Предлагаю вашему вниманию автореферат диссертации "Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота" кандидата психологических наук Татьяны Берг.
Татьяну Николаевну помнят и ценят на Тихоокеанском флоте. Член жюри профессионального конкурса флотских психологов "Тихоокеанская роза ветров", сегодня она учит военной психологии студентов Дальневосточного Федерального университета и других ВУЗов Владивостока.
Диссертация была написана в теперь уже далёком 2003 году, когда капитан-лейтенант Татьяна Берг возглавляла Центр психологической помощи и реабилитации Учебного отряда подводного плавания Тихоокеанского флота и была в тройке лучших флотских психологов.
Научное исследование не потеряло своей актуальности и сегодня, так как вопрос адаптации к службе на кораблях и подводных лодках с повестки дня не снимается. Диссертация будет интересна действующим специалистам психологической службы всех родов и видов Вооружённых Сил.
БЕРГ, Татьяна Николаевна. Автореферат диссертации на тему "Психологическая адаптация младших специалистов подводного флота". Специальность:
Психология труда, инженерная психология, эргономика. Год: 2003.
Актуальность исследования.
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению психологических закономерностей адаптации к условиям военной службы. Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, причинами практического характера.
Традиционно военно-профессиональную деятельность в системе подводного флота военно-морских сил принято относить к особым условиям труда, осуществляемого в сложных и экстремальных условиях.
К условиям, вызывающим различные формы психической дезадаптации у военнослужащих и/или формирующим предпосылки к ее возникновению, следует отнести:
1) особые условия военной службы;
2) индивидуальные, личностные особенности военнослужащих по призыву.
Военная служба на подводной лодке имеет сложные условия среды жизнеобитания и специфику профессиональной деятельности.
Военная служба на подводной лодке имеет сложные условия среды жизнеобитания и специфику профессиональной деятельности.
Она включает в себя особый трудовой ритм (вахтенная организация военно-профессиональной деятельности); повседневную напряженную деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие, и так называемые экстремальные (критические) ситуации, при которых военнослужащие сталкиваются с реальной опасностью для своей жизни, человеческими жертвами и материальными потерями.
В военной психологии и психологии труда большинство исследований посвящено анализу влияния на субъект труда внешних неблагоприятных условий среды (В.И. Лебедев, Ф.Б. Березин, Л.Г. Дикая),
В военной психологии и психологии труда большинство исследований посвящено анализу влияния на субъект труда внешних неблагоприятных условий среды (В.И. Лебедев, Ф.Б. Березин, Л.Г. Дикая),
условий деятельности (Л.А. Китаев-Смык, A.A. Обознов, O.A. Конопкин),
изучению последствий боевого стресса (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин, В.К. Шамрей, Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова).
Недостаточно изученными к настоящему времени остаются психологические аспекты проблемы адаптации военнослужащих к условиям службы, направленные на цели эффективной диагностики и прогнозирования.
С 1998 по 2001 г. по проблеме психической адаптации были защищены пять кандидатских диссертации по психологическим специальностям (Н.С. Офицеркина, А.Р. Скородумов, К.У. Чимбеленге, H.H. Мельникова, Н.Д. Даровская),
В названных диссертационных работах исследование социально-психологической адаптации проводилось в нескольких направлениях.
Недостаточно изученными к настоящему времени остаются психологические аспекты проблемы адаптации военнослужащих к условиям службы, направленные на цели эффективной диагностики и прогнозирования.
С 1998 по 2001 г. по проблеме психической адаптации были защищены пять кандидатских диссертации по психологическим специальностям (Н.С. Офицеркина, А.Р. Скородумов, К.У. Чимбеленге, H.H. Мельникова, Н.Д. Даровская),
В названных диссертационных работах исследование социально-психологической адаптации проводилось в нескольких направлениях.
В частности, в них изучались такие феномены как: поведенческие стратегии в процессе социально-психологической адаптации; дезадаптации личности (на примерах современных конфессиональных течений);
психической адаптации (на примере анализа индивидуально-личностных особенностей инкассаторов); социально-психологической адаптации молодежи к условиям рыночной экономики; адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности.
Ни одна из диссертационных работ не пересекается непосредственно с темой нашего исследования.
Явления дезадаптации военнослужащих приводят к созданию критических ситуаций на службе, завершенным суицидам.
Уровень разработки проблемы адаптации: изучение психологических механизмов, внутренних и внешних условий, приводящих к психической дезадаптации в особых условиях труда, не позволяет четко выделить и обосновать критерии адаптации/дезадаптации к условиям военной службы.
