Страницы

суббота, 29 октября 2016 г.

Людмила КРУТЕЛЕВА. Требования ФГОС ВПО по специальности «Психология служебной деятельности» к квалификации выпускника.

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР. 


КРУТЕЛЕВА Людмила Юрьевна. Доцент кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного Федерального университета (ЮФУ), кандидат психологических наук, доцент.

В статье рассматриваются особенности реформирования системы высшего образования РФ, дается характеристика компетентностному подходу в обучении, а также анализируются требования ФГОС ВПО по специальности «Психология служебной деятельности» к квалификации выпускника. 

На основе полученных выводов автор определяет современные тенденции в развитии профессиональных компетенций психологов силовых структур, а также дает характеристику особенностям потенциальных профессионально-специализированных компетенций в области специальной деятельности. 


Ключевые слова: психолог, специалист-практик, профессиональные компетенции, знания-умения-навыки, силовые структуры и ведомства, реформа образования, ценностно-смысловые установки, ценностные и смысложизненные ориентации. 

Сегодня подготовка психологов для различных силовых структур и ведомств представляет собой сложную многоаспектную задачу, что обусловлено, с одной стороны, реформой образования, наиболее глубоко затрагивающей именно высшее образование, а, с другой стороны, – потребностью данных силовых структур и ведомств в высококвалифицированных специалистах, ориентированных на решение конкретных практических задач. Рассмотрим указанные факторы более подробно. 

Как отмечают Вахитов Д.Р., Ковалькова Е.Ю., реформа образования касается каждого гражданина нашей страны, поскольку «затрагивает интересы не только непосредственных участников образовательного процесса, но и каждого гражданина страны, а также потенциальных и действующих работодателей и государство в целом» [4, C. 2]. 



Основным нормативным документом, регламентирующим образовательную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

Пунктом 5 Статьи 10 Главы 2 данного закона «в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 
1) среднее профессиональное образование; 
2) высшее образование – бакалавриат; 
3) высшее образование – специалитет, магистратура; 
4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации» [1, C. 38]. 

Таким образом, главной особенностью современной реформы высшего образования стал переход на трехуровневую основу (бакалавр – магистр – кандидат наук) профессионального образования. Особенностью подготовки психологов для системы силовых ведомств и структур является то, что обучение может осуществляется как специализированными военными, так и гражданскими вузами. 


Квалификация «психолог» может быть присвоена как выпускнику бакалавриата и магистратуры по направлениям «Психология», утвержденным федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), так и выпускникам, прошедшим обучение по специальностям «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», а также «Педагогика и психология девиантного поведения», утвержденным федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

При этом направление подготовки 030301 «Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»)» специально разработано для подготовки специалистов- психологов, нацеленных на «решение комплексных задач психологического обеспечения управления, служебной деятельности личного состава и подразделений в сфере правоохранительной деятельности, обороны, безопасности личности, общества и государства, образования, социальной помощи, организации работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям, и психологического образования» [2, C. 3]. 


Здесь важно подчеркнуть, что ФГОС ВО по направлению подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»)» на данный момент находится в стадии разработки.

В настоящее время одним из главных показателей качества образования является квалификация выпускников – «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности» [1, C. 3]. 

Компетентностный подход в обучении ориентирует и обучающегося, и потенциального работодателя на конечный результат, т.е. на те компетенции, воплощенные в профессиональных знаниях, умениях и навыках, которыми в итоге будет обладать выпускник.


Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных и профессионально- специализированных компетенций. 

Компетенция, как ключевое понятие, имеет диадную структуру и включает в себя, с одной стороны, центрацию на объектах будущей профессиональной деятельности и знаниях, необходимых для взаимодействия с ними, а, с другой стороны, отражает личностную способность и готовность к профессиональной деятельности, т.е. непосредственное владение выпускником конкретными умениями и навыками, необходимыми для удовлетворительного выполнения данного вида деятельности. 



Таким образом, овладение компетенциями подразумевает сочетание традиционного академического и практико-ориентированного обучения. Рассматривая особенности подготовки психологов для силовых структур и ведомств, необходимо отметить, что действующий в настоящий момент ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030301 «Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»)» на законодательном уровне: 

– характеризует особенности направления подготовки (сроки и трудоемкость освоения программы, квалификация выпускников) и профессиональной деятельности выпускников (области, объекты и виды профессиональной деятельности, а также возможные профессиональные задачи), 

– описывает требования к результатам освоения программы, 
– регламентирует структуру программы подготовки специалиста и требования к условиям ее реализации, 
– а также определяет формы и процедуры для оценки качества освоения выпускником основной образовательной программы. 


В зависимости от специфики служебной деятельности ФГОС выделяет четыре специализации [2, C. 13]: 

1) «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»; 2) «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности»; 3) «Пенитенциарная психология»; 4) «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях». 

Обучение студентов по данной специальности подразумевает формирование общекультурных, профессиональных и профессионально- специализированных компетенций, которыми должен обладать выпускник. 


