Страницы

воскресенье, 20 ноября 2016 г.

Полковник Александр ФЕДОРЕНКО о работе с личным составом РВСН

Программа «Военный совет» на радиостанции «Эхо Москвы». В гостях у журналистов Анатолия ЕРМОЛИНА и Алексея ДУРНОВО начальник отдела по работе с личным составом штаба ракетных войск стратегического назначения (РВСН) полковник Александр Владимирович ФЕДОРЕНКО.

Расшифровка записи программы от 12 ноября 2016 года. Разговор в студии идёт о призыве, социально-психологическом изучении призывников, организации воспитательной работы и, конечно, о работе психологов РВСН. Предлагаю кратко ознакомиться с содержанием передачи.


О РЕГЛАМЕНТЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ПРИЗЫВУ.

― День военнослужащего регламентированный, как правило, это утренний подъем 6 часов, затем утренний туалет, зарядка, после зарядки заправка кровати, затем завтрак, затем утренний блок для (неразборчиво) информирования, либо какой-то ТРЕНАЖ, затем построение, развод на занятия – это до обеда. После обед…

Ну, я имею ввиду обед, затем после обеда час отдыха, и затем уже так же развод, и занятия проводятся с военнослужащими, то есть четкая регламентация. Вечерний блок – это мероприятие культурно-досуговой работы, либо спортивно-массовой. Ужин, время различных потребностей, и уже затем вечерняя поверка, отбой в 22 часа.

ПРО АДАПТАЦИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПО ПРИЗЫВУ В РВСН.

А. Ермолин
― Вот, по вашим наблюдениям, сколько нужно времени, чтобы молодой парень адаптировался? Ну, это все-таки такая, стрессовая ситуация, да? То есть, принципиально новые условия, там все отдал, остался только в военной форме. Вот есть какой… Ну, даже вот в Артеке когда детей переодевали там, в первый день это сильный стресс был для детей.

А. Федоренко
― Если я скажу, что вот всем достаточно месяц, это будет, конечно, не правда. Конечно, индивидуально мы подходим, и адаптация у большинства проходит 1-3 месяца, как правило, до 3 месяцев, когда он начинает уже набирать вот темп освоения воинской специальности, ну, как правило, это 1-2 месяца, средняя величина.

ПРО КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА РВСН.

А. Ермолин
― А есть такое понятие, как вот раньше называлось - Курс молодого бойца, у вас?

А. Федоренко
― Курс молодого бойца, это называется курс общевойсковой подготовки, который они проходят в период размещения их подразделений по прямому пополнению. Вот они сейчас прибывают, и в течение месяца с ними проводятся занятия по предметам общевойсковой подготовки. Занятия проводятся и по физподготовке, и изучают они общевоинские уставы, строевую подготовку, общественно-государственные, и другие предметы.

То есть для того, чтобы он освоил общевоинские предметы. Затем проводится присяга, и он уже потом поступает в часть для того, чтобы сдать зачет на допуск к самостоятельной работе, и уже приступить либо к несению дежурства, либо к обязанностям, которые им предписаны по специальности.

О ПОЛЕВОМ ВЫХОДЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РВСН.

А. Ермолин
― А лагеря, сборы, поле…

А. Федоренко
― Безусловно вот на сегодняшний день, вот система боевой подготовки, она настолько сейчас стала интенсивна, что в учениях участвуют безусловно и военнослужащие по призыву, и полевой выход так скажем, они участвуют. Безусловно, это предусматривает то, чтобы они жили в полевых условиях, выполняли задачи.


О РАБОТЕ ПСИХОЛОГОВ РВСН НА ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ (СПИ) ПОПОЛНЕНИЯ.

А. Ермолин
― Александр Владимирович, а вот вы УПОМЯНУЛИ ПСИХОЛОГОВ… Ну, у вас особые войска, да? И собственно, и ребят вы отбираете тоже так, особо. Вот, в этот первый месяц, когда они к вам только-только попадают, вот что делает психолог? Вот, что его интересует… Ну, наверное не только скажем ПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ вот этого ПЕРВОГО СТРЕССА. Все-таки у вас какие-то наверное свои есть ТЕСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ.

А. Федоренко
― Да, на начальном этапе военнослужащие подвергаются так скажем, тестовым обследованиям, изучениям психологов, и на первоначальном этапе, вот, психологи изучают индивидуальную особенность личности более углубленно, и по результатам этого обследования делаются выводы и ЗАКЛЮЧЕНИЯ, и РЕКОМЕНДАЦИИ, в том числе КОМАНДИРАМ. 

И вот на этом этапе, уже когда психолог изучает военнослужащего, они отвечают на тесты, с ними проводятся ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ, уже психолог определяет, насколько военнослужащий требует дальнейшего СОПРОВОЖДЕНИЯ. 

Кому-то достаточно вот этого ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, и уже там в последующем его ПСИХОЛОГ В ЧАСТИ СОПРОВОЖДАЕТ, а кто-то сопровождается вот в течение этого месяца, и в последующем с ними работают психологи, это все индивидуально. 

Ну как правило, ПЕРВЫЕ ДВЕ НЕДЕЛИ их изучают психологи для того, чтобы узнать индивидуальные особенности, направленность личности, его способности, коммуникативные в том числе, адаптивные способности, и уже на основании этого ПРИНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕ о назначении его на должность, и сопровождение.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РВСН

А. Ермолин
― Вот, мы говорили про некий СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ, кто к вам приходит, а есть ли у вас понимание… Ну, как раньше говорили, ПРОФЕССИОГРАММЫ, да? Вот, какими качествами, какими чертами личности, каким характером он должен обладать? Вот, некий такой золотой стандарт, по которому вы отбираете ребят?

А. Федоренко
― Конечно, прежде всего отдается предпочтение уровню образованности, безусловно – это первое. Второе – здоровье, естественно НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ. То есть, это те качества, которые позволяют военнослужащему освоить специальность. И если он имеет среднее образование, или средне-специальное, это плюс.

Второй момент, он имеет УРАВНОВЕШЕННЫЙ ХАРАКТЕР, он способен быстро АДАПТИРОВАТЬСЯ в воинском коллективе, он может наладить отношения со своими сверстниками, сослуживцами. Он физически подтянут, он подтягивается там допустим 7-10 раз. Естественно, ему это позволяет быстро втянуться в воинский коллектив, ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО, и освоить воинскую специальность. Это естественно, вот качество позволяет ему комфортно чувствовать себя.

Качественные показатели сегодняшних призывников становится лучше. Надо отдать должное, начиная с уровня образования, семейно-имущественного положения, призывники в целом сегодня не вызывают У НАС НИКАКИХ ОПАСЕНИЙ для того, чтобы на это серьезно обращать внимания. То есть, в целом призыв становится с каждым годом лучше

О МОТИВАЦИИ НА СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В РВСН.

А. Дурново
― А вот изначально они МОТИВИРОВАНЫ остаться? Потому, что вы же знаете, как бывает: дембель, и все, до свидания, он уехал домой. Вот они, приходя в войска, вот у них уже есть МОТИВАЦИЯ здесь остаться надолго?

А. Федоренко
― Есть ребята, которые постарше, которые уже что-то увидели на гражданской жизни, им уже есть что сравнить, и они принимают решение. То есть, нельзя сказать, что сегодня большинство вот тех, кто приходят, они принимают решение. Нет, это все индивидуально, зависит от специфики решаемой задачи, от того, какой регион. Это тоже имеет значение, здесь, конечно, КОМАНДИР РАБОТАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО.

ПРО СРЕДУ ОБИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В КАЗАРМЕ.

А. Федоренко
― Вы про казарму спросили заранее зная, как это было раньше, да? Вот есть, с чем сегодня сравнить. Сегодня казармы достаточно комфортабельные, и надо отдать должное, что облик сегодня меняется. Условия, которые созданы для военнослужащих по призыву. Мы должны сегодня сказать, что начиная от СТИРАЛЬНЫХ МАШИН, до ЧАЙНЫХ КОМНАТ условия созданы сегодня. 

Военнослужащие себя достаточно комфортно чувствуют в казарме, ДАЖЕ ЕСТЬ ГОРЯЧАЯ ВОДА, ДУШЕВЫЕ. То, чего 10-20 лет было проблематично. Сегодня эти условия созданы, мы сегодня не стесняемся, и смело приглашаем родителей, родительскую общественность для того, чтобы показать: посмотрите, в каких условиях служат ваши дети.

ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ.

А. Ермолин
― Ну, вот вы можете сравнивать то что было, когда служили призывники по 2 года, и 1 год. Вот какие плюсы вы видите в том, что Вооруженные силы перешли вот на годичный период службы?

А. Федоренко
― Ну плюсы я хочу сказать, что сегодняшние призывники мотивированно идут в армию. Они понимают, что год – это достаточно краткосрочно, и это естественно снимает часть вот этой проблемы, когда человек идет. Мы ушли от таких проблем, которые раньше были. 

2 года – это вот надо это сказать, БЫЛИ НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, сейчас этого нет, и с этим проще стало. А с точки зрения подготовки, конечно упор делается на интенсивность занятий по боевой подготовке, и технологичность того вооружения, на котором идет обучение. Этого достаточно для того, чтобы сегодняшний призывник за год освоил воинскую специальность.

НАСКОЛЬКО АКТУАЛЬНА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РВСН.

А. Дурново
― А существует сейчас понятие воспитательной работы?

А. Федоренко
― Безусловно, воспитательная работа в армии, она как никогда актуальна. Процесс воспитания происходит непрерывно. А вот для молодых людей конечно весь быт и уклад воинский, он оказывает воспитательное воздействие. И с военнослужащими по призыву, по контракту, воспитательная работа проводится. 

Она проводится в большей степени направленной на привитие чувства любви к родине, патриотизма, воспитания тех моральных психологических качеств, которые военнослужащему нужно для выполнения поставленных задач. 

Проводится это и с помощью занятий, реформирований, вечеров вопросов и ответов, просмотров фильмов, которые утверждены. 100 лучших фильмов, 100 лучших книг… То есть, есть комплекс тех форм и методов, которые на сегодняшний день себя оправдали, они реализуются, и позволяют на сегодняшний день сделать из пацана настоящего мужчину.

О ФОРМАХ И МЕТОДАХ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

А. Федоренко
― На начальном этапе, когда военнослужащий из военкомата прибывает в часть, то в течение первой недели родители должны знать, где проходит службу их сын. Конечно, это первое – телефонный звонок, традиционная форма отправления писем, которую командиры направляют, где четко излагается место службы, особенности.

А. Дурново
― А вот это кстати простите, это почта, или это уже электронная почта?

А. Федоренко
― Нет, это почта, то есть… Но кроме того, что есть телефонные звонки и почта, есть еще.. Установлен перечень ТЕЛЕФОНОВ так называемого ДОВЕРИЯ, которые размещены в казарме. Мы взаимодействуем с родительской общественностью для того, чтобы всегда быть в курсе проблем. 

Есть у нас замечательная форма, которая себя оправдала. СЛЁТ СОЛДАТСКИХ МАТЕРЕЙ, который мы проводим 2 раза в год, и надо отдать должное, что вот родители откликаются на эту форму, приезжают, мы организуем такие встречи для того, чтобы показать условия быта, жизни, места несения службы. 

Перед родителями как правило выступают командиры, ПСИХОЛОГИ, рассказывают особенности. Родители в этот период устанавливают личные контакты, в том числе и с командирами. И если какая-то информация есть у родителей, которая их тревожит, они естественно делятся, и для того, чтобы на месте здесь решить проблемные вопросы.

ПРО ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СКАЙПУ, КАК ФОРМА  ПООЩРЕНИЯ.

А. Дурново
― Продолжается программа «Военный совет» на «Эхе Москвы», Анатолий Ермолин, Алексей Дурново, наш гость Александр Владимирович Федоренко, начальник отдела по работе с личным составом штаба РВСН, полковник. Александр Владимирович, еще раз здравствуйте. На чем мы остановились? Мы остановились на телефонных разговорах с родителями, да? Вот скажите, пожалуйста, а какие-то еще средства связи кроме телефонных разговоров есть? Ну, скайп, например.

А. Федоренко
― Такая форма существует, мы используем в том числе и скайп. В нескольких соединениях эта форма успешно себя зарекомендовала, и мы ее применяем. Оборудованы, как правило, в домах офицеров, или в солдатском клубе такие места, по 3-4 компьютера стоит, с возможностью общения устанавливается график, время, используется безусловно и прием как ПООЩРЕНИЕ, поскольку эта форма общения не просто по телефону, когда военнослужащий максимально близко общается со своими родственниками.

В эмоциональном плане получают заряд, естественно это оказывает в последующем положительное влияние на обстановку в воинском коллективе. Да, существует такая форма, она себя зарекомендовала, мы продолжаем ее осваивать.

О СОПРОВОЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ.

А. Федоренко
― Для общения с командирами, родители используют социальные сети, эта сегодня форма существует. Есть родительский совет, родительская общественность. Родители как правило имеют телефоны командиров, и в зависимости от ситуации общаются. Мы сопровождаем все проблемные вопросы, которые возникают, в том числе и в социальных сетях.

ГАУПТВАХТА СУЩЕСТВУЕТ ПРАКТИЧЕСКИ В КАЖДОМ СОЕДИНЕНИИ РВСН.

А. Федоренко
― Ну, что касается гауптвахты, хочу сказать, что гауптвахты существуют, называется войсковая гауптвахта. Практически в каждом соединении есть и используется, так как крайняя мера наказания за дисциплинарные проступки. Среди правонарушений – употребление спиртных напитков, либо грубое нарушение порядка несения внутренней службы. Но так или иначе, решение по применению дисциплинарного ареста применяется на основании проведенного расследования, и решением военного суда.

Должен сказать, что в большей степени воспитательное воздействие играет сама гауптвахта. Кому нужно, даже на экскурсию сводят, и этого достаточно для того, чтобы это сыграло воспитательное воздействие. Но раз гауптвахта есть, значит и есть те, кто там находится, безусловно.

О СПЕЦИФИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПОЛЕВЫХ ВЫХОДАХ

А. Ермолин
― А есть какая-то специфика в воспитательной работе во время полевых выходов? Или у вас это не часто случается?

А. Федоренко
― С учетом полевых выходов конечно специфика присутствует. Почему? Потому, что люди выполняют задачи на технике, и безусловно это накладывает свой отпечаток. Вот прежде всего на то что военнослужащий выполняет задачи с оружием, и безусловно это требует, чтобы с ними поработали и психологи, и должностные лица органов по работе с личным составом.

Это накладывает отпечаток и на повышенные требования безопасности для того, чтобы исключить любые отклонения. Это накладывает и отпечаток с точки зрения обустройства быта потому, что в полевых условиях нужно и накормить, и обогреть, и выполнить задачу. И для этого работают все должностные лица для того, чтобы выполнить эту задачу.

Особенности конечно есть и с точки зрения воспитательной работы, вот в этот период. Если это полевые условия, приезжают и ПСИХОЛОГИ, и военные СВЯЩЕННИКИ, работают с военнослужащими.

С ними проводится такая форма, как концерт художественной самодеятельности, приезжает туда группа, они выступают перед военнослужащими. Например, может быть и такое. Туда могут быть вывезены передвижные выставки музейных экспонатов для того, чтобы показать актуальность выполнения задач. Приглашают туда и ветеранов.

То есть, особенности есть конечно, но все это сделано для того, чтобы военнослужащие чувствовали этот БОЕВОЙ НАСТРОЙ, для того, чтобы военнослужащие могли выполнить задачи. При этом те, кто себя проявляет в течение суток, это сразу фиксируется, их поощряют, выделяют, и должен сказать, что это тоже работает.

Подробнейhttp://echo.msk.ru/programs/voensovet/1872534-echo/

Комментариев нет:

Отправить комментарий