Описание индивидуально-личностных особенностей дезадаптивных военнослужащих осуществлено преимущественно в рамках клинического, медико-биологического подходов и выполнено в основном на материале обследования военнослужащих с пограничными расстройствами.
Методологические основы исследования адаптации в отечественной психологии заложены в трудах C.T. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, T.C. Выготского, Б.Ф. Ломова, которые определили специфику личностного, деятельностного и системного подходов к изучению данной проблемы.
В настоящее время линия методологического анализа проблемы психической адаптации активно реализуется и развивается в трудах В.А. Бодрова, Г.М. Зараковского, В.П. Зинченко.
Конкретные исследования проблемы психической адаптации в рамках гуманитарного и естественно-научного направлений касались различных аспектов адаптации:
Ни одна из диссертационных работ не пересекается непосредственно с темой нашего исследования.
Явления дезадаптации военнослужащих приводят к созданию критических ситуаций на службе, завершенным суицидам.
Уровень разработки проблемы адаптации: изучение психологических механизмов, внутренних и внешних условий, приводящих к психической дезадаптации в особых условиях труда, не позволяет четко выделить и обосновать критерии адаптации/дезадаптации к условиям военной службы.
Описание индивидуально-личностных особенностей дезадаптивных военнослужащих осуществлено преимущественно в рамках клинического, медико-биологического подходов и выполнено в основном на материале обследования военнослужащих с пограничными расстройствами.
Методологические основы исследования адаптации в отечественной психологии заложены в трудах C.T. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, T.C. Выготского, Б.Ф. Ломова, которые определили специфику личностного, деятельностного и системного подходов к изучению данной проблемы.
В настоящее время линия методологического анализа проблемы психической адаптации активно реализуется и развивается в трудах В.А. Бодрова, Г.М. Зараковского, В.П. Зинченко.
Конкретные исследования проблемы психической адаптации в рамках гуманитарного и естественно-научного направлений касались различных аспектов адаптации:
к особым условиям обитания (A.A. Александровский, Ф.Б. Березин), к особым условиям труда (Е.А. Климов, В.И. Лебедев).
Изучались особенности адаптации профессионала в конкретных видах профессии (П.П. Крамаренко, Ю.К. Стрелков, М.Н. Полянский);
Изучались особенности адаптации профессионала в конкретных видах профессии (П.П. Крамаренко, Ю.К. Стрелков, М.Н. Полянский);
влияние отдельных качеств оператора, включая профессиональные и общие способности, мотивы, черты личности на эффективность процесса адаптации к профессиональной деятельности в особых условиях труда (В.Н. Дружинин).
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью решения как прикладных, так и научно-исследовательских задач по осуществлению эффективного психологического прогнозирования успешности адаптации военнослужащих к условиям корабельной службы, изучению роли индивидуально-личностного фактора в развитии состояния психической адаптации.
Цель исследования: выявление особенностей прохождения этапов психической адаптации к условиям службы младших специалистов подводного флота с признаками затрудненной адаптации.
Основная гипотеза исследования: психологическая адаптация к условиям военной службы у военнослужащих, не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации, различается (по характеру, длительности и по ее «целям»), хотя все они признаны годными по состоянию психического и физического здоровья к прохождению службы.
В соответствии с поставленной целью в работе выделяются и решаются следующие задачи:
- провести психологический анализ концепций и направлений по исследованию проблемы психической адаптации;
- выявить и описать особенности процесса психической адаптации у военнослужащих не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации;
- на основании выявленных индивидуально-личностных особенностей военнослужащих, динамики индивидуально-психологических изменений в процессе адаптации к условиям военной службы выявить и описать стратегии адаптации указанных групп военнослужащих;
- разработать программу тренинга адаптации к условиям военной службы и осуществить анализ эффективности воздействия тренинга на динамику адаптационного процесса;
- расширить интерпретационную модель проективной рисуночной методики, выделив признаки адаптации к условиям военной службы, отраженные в рисунках.
Объект исследования.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью решения как прикладных, так и научно-исследовательских задач по осуществлению эффективного психологического прогнозирования успешности адаптации военнослужащих к условиям корабельной службы, изучению роли индивидуально-личностного фактора в развитии состояния психической адаптации.
Цель исследования: выявление особенностей прохождения этапов психической адаптации к условиям службы младших специалистов подводного флота с признаками затрудненной адаптации.
Основная гипотеза исследования: психологическая адаптация к условиям военной службы у военнослужащих, не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации, различается (по характеру, длительности и по ее «целям»), хотя все они признаны годными по состоянию психического и физического здоровья к прохождению службы.
В соответствии с поставленной целью в работе выделяются и решаются следующие задачи:
- провести психологический анализ концепций и направлений по исследованию проблемы психической адаптации;
- выявить и описать особенности процесса психической адаптации у военнослужащих не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации;
- на основании выявленных индивидуально-личностных особенностей военнослужащих, динамики индивидуально-психологических изменений в процессе адаптации к условиям военной службы выявить и описать стратегии адаптации указанных групп военнослужащих;
- разработать программу тренинга адаптации к условиям военной службы и осуществить анализ эффективности воздействия тренинга на динамику адаптационного процесса;
- расширить интерпретационную модель проективной рисуночной методики, выделив признаки адаптации к условиям военной службы, отраженные в рисунках.
Объект исследования.
90 испытуемых мужского пола в возрасте 18-19 лет, - военнослужащие проходившие подготовку по военно-учетным специальностям на базе Учебного отряда подводного плавания ТОФ (г. Владивосток).
Предмет исследования:
особенности психологической адаптации младших специалистов подводного флота в условиях учебного отряда. Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев) и системного подхода (Б.Ф. Ломов), реализованные в психологии труда в принципах структурно-функционального анализа трудовой деятельности человека (Е.А. Климов, Ю.К. Стрелков).
В качестве конкретной методологической базы при проведении экспериментальной работы использовались концепции психической адаптации, разрабатываемые в трудах A.A. Александровского, Ф.Б. Березина.
Методы исследования.
Использовались методы определения профессиональной пригодности и профессионального отбора (изучение социально-психологического и медицинского анамнеза, психологический анализ сопроводительных документов, формализованная беседа, наблюдение);
стандартизованные опросники: 16-ФЛО (вариант С), EPI Г. Айзенка,
многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО);
проективные методы: рисуночная методика «Нарисуй время»,
методика «Незаконченные предложения»,
опросник «Ценностные ориентации» М.Р. Рокича.
Были использованы методы профессионально-психологического сопровождения: экспертная оценка и социометрия.
Включение конкретных тестов и соответствующих им показателей проводилось на основании психометрической надежности используемых методов, данных тестов испытуемых, в качестве которых выступили военнослужащие по призыву.
Включение проективных методов в методическую батарею исследования обусловлено необходимостью получения большого объема информации, имеющей дополнительную диагностическую и прогностическую ценность при анализе особенностей процесса адаптации и при составлении программы тренинга адаптации к военной службе.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями, проведением содержательного анализа результатов.
Включение проективных методов в методическую батарею исследования обусловлено необходимостью получения большого объема информации, имеющей дополнительную диагностическую и прогностическую ценность при анализе особенностей процесса адаптации и при составлении программы тренинга адаптации к военной службе.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями, проведением содержательного анализа результатов.
В качестве математических методов применялась оценка статистической значимости различий по критериям Фишера и Стьюдента, Т-критерию Вилкоксона.
Научная новизна и теоретическая значимость.
Научная новизна и теоретическая значимость.
В диссертационном исследовании впервые, в отечественной психологии труда, осуществлен комплексный анализ индивидуально-личностных характеристик военнослужащих, предназначенных для службы на подводных лодках.
Проведен сравнительный анализ, выявляющий общее и специфическое на различных этапах адаптации к военной службе военнослужащих, не испытывающих затруднений в адаптации, и военнослужащих с признаками затрудненной адаптации.
Выделены уровни адаптации к условиям военной службы в подводном флоте: первичная адаптация; адаптация к военно-профессиональной деятельности; адаптация к службе на воинских должностях и ее этапы: общевойсковая подготовка; обучение по военно-учетной специальности в учебном подразделении; служба на кораблях.
Показано значение факторов адаптации (средовой, возрастной) к условиям военной службы на подводном флоте при прогнозировании ее динамики у военнослужащих, не имеющих затруднения в этом процессе и у лиц с их признаками.
Установлены дифференциально-диагностические и прогностические критерии успешной адаптации: достаточный уровень креативности, независимость, ответственность, осторожность, оптимизм, реалистические ожидания и адекватная оценка своих возможностей в ситуациях военной службы, сформированные к моменту призыва представления о военной службе.
Выявлено, что при затруднениях в адаптации для военнослужащих характерны: низкий уровень креативности; низкая самостоятельность; доверчивость; пессимистичность в восприятии действительности; нереалистичные, инфантильные ожидания и представления о военной службе, низкая мотивация к ней.
Разработан методический комплекс по выявлению динамики процесса адаптации к условиям военной службы.
Расширена интерпретационная модель проективной рисуночной методики: выявлены и описаны предметные характеристики рисунков, отображающие признаки успешной (неуспешной) адаптации военнослужащих к условиям военной службы.
Практическая значимость.
Результаты проведенного исследования были использованы при разработке курса «Военная психология» на кафедре «Психофизиология и психология труда в особых условиях труда» МГУ имени Г.И. Невельского,
а так же отражены в методических указаниях по профессиональному психологическому отбору в разделе «Мероприятия по профессионально-психологическому сопровождению военнослужащих в процессе боевой подготовки» штаба Тихоокеанского флота для штатных и нештатных групп профессионального психологического отбора (ППО).
Разработанный в рамках диссертационного исследования тренинг адаптации к условиям военной службы был апробирован в условиях учебного отряда в процессе коррекционно-психологической работы с военнослужащими.
Тренинг прошел методическое обсуждение в Управлении воспитательной работы ТОФ и был рекомендован для использования психологами в процессе психокоррекционной работы с военнослужащими по призыву в воинских частях Тихоокеанского флота.
Использование результатов в практике подтверждено актами о внедрении, полученными от кафедры «Психофизиологии и психологии труда в особых условиях» МГУ имени Г.И. Невельского, учебно-методическим отделом Управления воспитательной работы Тихоокеанского флота.
База исследования: лаборатория профессионального психологического отбора Учебного отряда подводного плавания ТОФ; центр психологической помощи и реабилитации Учебного отряда подводного плавания ТОФ; кафедра психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Исследование осуществлялось на протяжении двух лет и включало ряд логически взаимосвязанных этапов:
Первый этап исследования носил констатирующе-поисковый характер.
Разработанный в рамках диссертационного исследования тренинг адаптации к условиям военной службы был апробирован в условиях учебного отряда в процессе коррекционно-психологической работы с военнослужащими.
Тренинг прошел методическое обсуждение в Управлении воспитательной работы ТОФ и был рекомендован для использования психологами в процессе психокоррекционной работы с военнослужащими по призыву в воинских частях Тихоокеанского флота.
Использование результатов в практике подтверждено актами о внедрении, полученными от кафедры «Психофизиологии и психологии труда в особых условиях» МГУ имени Г.И. Невельского, учебно-методическим отделом Управления воспитательной работы Тихоокеанского флота.
База исследования: лаборатория профессионального психологического отбора Учебного отряда подводного плавания ТОФ; центр психологической помощи и реабилитации Учебного отряда подводного плавания ТОФ; кафедра психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Исследование осуществлялось на протяжении двух лет и включало ряд логически взаимосвязанных этапов:
Первый этап исследования носил констатирующе-поисковый характер.
На этом этапе была изучена психологическая, психофизиологическая литература по анализируемой проблеме, выявлены недостаточно исследованные вопросы поставленной научной проблемы.
Был накоплен обширный эмпирический и экспериментальный материалы, включающий случаи дезадаптивного поведения военнослужащих в условиях учебного отряда, результаты диагностических обследований, проведенных на этапе профессионального психологического отбора и соотнесенных с поведенческими особенностями военнослужащих в период адаптации к условиям учебного отряда.
Второй этап включал теоретическую разработку поставленной проблемы, а так же разработку, организацию и проведение эксперимента.
Был накоплен обширный эмпирический и экспериментальный материалы, включающий случаи дезадаптивного поведения военнослужащих в условиях учебного отряда, результаты диагностических обследований, проведенных на этапе профессионального психологического отбора и соотнесенных с поведенческими особенностями военнослужащих в период адаптации к условиям учебного отряда.
Второй этап включал теоретическую разработку поставленной проблемы, а так же разработку, организацию и проведение эксперимента.
Само экспериментальное исследование состояло из ряда шагов (этапов).
Первый шаг - психологическое обследование военнослужащих и формировании групп военнослужащих, не имеющих затруднения в адаптации, и военнослужащих с затрудненной адаптацией.
Второй шаг - разделение группы военнослужащих с затрудненной адаптацией на контрольную и экспериментальную группы и последующий тренинг адаптации к условиям военной службы с экспериментальной группой.
Первый шаг - психологическое обследование военнослужащих и формировании групп военнослужащих, не имеющих затруднения в адаптации, и военнослужащих с затрудненной адаптацией.
Второй шаг - разделение группы военнослужащих с затрудненной адаптацией на контрольную и экспериментальную группы и последующий тренинг адаптации к условиям военной службы с экспериментальной группой.
Второй шаг заканчивался повторным психологическим обследованием всех выделенных групп.
Третий шаг - психологическое обследование в период распределения военнослужащих из учебного отряда к месту прохождения военной службы в соответствии с полученной военно-учетной специальностью.
Второй этап диссертационного исследования завершился первичной обработкой и анализом полученных результатов.
Третий шаг - психологическое обследование в период распределения военнослужащих из учебного отряда к месту прохождения военной службы в соответствии с полученной военно-учетной специальностью.
Второй этап диссертационного исследования завершился первичной обработкой и анализом полученных результатов.
Третий этап диссертационного исследования связан с обработкой, обобщением и описанием, систематизацией полученных результатов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Эффективность адаптации военнослужащего к условиям службы в подводном флоте связана с комплексом индивидуально-личностных характеристик: экстраверсия, креативность, мотивация к военной службе, осторожность, реалистичность представлений о военной службе - и обеспечивается стратегией подчиненного (уставного) поведения, основанной на самостоятельности, независимости, оптимистичности в восприятии действительности.
2. Военнослужащие с признаками затрудненной адаптации к условиям службы характеризуются: интроверсией, низкой мотивацией к службе, пессимистичностью, доверчивостью, отсутствием реалистичных представлений о военной службе.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Эффективность адаптации военнослужащего к условиям службы в подводном флоте связана с комплексом индивидуально-личностных характеристик: экстраверсия, креативность, мотивация к военной службе, осторожность, реалистичность представлений о военной службе - и обеспечивается стратегией подчиненного (уставного) поведения, основанной на самостоятельности, независимости, оптимистичности в восприятии действительности.
2. Военнослужащие с признаками затрудненной адаптации к условиям службы характеризуются: интроверсией, низкой мотивацией к службе, пессимистичностью, доверчивостью, отсутствием реалистичных представлений о военной службе.
В ходе службы военнослужащие с признаками затрудненной адаптации испытывают трудности в самоорганизации, ориентированы на внешний контроль, а стратегия их подчиненного поведения основана на конформности и зависимости от мнения группы.
3. В динамике адаптационного процесса в условиях учебного отряда у военнослужащих выявлено снижение уровня фрустрационной интолерантности и повышение консервативности.
4. Психокоррекционный тренинг, проведенный на первом этапе службы, повышает самостоятельность, уверенность в себе и способствует эффективной адаптации.
5. Комплекс методик, содержащий проективные методики «Нарисуй время», «Незаконченные предложения» и формализованную беседу, является адекватным средством для выявления лиц, нуждающихся в повышенном психологическом внимании со стороны психолога в процессе адаптации к условиям военной службы.
Сведения об апробации работы.
Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и психологии труда в особых условиях МГУ им. Г.И. Невельского (июль 2002 года), кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (октябрь 2002 года),
3. В динамике адаптационного процесса в условиях учебного отряда у военнослужащих выявлено снижение уровня фрустрационной интолерантности и повышение консервативности.
4. Психокоррекционный тренинг, проведенный на первом этапе службы, повышает самостоятельность, уверенность в себе и способствует эффективной адаптации.
5. Комплекс методик, содержащий проективные методики «Нарисуй время», «Незаконченные предложения» и формализованную беседу, является адекватным средством для выявления лиц, нуждающихся в повышенном психологическом внимании со стороны психолога в процессе адаптации к условиям военной службы.
Сведения об апробации работы.
Основные результаты работы и ее отдельные фрагменты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и психологии труда в особых условиях МГУ им. Г.И. Невельского (июль 2002 года), кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (октябрь 2002 года),
на первой Приморской научно-практической конференции психологов и специалистов органов воспитательной работы силовых структур (г. Владивосток, 2001 год), на научно-практической конференции специалистов профессионального отбора Тихоокеанского флота (май 2002 года).
http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-adaptatsiya-mladshikh-spetsialistov-podvodnogo-flota
http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-adaptatsiya-mladshikh-spetsialistov-podvodnogo-flota
Комментариев нет:
Отправить комментарий