шаг - разделение группы военнослужащих с затрудненной адаптацией на контрольную и экспериментальную группы и последующий тренинг адаптации к условиям военной службы с экспериментальной группой. 

Второй шаг заканчивался повторным психологическим обследованием всех выделенных групп.


Третий шаг - психологическое обследование в период распределения военнослужащих из учебного отряда к месту прохождения военной службы в соответствии с полученной военно-учетной специальностью.

Второй этап диссертационного исследования завершился первичной обработкой и анализом полученных результатов. 

Третий этап диссертационного исследования связан с обработкой, обобщением и описанием, систематизацией полученных результатов.


Основные положения, выносимые на защиту.

1. Эффективность адаптации военнослужащего к условиям службы в подводном флоте связана с комплексом индивидуально-личностных характеристик: экстраверсия, креативность, мотивация к военной службе, осторожность, реалистичность представлений о военной службе - и обеспечивается стратегией подчиненного (уставного) поведения, основанной на самостоятельности, независимости, оптимистичности в восприятии действительности. 

2. Военнослужащие с признаками затрудненной адаптации к условиям службы характеризуются: интроверсией, низкой мотивацией к службе, пессимистичностью, доверчивостью, отсутствием реалистичных представлений о военной службе. 

В ходе службы военнослужащие с признаками затрудненной адаптации испытывают трудности в самоорганизации, ориентированы на внешний контроль, а стратегия их подчиненного поведения основана на конформности и зависимости от мнения группы.


3. В динамике адаптационного процесса в условиях учебного отряда у военнослужащих выявлено снижение уровня фрустрационной интолерантности и повышение консервативности

4. Психокоррекционный тренинг, проведенный на первом этапе службы, повышает самостоятельность, уверенность в себе и способствует эффективной адаптации.

5. Комплекс методик, содержащий проективные методики «Нарисуй время», «Незаконченные предложения» и формализованную беседу, является адекватным средством для выявления лиц, нуждающихся в повышенном психологическом внимании со стороны психолога в процессе адаптации к условиям военной службы.


Сведения об апробации работы. 

Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и психологии труда в особых условиях МГУ им. Г.И. Невельского (июль 2002 года), кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (октябрь 2002 года), 

на первой Приморской научно-практической конференции психологов и специалистов органов воспитательной работы силовых структур (г. Владивосток, 2001 год), на научно-практической конференции специалистов профессионального отбора Тихоокеанского флота (май 2002 года).

http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-adaptatsiya-mladshikh-spetsialistov-podvodnogo-flota


Комментариев нет:

Отправить комментарий