Психолог артиллерийского соединения Людмила ТАЩЕВА делится профессиональными секретами на страницах газеты Западного военного округ "На страже Родины".
В КАРАУЛ ПО ЗАЧЁТУ.
Несение караульной службы есть выполнение боевой задачи, строго регламентируемой Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб.
- Хотите посмотреть, как проходит тестирование на допуск в караул? - психолог артиллерийского соединения Людмила ТАЩЕВА всегда охотно делится своими профессиональными секретами. Подобная работа с каждым подразделением проводится ежемесячно.
Приятно было видеть, что к появлению психолога в подразделениях готовятся заранее. К назначенному времени в расположении ракетного дивизиона находились все участники предстоящего тестирования. Пачка анкет – обычные листы с клеточками для вариантов ответов «да» или «нет», нужный надо отметить, – разошлась быстро.
Анкетирование проводится по разным параметрам: на степень нервно-психической устойчивости, а также возможной агрессивности, неуверенности, страха, - поясняет Людмила Викторовна.
- С помощью анкетирования можно выявить как вероятные изменения микроклимата в коллективе, так и внезапно возникшее тревожное состояние у отдельно взятого солдата. Анкеты именные, поэтому продолжить работу по выявленной проблеме будет несложно.
________________________________________________________________________________
Командир роты (батареи) или батальона (дивизиона), от которого назначается караул, ОБЯЗАН: - уточнить накануне заступления в наряд подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам и подписать постовую ведомость караула;
- провести занятия на втором и третьем этапах подготовки караула и добиться твёрдого знания и уверенного исполнения личным составом своих обязанностей, порядка применения оружия и требований безопасности при обращении с ним;
- направить караул под руководством начальника караула с постовой ведомостью в день заступления, в часы, определённые распорядком дня (регламентом служебного времени), в медицинский пункт для проведения медицинского осмотра. (Из статьи 154 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации)
_________________________________________________________________________________
Согласно Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации к несению караульной службы не допускаются военнослужащие, имеющие 3-ю и 4-ю группы нервно-психической устойчивости.
_________________________________________________________________________________
(Прим. - ВАЖНО! Дословная трактовка этого требования п.150 Устава Гарнизонной и Караульной службы ВС РФ в редакции Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161
150. Командиры воинских частей (подразделений), начальники территориальных органов и подразделений военной полиции, от которых назначаются караулы, отвечают за подбор личного состава караулов и подготовку его к несению службы, за исправное состояние оружия, боеприпасов и специальных средств, за своевременное прибытие караулов на занятия и развод.
В КАРАУЛ ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЗНАЧАТЬ военнослужащих: не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство); не усвоивших соответствующей программы подготовки прибывшего пополнения; совершивших деяния, содержащие признаки преступлений, по которым ведется расследование, склонных к употреблению алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, токсических веществ; имеющих третью и четвертую группу нервно-психической устойчивости; больных и других военнослужащих, которые в данное время по своему морально-психологическому состоянию не могут нести караульную службу; ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; переживающих утраты или другие тяжелые события в семье, имеющих отклонения в поведении (подавленность, тревога, страх и другое); отличающихся повышенной конфликтностью, выражающих нездоровые настроения.)
_________________________________________________________________________________
Поэтому работа бригадных психологов по выявлению отклонений от нормы у военнослужащих начинается ещё на этапе прихода пополнения. Кстати, в этот призыв в бригаду с 4-й категорией пришли всего 6 человек. С ними психологи обязательно позанимаются отдельно, а также отправят на дообследование в госпиталь: вдруг где-то проскочила ошибка?
Или кто-то из военнослужащих был невнимателен при написании теста? Если всё- таки первоначальные результаты подтвердятся, отметка «годен с ограничениями» исключит доступ военнослужащего к стрелковому оружию. И к несению караульной службы тоже.
Работа с тестами проходит не быстро – вопросов много, некоторые из них повторяются, хотя и с незначительными изменениями формулировок. Как пояснила Людмила Викторовна, делается это для того, чтобы исключить вероятную ошибку во время тестирования. Быстрый ритм чтения вопросов, взятый психологом, не даёт времени на излишнее обдумывание, но позволяет уловить смысл и ответить по существу.
Минут через двадцать она даёт военнослужащим короткую передышку, затем работа продолжается. Начальник штаба реактивного дивизиона капитан Александр ПОПОВ, присутствовавший на тестировании, уверенно заявляет:
- Не годных для заступления в караул у нас нет.
Но проверка подобного рода никогда лишней не бывает.
Наконец письменная работа закончена, настал черёд упражнений на сплочение.
- Упражнения необходимы для того, чтобы увидеть, как военнослужащие взаимодействуют друг с другом, и немного разрядиться после анкетирования. Заодно они покажут, нет ли среди солдат тех, кто отдалился от коллектива, - поясняет Людмила Викторовна.
Психолог просит подразделение выстроиться в шеренгу и представить, что каждому надо перейти бурный поток через узкий мост. Единственная опора - товарищи по подразделению. К чести военнослужащих, никто в «поток» не упал.
Второе упражнение – на коллективное ориентирование в пространстве – казалось довольно трудным. Встать в круг, не соприкасаясь друг с другом, закрыть глаза, а затем, не подглядывая, перестроиться в квадрат. Однако это упражнение было выполнено даже быстрее первого.
- Каждый раз смотрю на работу психолога и удивляюсь простоте упражнений и глубине заложенных в них идей, - поделился впечатлениями капитан Попов.
Первоначальное предположение начальника штаба подразделения о готовности военнослужащих к караульной службе подтверждает и психолог. Людмила ТАЩЕВА, проанализировав анкеты, не находит серьёзных отклонений от нормы. В канун заступления подразделения в караул она проведёт ещё индивидуальное тестирование каждого солдата с помощью компьютерной программы и групповое, на сплочение. И обязательно найдёт повод для короткого собеседования с каждым.
Кропотливая работа психолога оправдывает себя. В соединении в караул заступают только лучшие и проверенные. Ведь несение караульной службы – задача не только ответственная, но и боевая.
Евгения ДАНИЛОВА
НА СНИМКЕ: идёт тестирование. Фото автора.
http://www.redstar.ru/images/files/regions2016/2406/240616-na-s-r.pdf
В КАРАУЛ ПО ЗАЧЁТУ.
Несение караульной службы есть выполнение боевой задачи, строго регламентируемой Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб.
- Хотите посмотреть, как проходит тестирование на допуск в караул? - психолог артиллерийского соединения Людмила ТАЩЕВА всегда охотно делится своими профессиональными секретами. Подобная работа с каждым подразделением проводится ежемесячно.
Приятно было видеть, что к появлению психолога в подразделениях готовятся заранее. К назначенному времени в расположении ракетного дивизиона находились все участники предстоящего тестирования. Пачка анкет – обычные листы с клеточками для вариантов ответов «да» или «нет», нужный надо отметить, – разошлась быстро.
Анкетирование проводится по разным параметрам: на степень нервно-психической устойчивости, а также возможной агрессивности, неуверенности, страха, - поясняет Людмила Викторовна.
- С помощью анкетирования можно выявить как вероятные изменения микроклимата в коллективе, так и внезапно возникшее тревожное состояние у отдельно взятого солдата. Анкеты именные, поэтому продолжить работу по выявленной проблеме будет несложно.
________________________________________________________________________________
Командир роты (батареи) или батальона (дивизиона), от которого назначается караул, ОБЯЗАН: - уточнить накануне заступления в наряд подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам и подписать постовую ведомость караула;
- провести занятия на втором и третьем этапах подготовки караула и добиться твёрдого знания и уверенного исполнения личным составом своих обязанностей, порядка применения оружия и требований безопасности при обращении с ним;
- направить караул под руководством начальника караула с постовой ведомостью в день заступления, в часы, определённые распорядком дня (регламентом служебного времени), в медицинский пункт для проведения медицинского осмотра. (Из статьи 154 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации)
_________________________________________________________________________________
Согласно Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации к несению караульной службы не допускаются военнослужащие, имеющие 3-ю и 4-ю группы нервно-психической устойчивости.
_________________________________________________________________________________
(Прим. - ВАЖНО! Дословная трактовка этого требования п.150 Устава Гарнизонной и Караульной службы ВС РФ в редакции Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161
150. Командиры воинских частей (подразделений), начальники территориальных органов и подразделений военной полиции, от которых назначаются караулы, отвечают за подбор личного состава караулов и подготовку его к несению службы, за исправное состояние оружия, боеприпасов и специальных средств, за своевременное прибытие караулов на занятия и развод.
В КАРАУЛ ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАЗНАЧАТЬ военнослужащих: не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство); не усвоивших соответствующей программы подготовки прибывшего пополнения; совершивших деяния, содержащие признаки преступлений, по которым ведется расследование, склонных к употреблению алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, токсических веществ; имеющих третью и четвертую группу нервно-психической устойчивости; больных и других военнослужащих, которые в данное время по своему морально-психологическому состоянию не могут нести караульную службу; ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; переживающих утраты или другие тяжелые события в семье, имеющих отклонения в поведении (подавленность, тревога, страх и другое); отличающихся повышенной конфликтностью, выражающих нездоровые настроения.)
