Страницы

воскресенье, 6 ноября 2016 г.

Александр КАРАЯНИ. Полоса психологической подготовки. За и против.

Здравствуйте, Алексей Владимирович!
В ходе занятий в Школе военных психологов возникла дискуссия о полосе психологической подготовки. Прозвучали разные мнения о безусловной их полезности до абсолютной бесполезности. Я высказал свою точку зрения, которой делюсь с Вами.

С уважением, А.Караяни


ПОЛОСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. ЗА И ПРОТИВ.

Сегодня в военных округах, соединениях и частях активно СОЗДАЮТСЯ ПОЛОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Психологи бодро рапортуют о количестве созданных полос и проценте личного состава, пропущенного через них. Учитываются те военнослужащие, которые «прошли» и «не прошли» полосу. Казалось бы, радоваться надо.

Однако, в ходе занятий в «Школе военных психологов» в Севастополе был вынужден сказать о том, что широкое использование полос психологической подготовки может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам.

На представленных психологическими центрами округов роликах об использовании полос психологической подготовки мы видели различные сюжеты. Вот СОЛДАТЫ ВЕСЕЛО ПРЕОДОЛЕВАЮТ ПОЛОСУ.

Они КАРТИННО, В ПОЛНЫЙ РОСТ, вскакивают на препятствия, лихо соскакивают с них, бегут, БЕСПЕЧНО РАЗМАХИВАЯ АВТОМАТАМИ, которые держат за цевье. Все их ВНИМАНИЕ СОСРЕДОТОЧЕНО НА ПРЕПЯТСТВИЯХ, которые нужно преодолеть.



Рядом, ТОЛПАМИ, БРОДЯТ ОРГАНИЗАТОРЫ ШОУ, среди которых просматриваются психологи, командиры, фотографы. Они подбадривают бегущих. То здесь, то там сверкают вспышки взрывпакетов, изрыгают дым дымовые шашки, горят покрышки.

Вдруг посредине этого шоу НЕПРЕОДОЛИМОЙ СТЕНОЙ ВСТАЁТ ПСИХОЛОГ. Он останавливает бег и заставляет солдат, выстроенных кружком, махать руками, шлепать себя по щекам, ДЕЛАТЬ ДРУГИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ПА. Потом разрешает солдатам бежать дальше.

Есть ли польза от такого СПОРТИВНОГО ШОУ? Безусловно! Преодолевая препятствия полосы, военнослужащие развивают ловкость, быстроту, силу, смелость.



Есть ли вред? Безусловно! У военнослужащих ФОРМИРУЕТСЯ ИЗВРАЩЁННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЕ, тактике действий, боевом взаимодействии, формальное отношение к полосе психологической подготовки, неверные целевые установки, заключающиеся в том, чтобы «ПРОЙТИ ПОЛОСУ В УСТАНОВЛЕННЫЕ СРОКИ».

Как избежать этого вреда? Прежде всего, необходимо проводить подобные занятия на КОНКРЕТНОМ ТАКТИЧЕСКОМ ФОНЕ, в котором есть АКТИВНЫЙ ПРОТИВНИК (видно его перемещение, слышен огонь его оружия, видны результаты этого огня), которого необходимо уничтожить. Это главная цель.

Полоса психологической подготовки является лишь одним из этапов решения этой боевой задачи. КАРТИННЫЕ ДЕЙСТВИЯ военнослужащих в ходе преодоления полосы должны наказываться, так как РЕАЛЬНЫЙ БОЙ НЕ ПРОЩАЕТ ШОУ-ПОВЕДЕНИЯ.



Военнослужащие в ходе преодоления препятствий (которые внешне похожи на реальные препятствия современного поля боя), НАБЛЮДАЮТ ЗА ПРОТИВНИКОМ (впоследствии их спросят, что они видели), преодолевают преграды, стараясь не стать мишенью для противника (БЕГ В ПОЛНЫЙ РОСТ ДОЛЖЕН ПРИРАВНИВАТЬСЯ К РАНЕНИЮ), прикрывают автоматом жизненно важные органы, активно взаимодействуют с сослуживцами (не забывая о противнике).

После преодоления каждого препятствия они ПЕРЕКАТЫВАЮТСЯ в сторону ближайшего укрытия, ориентируются на поле боя, ведут огонь по противнику, перекатываются вновь, вскакивают и продолжают атаку.

На одном из этапов ПСИХОЛОГ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ОКОПЕ (В БОЕВОМ СНАРЯЖЕНИИ) дает команду выполнить тот или иной ПРИЁМ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ. Военнослужащие, лежа, укрывшись за препятствием, выполняют прием, перекатываются стреляют по противнику и продолжают атаку. ПСИХОЛОГ ФИКСИРУЕТ ОШИБКИ.



В ходе занятий возникают внезапные трудности, даются различные вводные, изменяющие порядок преодоления препятствий, что заставляет военнослужащих ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В ОБСТАНОВКЕ НОВИЗНЫ, ВНЕЗАПНОСТИ и НЕИЗВЕСТНОСТИ.

Все, кто находится на полосе и рядом с ней, кто фиксирует результаты и ошибки, ведет съемку и т.д., - ВСЕ ОНИ УЧАСТВУЮТ В БОЕ, находятся в укрытиях, перемещаются по полю боя, укрываясь от огня противника и т.д.

После преодоления препятствий психологической полосы ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ НА СТРЕЛЬБИЩЕ, где создана тактическая обстановка в соответствии с которой отступивший ПРОТИВНИК ЗАНЯЛ АКТИВНУЮ ОБОРОНУ и оказывает сопротивление.



При таком подходе к использованию полосы психологической подготовки она позволяет РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

1) ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать ловкость, быстроту, силу;

2) БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ – формировать образ боя, тактическое мышление, навыки тактических действий, боевого взаимодействия;

3) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать смелость, смекалку, способность принимать экстренные решения, взаимопомощь, умение регулировать психическое состояние и т.д. Безусловно, такой подход требует серьезных мысле- и трудо- затрат.


Пожалуй, близко к такой логике провели ряд занятий психологи Тихоокеанского флота (Е.А. Зайцева, Е.А.Зелик, И.Гарифьянова), на которых была создана тактическая обстановка, связанная с нападением террористической группы на штаб воинской части. Опыт психологов ТОФ нужно критически изучить и использовать в ходе психологической подготовки с использованием полос.

А.Г. КАРАЯНИ.


p.s.  Последний абзац даже для меня прозвучал неожиданно. Приятно, что работа, которая проводится командованием и психологами центра материально-технического обеспечения Тихоокеанского флота (МТО ТОФ) получила столь высокую оценку Александра Григорьевича КАРАЯНИ. 

Формат блога не позволяет рассказать всё, но подтверждаю, что психологическая подготовка в части строится, как элемент боевой подготовки, исходя из специальных задач, поставленных перед личным составом с учётом реальной тактической обстановки.

На фото психолог центра МТО ТОФ гражданский специалист Ирина ГАРИФЬЯНОВА проводит занятие с военнослужащими.     



Психологи Ирина ГАРИФЬЯНОВА и Елена ЗАЙЦЕВА провели тренинг.
Психологи Елена ЗЕЛИК и Елена ЗАЙЦЕВА провели тренинг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий