14 июля с.г. в Североморске завершилась аттестация гражданских специалистов психологической службы Северного флота, тихоокеанцам такая аттестация предстоит этой осенью, а как обстоят дела на Балтийском флоте. Для это я развернул майский номер газеты "Страж Балтики".
30 Май, 2017 \\ Новости службы \\ .
На Балтийском флоте прошла аттестация около 20 гражданских специалистов психологической работы воинских частей, соединений и объединений.
— Военные и гражданские психологи Балтийского флота регулярно проходят аттестацию, и это всегда волнительно, — начальник Центра (психологической работы) отдела по работе с личным составом БФ капитан-лейтенант Наталья Пухова на протяжении двух дней работы комиссии была не только одним из экзаменаторов, но и самым главным болельщиком своих подопечных.
Только она знала, что порою за робостью и скованностью скрывается твёрдое знание своих должностных обязанностей, за смятением — профессионализм, пусть и не закалённый пока годами опыта.
В настоящее время на Балтфлоте трудятся порядка 50 гражданских психологов, подавляющее большинство из которых — представительницы прекрасного пола, многие — недавние выпускницы вузов.
— Мы регулярно проводим сборы, мероприятия на уровне флота и Минобороны, выезжаем на полигоны, проводим тренинги и семинары в местах дислокации воинских частей, — говорит Наталья Михайловна.
— И могу сказать, что здесь девушки ничуть не уступают мужчинам. Многие женщины-психологи, чтобы понять, что происходит с военнослужащим во время боевой учёбы, берут в руки оружие, стреляют, лезут под танки — проводят над собой эксперименты, проявляют профессиональное любопытство, и в этом они большие молодцы.
Но оказалось, что грохот канонады Хмелёвки и Павенково — мелочь по сравнению с экзаменационным стрессом. Вот где флотским психологам пришлось на себе отрабатывать методики саморегуляции: спокойствие, только спокойствие.
Аттестационная комиссии Министерства обороны под председательством начальника управления психологической работы Вооружённых Сил Российской Федерации полковника Игоря Дьячука включила в свой состав представителей психологической службы Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, центра психологической работы флота, профсоюза гражданского персонала и Балтийского федерального университета имени И.Канта.
Целью аттестации являлась объективная оценка уровня квалификации гражданских специалистов флота и воинских частей, дислоцированных в регионе, в том числе военной полиции.
Первый этап проверки на профпригодность представлял из себя тест на знание функциональных обязанностей и руководящих документов. Второе испытание — решение практической задачи.
Так, Галина Тишкова, ведущий психолог группы центра психологической работы, должна была выступить как методист и дать рекомендации командиру по предотвращению паники в случае ранений среди личного состава.
Ирина Бурылина, психолог бригады морской пехоты, составляла памятку само- и взаимопомощи убывающим для выполнения специальных задач.
Нина Маслова, психолог бригады ракетных катеров Балтийской ВМБ, перечисляла, как можно выявить военнослужащих с признаками боевой психической травмы.
Третьим этапом стало собеседование, где все члены комиссии смогли задать вопросы по письменной части задания и ежедневной деятельности психолога и посмотреть, насколько глубоки знания и широк кругозор специалистов.
— Аттестация необходима, во-первых, для того, чтобы психологи знали, что их профессиональные навыки должны постоянно совершенствоваться, во-вторых, что их компетенция должна быть на высочайшем уровне, — полковник Игорь Дьячук к экзаменационному процессу подошёл с максимальной серьёзностью.
— Они работают с людьми, и ошибок здесь никаких не должно быть. Это не техника, не вооружение, где можно исправить осечку, поменять запчасть. Это человек. Отсюда высочайшие требования, которые поставил перед нами министр обороны. Поэтому мы говорим: в Министерстве обороны должны работать только лучшие специалисты.
Не стал скрывать начальник психологической службы Вооружённых Сил РФ и то, что сотрудники, не прошедшие аттестацию, которая проводится раз в три года, будут взяты на контроль, и в течение года должны будут доказать своё право трудиться в воинских частях Балтфлота.
— Мы ко всему прочему анализируем характеристики, которые поступают от командиров частей, видим, сколько происшествий, преступлений произошло в том или ином воинском коллективе, каков их характер, каковы отклонения у военнослужащих, — сказал Игорь Алексеевич.
— Все результаты мы объявляем сразу. Нет ничего лучше, чем когда эксперты из профессионального сообщества глаза в глаза говорят об упущениях или хвалят: «Прекрасно, спасибо за работу, которую вы делаете».
Такой похвалы, в частности, удостоилась психолог Ирина Красикова. В Вооружённые Силы она попала, почти 15 лет проработав семейным психологом. Этот опыт, несомненно, очень помогает Ирине Ивановне в работе, идёт ли речь об офицерах с большим стажем службы или о тех, кто только-только надел военную форму.
В рамках весенней призывной кампании на Балтийский флот будут призваны около 5000 новобранцев. Помочь им адаптироваться в новых условиях — первостепенная задача психологов.
— Когда приходят ребята, они заполняют листок ознакомления, и мы смотрим, кто из какой семьи, выявляем слабеньких ребят.
Ирина Ивановна для своих подопечных — как мама, с которой можно и доверительно пообщаться, и прийти с вопросом или проблемой, попросить совета, заручиться поддержкой. Её кабинет находится на одном этаже с помещениями роты молодого пополнения, поэтому помощь всегда рядом.
Лекции, тренинги по взаимной поддержке, игры, которые проводятся в подразделениях, — все эти формы работы позитивно сказываются на сплочённости в коллективе. Словосочетание «неуставные взаимоотношения» для бойцов ПВО — из разряда теории.
Ирина Ивановна, заручившись поддержкой командования, свою тонкую политику проводит с женской мягкостью и убойной настойчивостью: мужчина становится мужчиной только тогда, когда умеет заботится о других, вовремя подставить плечо, поддержать того, кто сейчас слабее. Срабатывает стопроцентно.
— А у вас к нам вопросы и просьбы есть? — полковник Игорь Дьячук такую обратную связь считает ещё одной важной составляющей выездной работы аттестационной комиссии. Вопросы по регламенту служебного времени, нагрузкам, заработной плате, материально-техническому обеспечению записываются и берутся на контроль.
Ирина Ивановна Красикова попросила только об одном: хорошо бы иметь помещение не только для общения тет-а-тет с военнослужащими, но и для групповой работы. А психолог Анатолий Волковский попросил направить его на учёбу для повышения квалификации.
Кстати, важность взаимодействия флота и вузов — ещё один вывод, к которому пришли члены аттестационной комиссии. Полковник И.Дьячук адресовал вопрос о возможности целевой подготовки психологов для Минобороны доценту института гуманитарных наук БФУ имени И.Канта Екатерине Валентиновне Шахториной.
Многие гражданские специалисты, работающие на Балтфлоте, — выпускники именно этого университета. И если уже на этапе учёбы они будут готовы к специфике работы в воинских частях, результат их труда будет гораздо эффективнее: информирован — значит, вооружён.
Ирина Шелыгина, «Страж Балтики»
Оригинал опубликован на сайте: https://yaostrov.ru/corps/novosti/item/51425
Комментариев нет:
Отправить комментарий