И.В. Шадрина, К.Н. Дедова. НОВАЯ ТАКТИКА ЛЕЧЕНИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ (на опыте работы с участниками современных военных конфликтов). Челябинская государственная медицинская академия.
Вопросы профилактики, лечения и реабилитации соматической патологии комбатантов отработаны и решаются в достаточно полном объеме. Проблемы же их психического благополучия по-прежнему остаются практически нерешенными.
В 2009 г. на базе Челябинского областного терапевтического госпиталя ветеранов войн был создан Центр лечения и реабилитации ПТСР у участников современных военных конфликтов.
В группу наблюдения было включено 65 участников современных военных конфликтов, или 54,2% от всех обследованных. Длительность наблюдения – 6 мес. Все обследованные принимали участие в Афганской войне и Чеченском военном конфликте (1994-1996 и 1999-2000 гг.).
Из них 41% (n=27) был выставлен диагноз «хроническое ПТСР», 60% (n=16) проходили срочную службу, 40% (n=11) были членами кадрового состава Вооруженных сил РФ.
По скрининговому опроснику легкая степень хронического ПТСР определена у 33% (n=9); средняя – у 50 (n=13), тяжелая – у 17% (n=5). У обследованных выявлена зависимость между представленностью осевых симптомов ПТСР и степенью его тяжести.
Облигатная симптоматика данного расстройства включает 3 основные группы симптомов: 1) интрузии, или «погружения»; 2) избегания; 3) гипервозбудимости.
У участников с легкой степенью ПТСР преобладали симптомы «погружения» и избегания; при средней степени тяжести ПТСР, наряду с сохраняющейся симптоматикой интрузии, в клинической картине нарастали удельный вес и выраженность симптомов избегания, появились симптомы гипервозбудимости; при тяжелой степени ПТСР преобладали симптомы гипервозбудимости.
Изучалась коморбидность ПТСР с другими психическими и соматическими расстройствами. Среди коморбидных психических расстройств первое место занимал посткоммоционный синдром (26%, n=7), второе – органическое аффективное расстройство (19%; n=5), третье – хронический алкоголизм (7%; n= 2).
Согласно литературным данным, антидепрессанты группы СИОЗС наиболее широко назначаются пациентам с ПТСР, однако они малоэффективны в отношении выбранной мишени (гипервозбудимость, импульсивность и органический психосиндром).
Нейролептики, даже «мягкие», оказались неприемлемы в силу развивающихся на фоне органического повреждения ЦНС нейролептических осложнений.
В Центре проводится комплексная терапия: медикаментозное лечение сочетается с психотерапией (сеансы индивидуальной и групповой психотерапии с релаксацией и использованием средств технической поддержки – аудиовидеокомплекс).
Необходимо отметить неэффективность психотерапевтических мероприятий до начала медикаментозного лечения. Поэтому психотерапия проводится либо одновременно с началом медикаментозного лечения, либо (и это наиболее предпочтительно) спустя 7 дней после начала медикаментозной коррекции.
Наш опыт показал, что препараты группы нормотимиков, в первую очередь карбамазепин, полностью купировали симптомы гипервозбудимости и импульсивности. В результате были отработаны схемы терапии: ноотроп в сочетании с карбамазепином (для легкой степени ПТСР) и ноотроп в сочетании с транквилизатором и карбамазепином (для средней и тяжелой степени ПТСР).
Наше наблюдение показало, что только комплексное лечение с применением группы указанных препаратов позволяет достичь оптимального лечебного эффекта с дальнейшим улучшением адаптации участников современных военных конфликтов, страдающих ПТСР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий