Страницы

вторник, 27 сентября 2016 г.

ИННА - психолог авиабазы Хмеймим в бронежелете и с автоматом.

ВОЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ В УСЛОВИЯХ БОЕВОЙ РАБОТЫ

На авиабазе Хмеймим (Сирийская Арабская Республика) налажено активное психологическое сопровождение выполнения специальных задач личным составом авиагруппы.


Направляясь попутным рейсом в одно из подразделений российской авиабазы, находящееся на некотором отдалении от аэродрома Хмеймим, на борту воздушного трудяги Ми-8, корреспондент «Красной звезды» встретил облачённого в бронежилет, с автоматом и рабочей папкой в руках офицера, которого ранее видел в пункте психологической работы. 

Выяснилось, что психолог, назовём его Роман, летел с целью провести в отдалённом подразделении психологическое тестирование. В полёте, под гул турбин, и позже, уже на земле, удалось поближе познакомиться с ним и узнать о некоторых особенностях психологической работы на авиабазе.

– Психологическая работа, если она организована и проводится не формально и людьми, любящими своё дело и разбирающимися в его тонкостях, конечно, даёт ощутимый положительный эффект, – поделился со мной наблюдениями представитель командования авиационного полка.

– Именно так и происходит в нашей воинской части. Роман – тот человек, к которому можно обратиться в любой момент и получить дельный совет или обстоятельную консультацию, – заверил собеседник. – В условиях, в которых мы находимся и каждый день выполняем боевые задачи, это очень важно.

Желая узнать, как на авиабазе в условиях напряжённой, практически круглосуточной лётной работы организовано психологическое сопровождение служебно-боевой деятельности личного состава, я встретился и с другими специалистами в области практической военной психологии. Оказалось, что в Хмеймиме имеется довольно мощный психологический пул.

На следующий день рано утром удалось застать трёх психологов вместе, что бывает нечасто. Как выяснилось, преимущественно место их работы там, где военнослужащие проводят большую часть времени, – на аэродроме, в местах несения дежурств, на постах, в расчётах и экипажах.

– Особенность нашей работы в Хмеймиме в том, что практически никогда не получается собрать большинство военнослужащих, прежде всего лётного и инженерно-технического состава, в одном месте для проведения каких-либо коллективных мероприятий – тестирований, опросов, групповых тренингов. Приходится практиковать «выезды на дом», – образно выразился Роман. 

– Кстати, это даёт определённые преимущества. В привычной для них обстановке люди раскрываются охотнее, быстрее, и работать с ними гораздо легче, – убеждён психолог.

– Личное общение, – подтвердила слова коллеги Инна, – очень важно. По результатам тестирований можно сделать лишь общие выводы. 

Только установив личный контакт с человеком и понаблюдав за тем, как он общается с окружающими, как реагирует на внешние раздражители, какие невербальные сигналы подаёт, можно составить его достоверный психологический портрет. 

Появляется возможность получить более объективное представление о психоэмоциональном состоянии человека, – поделилась психолог одним из секретов профессии.

К слову, уже само общение с этой миловидной девушкой, к тому же участницей конкурса «Мисс «Красная звезда», в ряде случаев может нормализовать психологическое состояние её собеседников.

– Психолог должен находиться ближе к личному составу, – убеждена Инна. – Нашу работу можно сравнить с неотложной доврачебной помощью. Зачастую важны первые минуты, когда человек попадает в стрессовую ситуацию, и именно в это время контакт со специалистом получается наиболее эффективным. Поделилась Инна и наболевшим.

– Люди к нам обращаются. Но в некоторых звеньях психолог неверно ассоциируется с врачом-психиат­ром, и отдельные военнослужащие считают, что общение с ним может иметь какие-то негативные последствия. А это приведёт, скажем, к прекращению командировки, чего все опасаются – столь сильна мотивация на службу в Хмеймиме. Между тем эмоциональное напряжение, стрессы бывают у каждого человека без исключения. Самому выйти из этих состояний затруднительно. Только специалист-психолог поможет разобраться в ситуации и подскажет, как с ней справиться. Такие примеры у нас имеются.

– А что вы делаете, чтобы побороть эту неоправданную боязнь или стеснение? – задаю вопрос собеседникам.

– Во взаимодействии с командованием проводим разъяснительную работу. Выступаем, готовим памятки, рассказываем о нашей деятельности в ходе обязательных мероприятий – тестирований, занятий по психологической подготовке, обследований личного состава караулов и т.п. Эта работа со временем даёт результат, – заверила Инна.

– Бывает, что некоторые командиры недооценивают возможности психологической работы, – включился в разговор ещё один психолог. – Но это, как правило, только до первого негативного случая. После того как мы разъясняем, что послужило причиной произошедшего и как можно было его избежать, многие должностные лица начинают относиться к нам по-иному.

В подтверждение собеседник привёл ряд примеров из своей практики на авиабазе Хмеймим. В ходе очередного социально-психологического изучения личного состава было выявлено несколько военно­служащих, имеющих признаки нервно-психической неустойчивости. 

После того как психологи провели углублённое обследование этих лиц и организовали психологическое сопровождение, их состояние пришло в норму. Сегодня эти военнослужащие наравне с товарищами в полном объёме и качественно выполняют свои обязанности.

Одно из важных направлений деятельности психологов авиабазы – психологическая подготовка военнослужащих, включающая различные тренинги, практические занятия по обучению методам саморегуляции и взаимопомощи, групповые и индивидуальные занятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, и другие формы работы. Кроме того, значительное внимание уделяется психологическому просвещению военнослужащих.

Необходимо отметить, что на авиационной базе последовательно проводится в жизнь комплекс мер, направленных на поддержание на заданном уровне психоэмоционального состояния военнослужащих. Ежедневно каждый солдат, прапорщик или офицер имеет возможность немного отдохнуть в кинозале или библиотеке. Еженедельно проводятся культурно-досуговые мероприятия с участием лучших творческих коллективов и звёзд. Создана даже своя художественная галерея!

К услугам любого желающего два пункта психологической работы. Причём один из них работает круглосуточно, чем активно пользуются авиационные специалисты, ожидающие в ночное время свои самолёты с боевых заданий.

– В Хмеймиме работы для представителей органов воспитательной работы, в том числе психологов, достаточно много. Но их это нисколько не беспокоит. Скорее наоборот: чем чаще обращаются люди, тем заметней результат деятельности, – убеждён представитель Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил Александр НЕЛЕПИН, побывавший на авиабазе и получивший возможность предметно оценить работу психологов…

В тот день, когда корреспондент летал на Ми-8 вместе с психологом, на обратном пути экипажу поступила команда взять на борт тяжелораненого военнослужащего сирийской армии. В оставшееся до прибытия на наш аэродром время Роман, не зная арабского языка, как мог психологически поддерживал бойца, показывая тому свои часы и пальцами давая понять, сколько минут осталось до посадки. Полёт прошёл успешно, и в месте посадки раненого уже ждала медицинская бригада.

– Находясь здесь, на многие вещи начинаешь смотреть по-иному, – сказал позже Роман. – Происходит переоценка ценностей, всё мелочное и суетное уходит на второй план. Испытав это, начинаешь лучше понимать, как именно нужно общаться с людьми и на что делать акценты в работе.

Олег ГРОЗНЫЙ
Хмеймим, Сирия

Военные психологи в условиях боевой работы

Комментариев нет:

Отправить комментарий