При этом ФГОС четко определяет состав и характеристики первых двух видов компетенций. Что касается профессионально-специализированных компетенций, то в данном случае стандарт ориентируется на потребности конкретных силовых ведомств и структур и возможности образовательных учреждений: «компетенции в области специальной деятельности определяются вузом с учетом специфики служебной деятельности специалиста» [2, C. 13] и «ПСК, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом» [там же]. 

Таким образом, ФГОС ВПО подразумевает совместную работу образовательных и специализированных учреждений по подготовке квалифицированных специалистов. 

Исходя из данного положения, следует особо отметить, что главной особенностью деятельности психологов силовых структур является их ведомственная подчиненность, что выражается в особой регламентации их деятельности по- средством приказов и инструкций, а также в строго определенном наборе методических материалов, коррекционного и диагностического инструментария.


Кроме того, в зависимости от того, какую силовую структуру или ведомство представляет конкретный психолог – МЧС, Вооруженные Силы, МВД, прокуратура, служба исполнения наказаний, служба судебных приставов, таможенная служба и другие – спектр профессиональных задач, а также область, объекты и виды профессиональной деятельности будут достаточно сильно отличаться. 

Исходя из этого, можно заключить, что профессионально- специализированные компетенции в области специальной деятельности должны характеризоваться следующими особенностями: 

– позволять решать сложные, комплексные, нетривиальные задачи с учетом специфики профессиональной деятельности; 

– включать в себя способность и готовность к переносу знаний, умений и навыков в разные области профессиональной деятельности; 

– подразумевать способность выпускника к работе на разном уровне сложности и его готовность к погружению в задачу; 

– включать в себя высокий уровень развития личностных качеств выпускника таких, как эмпатия, толерантность к неопределенности, готовность к перегрузкам и стрессовым ситуациям, адаптивность, стремление к самообразованию и постоянному повышению квалификации и т.д. 

Кроме того, профессионально-специализированные компетенции в области специальной деятельности обязательно должны включать в себя формирование ценностно-смысловых установок обучающихся по отношению к себе, к объектам своей будущей профессиональной деятельности и к членам профессионального сообщества, т.е. формирование тех ценностных и смысложизненных ориентаций, которые определяют мировоззрение человека в целом и особенности его профессионального мышления – в частности, и позволяют осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире, а также образуют базовые, глубинные представления человека об особенностях его будущей профессии.

Рассматривая актуальные тенденции в развитии профессиональных компетенций психологов силовых структур, необходимо также обратить внимание на введение в действие профессиональных стандартов, которые «применяются работодателями с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда» [3, C. 6]. 

Таким образом, разработка профессиональных и профессионально-специализированных компетенций психологов силовых структур должна основываться, в том числе, на анализе профиля профессии и трудовых функций работников. 


Подводя итог анализу актуальных тенденций в развитии профессиональных компетенций психологов силовых структур, можно сделать следующие выводы: 

1. Спектр профессиональных задач психолога силовых структур значительно шире, чем у «обычного» гражданского психолога, что требует особого качества подготовки, включающего не только глубокие знания психологии, но и расширенную практическую подготовку, а также психологическую готовность к работе в особых условиях. 

2. Разработка и реализация ФГОС ВО по направлению подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»)» возможна только в сотрудничестве профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений и специалистов-практиков различных силовых структур и ведомств. 

3. Разработка профессиональных и профессионально-специализированных компетенций психологов силовых структур в рамках ФГОС ВО должна основываться на анализе профиля профессии и трудовых функций данных специалистов и детально учитывать область, объекты и виды их профессиональной деятельности, а также возможные профессиональные задачи в зависимости от ведомственной подчиненности.

4. Профессионально-специализированные компетенции в области специальной деятельности должны характеризоваться рядом специфических особенностей, а также включать в себя формирование ценностно-смысловых установок личности по отношению к себе, своей будущей профессиональной деятельности и профессиональному сообществу в целом. 

5. Овладение профессиональными и профессионально- специализированными компетенциями подразумевает сочетание традиционного академического и практико-ориентированного обучения, что возможно только при условии активного взаимодействия образовательных учреждений и различных силовых ведомств и служб: 

привлечение к образовательному процессу действующих высококвалифицированных специалистов-практиков; 

увеличение часов практических занятий и «погружение» студентов в естественную профессиональную среду;

независимая профессиональная оценка качества подготовки выпускников и уровня сформированности у них профессиональных компетенций. 

6. Процессный подход к организации обучения и формированию профессиональных компетенций, включающий оценку, анализ и улучшение, основанные на сопоставлении требований ФГОС и профессиональной деятельности и реальных профессиональных компетенций, которыми обладает выпускник конкретной специализации. 


Список литературы 

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL:http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения 29.08.2016). 

2. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»). URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm67-1.pdf (дата обращения 29.08.2016). 

3. Министерство труда и социальной защиты РФ. Применение профессиональных стандартов (Апрель, 2016 г.). URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/upload/medialibrary/839/Презентация__25 04 16.pdf (дата обращения 29.08.2016). 

4. Вахитов Д.Р., Ковалькова Е.Ю. Реформирование высшего образования в Российской Федерации: проблемы, тенденции развития. URL: http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/Documents/-5.pdf (дата обращения 29.08.2016). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий