Страницы

понедельник, 9 октября 2017 г.

Опыт применения Томатис-терапии в работе с детьми и взрослыми.

Судя по публикациям в СМИ, TOMATIS-терапия активно используется психологами для реабилитации участников военного конфликта на Донбассе. Людмила Петко любезно согласилась поделиться опытом применения TOMATIS-терапии в работе с детьми психологов АВА Центра в Ростове-на-Дону.


Специалисты коррекционной педагогики и психологии отмечают, что год от года увеличивается число детей с серьёзными проблемами в развитии, усложняются и сами диагнозы.

Теперь на вопрос к маме ребёнка, который в свои 3,5 года говорит только несколько слогов: «Почему так долго не обращались к специалисту?» слышим ответ: «Я думала, это нормально. У половины знакомых дети точно так НЕ ГОВОРЯТ».

И понимаем, что прежних знаний, технологий для решения сегодняшних задач просто не достаточно. Нужно искать новые пути выхода. Эффективные пути!

И, на мой взгляд, Томатис как раз даёт возможность такого прорыва. Причём, этот метод вовсе не заменяет и не исключает традиционной логопедической и дефектологической работы. Он позволяет сдвинуть процесс с мёртвой точки, словно бульдозер. Ускорить коррекционный процесс, и значительно повысить эффективность.


Что представляет собой метод Томатис-терапии?

Томатис-терапия – это слуховая нейростимуляция головного мозга. Можно сказать, что через слушание музыки происходит «перепрограммирование» работы мозга: в первую очередь происходит активация слуховой и вестибулярной систем, а также активизируются зоны мозга, отвечающие за эмоциональное восприятие. 

Активизируется система зеркальных нейронов (то, что делает нас социальными). Запускается работа лобной доли, отвечающая за постановку задач, концентрацию внимания на поставленной цели и выбор решения, фактически, улучшаются интеллектуальные способности. Улучшается координация движений, мелкая моторика. В целом происходит гармонизация личности.


Почему так важно уметь правильно слышать?

Ухо - самый главный сенсорный орган. До 90% информации попадает в мозг через ухо. Это не только слуховая информация, но и вестибулярная - информация о положении тела человека в пространстве. Ухо также дает энергию, и не только физическую, но и психическую, т.е. повышает психический тонус.

Очень часто родители говорят, что со слухом у ребёнка и так всё в порядке. Но нужно понимать, что есть большая разница между умением "слУшать" и способностью "слЫшать". 


Часто дети плохо воспринимают речь, хотя и хорошо слышат. Или понимают частично. Или не понимают вообще. Это проблема, связанная с нарушением обработки слуховой информации. Это приводит к проблемам в обучении и неуспешности в общении.

Кроме того, даже если отоларинголог считает, что слух в норме, ребенок может не воспринимать некоторые звуки. Обычно это звуки высоких частот. И тогда он не может произносить часть согласных звуков. В этом случае занятия с логопедом не приносят заметного результата. Слуховая тренировка улучшает восприятие звуков и ускоряет процесс овладения правильным звукопроизношением.

Аудиотренировки по методу Томатис не только заставляют ухо различать частоты, которые ранее не распознавались, но и улучшают способность мозга обрабатывать полученную аудиальную (слуховую) информацию, и давать адекватный ответ. Иными словами, ухо учится слышать, а мозг учится правильно работать.


Каким образом происходит такое воздействие на мозг?

Слуховая терапия Томатис основана на эффекте переключения между разными типами звукового сигнала: подаётся тихий звук низкой частоты (Звук №1) и громкий звук высокой частоты (Звук №2). 

При прослушивании Звука №1 мышцы уха расслабляются, а уровень активности мозга снижается, а при прослушивании Звука №2 наблюдается противоположный эффект. За счёт контрастных переходов при применении метода Томатис осуществляется тренировка мышц уха, а также системы обработки звуковых сигналов.

Однако методика Томатис обладает ещё рядом интересных особенностей.

Например, это встроенный в дужку наушников вибратор, подающий сигнал через кости черепа в паузах между переключениями Звук №1 и Звук №2 (эффект костной проводимости). Это позволяет слуховой системе подготовиться к приёму сигнала нового типа.

Многократные переключения приводят мозг в состояние повышенной активности, система обработки слуховой информации обучается гибко реагировать на изменяющиеся воздействия, улучшается внимание и восприятие.

Кому показана Томатис-терапия?

Чаще всего к нам обращаются родители с детьми, имеющими проблемы в развитии. Это неговорящие дети или с задержкой речевого развития, аутисты или дети с аутоподобными симптомами, дети с ДЦП, синдромом Дауна, СДВГ.

При этом надо понимать, что терапия направлена не на работу с диагнозом, а на непосредственные симптомы:
анализ поступающей информации и лучшее понимание речи,
снижение утомляемости и улучшение эмоционального фона,

развитие общей и мелкой моторики,
улучшение концентрации внимания,
обработка ощущений, сенсорных сигналов,

расширение поля зрения,
развитие устной и письменной речи,
улучшение качества обучения,
развитие чувства ритма и голосовых данных.

Также аудиотренировки по методу Томатис развивают способность более эффективно воспринимать иностранные языки. Для этой цели разработаны специальные программы.

Популярен этот метод и среди беременных женщин, желающих развивать своего ребёнка ещё до рождения. Современные исследования подтвердили, что плод с первых месяцев развития может слышать, а также накапливать многочисленные воспоминания, которые ему доставляет первый чувственный опыт.

Собственно, метод Томатиса рекомендован каждому, и ребёнку, и взрослому и пожилому человеку, стремящемуся подпитывать свой энергетический потенциал, поддерживать когнитивные функции и общую работоспособность.

Метод «Томатис» позволяет воздействовать на необходимый участок мозга, стимулирует работу всего мозга, развивает его способность к эффективной обработке информации.

Взрослые и дети, прошедшие «слуховую терапию», демонстрируют существенное увеличение коэффициента умственного развития, хорошие навыки чтения, ускорение процессов восприятия и способность устно выражать свои мысли и чувства.

Наше ухо предназначено не только для слуха. Оно также выполняет стимулирующую (энергетическую) и вестибулярную функции. Поэтому умение слышать просто необходимо для гармоничного развития личности.

К тому же метод «Томатис» гарантирует долговечные результаты. Это объясняется тем, что эффективность занятий обеспечивается не выработкой условного рефлекса, а восстановлением равновесия мозга. Поэтому можно утверждать, что запущенные механизмы развития не только сохраняют результаты, достигнутые в процессе аудиотренировок, но и продолжается их прогресс.


ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТОМАТИС-ТЕРАПИИ:

нарушения речевого и психоречевого развития (ЗРР, ЗПРР, ОНР, алалия, заикание);
сниженная обучаемость и концентрация внимания;
гиперактивность;
аутизм и аутоподобные нарушения развития;

депрессивные, тревожные состояния у детей и взрослых ;
нарушения координации движений любого происхождения;
развитие коммуникативных навыков;
улучшение вокальных данных;
нарушение чувства ритма;

личностное развитие:
интеграция в иностранный язык;
подготовка к родам.


ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
эпилептическая активность ,
острый период любых заболеваний,
тяжелая артериальная гипертензия.

Перед назначением необходимо проведение электроэнцефалограммы.

Занятия можно начинать с 2-х лет без дальнейшего ограничения возраста.
Во время тренировки ребенок (или взрослый) может играть, рисовать или заниматься любым спокойным видом деятельности, приносящим ему удовольствие.

Слуховой тренинг должен быть длительным, так как мозг учится только спустя 40-45 часов. Первый курс — 20 часов в течение 13-15 сеансов, длительность одного сеанса от 30 мин до 2 часов (схема подбирается специалистом отдельно в каждом конкретном случае).
Последующие сессии — 10 дней по 2 часа.

Между первым и вторым курсом перерыв около месяца. Начиная со второго, перерыв может быть от 1,5 до 3 месяцев. В среднем проводится 3-4 курса.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕТОДА ТОМАТИС

Значительное число научных практических исследований более чем в 300-х клинических центрах подтверждают эффективность этого метода.

Специалисты центра «Томатис» в Торонто (Канада) изучали действия этого метода на детской и подростковой аудитории из 400 человек с различными отклонениями. Заключительное тестирование показало следующие результаты:

Повышение уровня коммуникабельности – 89%
Увеличение концентрации внимания – 86%
Уменьшение уровня расстройств – 80%
Понимание чтения – 85%
Качество речи – 74%
Память – 73%
Запись по буквам – 69%
Зрелость – 84%

На протяжении шести последующих месяцев 83% детей сохранили и даже развили свои достижения. Остальные 14% детей сохранили лишь некоторые достижения, и только 3% утратили приобретенные навыки.


Один из отзывов родителей.

"С центром знакомы с осени прошлого года. Артур прошёл 1 ступень курса Томатис, после чего продолжил заниматься с логопедом-дефектологом ещё полтора месяца, и у нас уже были результаты после этого. Ребёнок стал намного спокойнее, чем раньше, больше слов появилось у него.

После его назначений есть реальный результат, который видно в отличие других врачей. Весной этого года мы возобновили занятия в центре с логопедом-дефектологом, которые помогли у сына вызвать речь. Выражаем благодарность за труд и терпение. Мы обращались ранее к другим специалистам и нам отказывали, мол у вас трудный ребёнок.

Особая благодарность Людмиле Юрьевне, она вошла в наше положение и согласилась оказывать нам услуги по мере возможности отплаты. Иначе нам бы пришлось прекратить занятия в центре, а обратиться нам больше некуда кроме них, поскольку это единственный центр, который эффективно занимается с проблемными детьми. И мы видим реальные результаты. Ребёнок стал употреблять намного больше слов в своей речи и идёт в центр как на праздник. Спасибо Вам большое!"


Ну вот, можно подводить первые промежуточные итоги. Что мы успели сделать за два года? Мы открыли центр и поставили работу с детьми имеющими поведенческие и речевые нарушения, подготовили специалистов в разных направлениях, для того, чтобы использовать мультидисциплинарный подход в работе с нашими клиентами. 

Подвели итоги количественные и очень удивились сами, за год наш центр посетило более 100 детей: кто-то приходил просто получить консультацию и рекомендации, кто-то приезжал на интенсивный курс, кто-то ходит к нам постоянно. 

Специалисты центра прошли много специализированных курсов по работе с нашей специфической категорией клиентов, поучаствовали в конференциях и семинарах различного уровня. Наши маленькие клиенты маленькими шагами добираются успехов - что очень нас радует.

Людмила ПЕТКО, руководитель отдела обучения и развития персонала. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий