16 декабря 2016 года Валентина Владимировна БАРАБАНЩИКОВА — российский психолог, доцент факультета психологии МГУ, заместитель декана факультета психологии МГУ по учебной работе защитила докторскую диссертацию на тему: «Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы».
Актуальность проведенного исследования состоит в том, что в психологии труда в настоящее время не существует работ, которые бы системно поставили проблему профессиональных деформаций, описали бы особенности их проявлений и оценки, сформировали программы профилактики и коррекции возможных последствий.
Поэтому данная работа представляет собой самостоятельное исследование, охватывающее профессии, условно называемые инновационными, и последовательно рассматривающее те профессиональные деформации, как деструктивного, так и адаптивного конструктивного типа, которые свойственны этим профессиям.
Для сбора данных и всестороннего анализа результатов цикла эмпирических исследований применен комплекс методов, состоящий из четырех групп диагностических методик и процедур анализа данных.
1. Методики, позволяющие оценить степень выраженности профессионального стресса, переживаемых профессиональных деформаций и ресурсы их преодоления:
* Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) (Леонова, 2006);
* Методика «Дифференциальная оценка работоспособности» (Леонова, Величковская, 2002);
* Методика «Опросник трудового стресса» Ч. Спилбергера в русскоязычной адаптации А.Б. Леоновой (Величковская, 2005);
* Опросник для оценки переживания острого и хронического стресса (Леонова, 2004);
* Шкала общей прокрастинации К. Лей (General Procrastination Scale (GPS), Lay, 1986, адапт. Варваричевой, 2010);
* Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР), адаптация Т.В. Корниловой (Корнилова, 2013);
* Шкала общей прокрастинации Тукмана в адаптации Т.Л. Крюковой (Крюкова, 2009);
* Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI), адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной (Сырцова, 2008);
* Шкала контроля за действием Ю. Куля (Handlungskontrolle nach Erfolg, Misserfolg und Prospektiv, Kuhl, 1986, адапт. Шапкина, 1997);
* Анкета для оценки субъективно важных характеристик деятельности (Hackman & Oldham, 1975; сокращенная версия, K.-H. Schmidt and U. Kleinbeck, 1999, русскоязычная адаптация – А.Б. Леонова, 2000).
2. Методики, позволяющие выявить и оценить степень выраженности модально-специфичных профессиональных деформаций как основы для построения программ управления собственных состоянием:
* Опросник «Образная сфера» А.А. Гостева (Гостев, 1992);
* Методика САН (Доскин и др., 1973);
* Методика «Шкала состояний», (Леонова, Кузнецова, 2007);
* Методика “Шкала реактивной тревожности” Ч.Д. Спилбергера,
Ю.Л. Ханина (Марищук и др., 1990);
* Измерение артериального давления и пульса;
* Подсчет вегетативного индекса Кердо (Репин, 1973);
* Корректурная проба Б. Бурдона (в буквенном варианте и варианте колец Ландольта) (Бодров (ред.), 2003);
* Теппинг-тест (Стрелков, 2003).
3. Методики психологической саморегуляции, позволяющие осуществить оптимизационное воздействие на состояние участника исследования (Леонова, Кузнецова, 1993; Леонова, 1984):
* Нервно-мышечная релаксация;
* Сенсорная репродукция.
4. Методы многомерной статистической обработки результатов, включающие в себя подсчет данных описательной статистики, t- критерий Стьюдента для зависимых выборов, t-критерий Стьюдента для независимых выборов, критерий Вилкоксона, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ с использованием Varimax- вращения, иерархический регрессионный анализ (Гусев, 2000; Сидоренко, 2000).
В исследовании приняло участие 959 человек.
Результаты исследования обладают высокой практической значимостью, так как позволяют предсказывать возможные риски срыва надежности деятельности профессионалов инновационной сферы труда. В контексте функционирования организаций, своевременная диагностика профессиональных деформаций поможет снизить текучесть кадров и повысить общую эффективность деятельности персонала.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ДИССЕРТАЦИИ:
Приложение №1. Методика оценки профессионального стресса.
Прил. №4. Опросный бланк методики К.Лея "Общая шкала прокрастинации".
Прил. №5. Опросный бланк методики Б.Тукмана "Шкала прокрастинации Тукмана".
Приложение №6. Текст сеанса сенсорной репродукции.
Приложение №7. Текст сеанса психологической саморегуляции. (Вариант методики нервно-мышечной релаксации).
Приложение №8. Опросник "Образная сфера".
Полный текст автореферата доступен по ссылке - http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/dissertation/Barabanshchikova_VV_ref.pdf
Полный текст диссертации доступен по ссылке - http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/dissertation/Barabanshchikova_VV_diss.pdf
Источник - http://www.psy-science-council.ru/dissertaions/detail.php?dissertaion=5309
Актуальность проведенного исследования состоит в том, что в психологии труда в настоящее время не существует работ, которые бы системно поставили проблему профессиональных деформаций, описали бы особенности их проявлений и оценки, сформировали программы профилактики и коррекции возможных последствий.
Поэтому данная работа представляет собой самостоятельное исследование, охватывающее профессии, условно называемые инновационными, и последовательно рассматривающее те профессиональные деформации, как деструктивного, так и адаптивного конструктивного типа, которые свойственны этим профессиям.
Для сбора данных и всестороннего анализа результатов цикла эмпирических исследований применен комплекс методов, состоящий из четырех групп диагностических методик и процедур анализа данных.
1. Методики, позволяющие оценить степень выраженности профессионального стресса, переживаемых профессиональных деформаций и ресурсы их преодоления:
* Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) (Леонова, 2006);
* Методика «Дифференциальная оценка работоспособности» (Леонова, Величковская, 2002);
* Методика «Опросник трудового стресса» Ч. Спилбергера в русскоязычной адаптации А.Б. Леоновой (Величковская, 2005);
* Опросник для оценки переживания острого и хронического стресса (Леонова, 2004);
* Шкала общей прокрастинации К. Лей (General Procrastination Scale (GPS), Lay, 1986, адапт. Варваричевой, 2010);
* Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР), адаптация Т.В. Корниловой (Корнилова, 2013);
* Шкала общей прокрастинации Тукмана в адаптации Т.Л. Крюковой (Крюкова, 2009);
* Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI), адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной (Сырцова, 2008);
* Шкала контроля за действием Ю. Куля (Handlungskontrolle nach Erfolg, Misserfolg und Prospektiv, Kuhl, 1986, адапт. Шапкина, 1997);
* Анкета для оценки субъективно важных характеристик деятельности (Hackman & Oldham, 1975; сокращенная версия, K.-H. Schmidt and U. Kleinbeck, 1999, русскоязычная адаптация – А.Б. Леонова, 2000).
2. Методики, позволяющие выявить и оценить степень выраженности модально-специфичных профессиональных деформаций как основы для построения программ управления собственных состоянием:
* Опросник «Образная сфера» А.А. Гостева (Гостев, 1992);
* Методика САН (Доскин и др., 1973);
* Методика «Шкала состояний», (Леонова, Кузнецова, 2007);
* Методика “Шкала реактивной тревожности” Ч.Д. Спилбергера,
Ю.Л. Ханина (Марищук и др., 1990);
* Измерение артериального давления и пульса;
* Подсчет вегетативного индекса Кердо (Репин, 1973);
* Корректурная проба Б. Бурдона (в буквенном варианте и варианте колец Ландольта) (Бодров (ред.), 2003);
* Теппинг-тест (Стрелков, 2003).
3. Методики психологической саморегуляции, позволяющие осуществить оптимизационное воздействие на состояние участника исследования (Леонова, Кузнецова, 1993; Леонова, 1984):
* Нервно-мышечная релаксация;
* Сенсорная репродукция.
4. Методы многомерной статистической обработки результатов, включающие в себя подсчет данных описательной статистики, t- критерий Стьюдента для зависимых выборов, t-критерий Стьюдента для независимых выборов, критерий Вилкоксона, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ с использованием Varimax- вращения, иерархический регрессионный анализ (Гусев, 2000; Сидоренко, 2000).
В исследовании приняло участие 959 человек.
Результаты исследования обладают высокой практической значимостью, так как позволяют предсказывать возможные риски срыва надежности деятельности профессионалов инновационной сферы труда. В контексте функционирования организаций, своевременная диагностика профессиональных деформаций поможет снизить текучесть кадров и повысить общую эффективность деятельности персонала.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ДИССЕРТАЦИИ:
Приложение №1. Методика оценки профессионального стресса.
Прил. №4. Опросный бланк методики К.Лея "Общая шкала прокрастинации".
Прил. №5. Опросный бланк методики Б.Тукмана "Шкала прокрастинации Тукмана".
Приложение №6. Текст сеанса сенсорной репродукции.
Приложение №7. Текст сеанса психологической саморегуляции. (Вариант методики нервно-мышечной релаксации).
Приложение №8. Опросник "Образная сфера".
Полный текст автореферата доступен по ссылке - http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/dissertation/Barabanshchikova_VV_ref.pdf
Полный текст диссертации доступен по ссылке - http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/dissertation/Barabanshchikova_VV_diss.pdf
Источник - http://www.psy-science-council.ru/dissertaions/detail.php?dissertaion=5309
Комментариев нет:
Отправить комментарий