_________________________________________________________________________________
Поэтому работа бригадных психологов по выявлению отклонений от нормы у военнослужащих начинается ещё на этапе прихода пополнения. Кстати, в этот призыв в бригаду с 4-й категорией пришли всего 6 человек. С ними психологи обязательно позанимаются отдельно, а также отправят на дообследование в госпиталь: вдруг где-то проскочила ошибка?
Или кто-то из военнослужащих был невнимателен при написании теста? Если всё- таки первоначальные результаты подтвердятся, отметка «годен с ограничениями» исключит доступ военнослужащего к стрелковому оружию. И к несению караульной службы тоже.
Работа с тестами проходит не быстро – вопросов много, некоторые из них повторяются, хотя и с незначительными изменениями формулировок. Как пояснила Людмила Викторовна, делается это для того, чтобы исключить вероятную ошибку во время тестирования. Быстрый ритм чтения вопросов, взятый психологом, не даёт времени на излишнее обдумывание, но позволяет уловить смысл и ответить по существу.
Минут через двадцать она даёт военнослужащим короткую передышку, затем работа продолжается. Начальник штаба реактивного дивизиона капитан Александр ПОПОВ, присутствовавший на тестировании, уверенно заявляет:
- Не годных для заступления в караул у нас нет.
Но проверка подобного рода никогда лишней не бывает.
Наконец письменная работа закончена, настал черёд упражнений на сплочение.
- Упражнения необходимы для того, чтобы увидеть, как военнослужащие взаимодействуют друг с другом, и немного разрядиться после анкетирования. Заодно они покажут, нет ли среди солдат тех, кто отдалился от коллектива, - поясняет Людмила Викторовна.
Психолог просит подразделение выстроиться в шеренгу и представить, что каждому надо перейти бурный поток через узкий мост. Единственная опора - товарищи по подразделению. К чести военнослужащих, никто в «поток» не упал.
Второе упражнение – на коллективное ориентирование в пространстве – казалось довольно трудным. Встать в круг, не соприкасаясь друг с другом, закрыть глаза, а затем, не подглядывая, перестроиться в квадрат. Однако это упражнение было выполнено даже быстрее первого.
- Каждый раз смотрю на работу психолога и удивляюсь простоте упражнений и глубине заложенных в них идей, - поделился впечатлениями капитан Попов.
Первоначальное предположение начальника штаба подразделения о готовности военнослужащих к караульной службе подтверждает и психолог. Людмила ТАЩЕВА, проанализировав анкеты, не находит серьёзных отклонений от нормы. В канун заступления подразделения в караул она проведёт ещё индивидуальное тестирование каждого солдата с помощью компьютерной программы и групповое, на сплочение. И обязательно найдёт повод для короткого собеседования с каждым.
Кропотливая работа психолога оправдывает себя. В соединении в караул заступают только лучшие и проверенные. Ведь несение караульной службы – задача не только ответственная, но и боевая.
Евгения ДАНИЛОВА
НА СНИМКЕ: идёт тестирование. Фото автора.
http://www.redstar.ru/images/files/regions2016/2406/240616-na-s-r.pdf
НАРИСУЕМ КАРАУЛ?
Как коллективное упражнение помогает сплотить коллектив.
К заступлению в караул готовился разведывательный дивизион, старшим назначен старший лейтенант Андрей Коротоножкин. Улыбающиеся лица, взрывы смеха – в такой обстановке проходил завершающий этап психологического тестирования подразделения.
– Каждое подразделение перед караулом проходит сначала индивидуальное тестирование, – поясняет офицер. – Его уже прошли все, и каждый военнослужащий допущен к несению караула. Сейчас анализируем уровень сплочения.
Психолог бригады Людмила ТАЩЕВА заготовила для этого упражнения листы бумаги и большую пачку ярких фломастеров. Требовалось отразить тему несения своих обязанностей в карауле. Каждый брал понравившийся по цвету фломастер и изображал предметы и собственные функции при выполнении боевой задачи.
Лист покрывался схематическими, но довольно точными изображениями вышек, легко узнавались ворота, комната отдыха… А затем уже по имеющемуся рисунку по очереди военнослужащие давали пояснения, как они видят свои действия.
Рядовые Михаил Бугуев и Айаз Чулунов нарисовали вышки и на них – себя. Первый выбрал зелёный цвет, второй – тёмно-розовый. Почему? Михаил считает, что зелёный цвет – цвет защиты объекта. А Айаз взял яркий фломастер, по- тому что любит ходить в караул. Сергей Пантелейкин нарисовал столовую – «все, кроме меня, про неё забыли»…
Кстати, такое задание военнослужащим досталось впервые. В арсенале психолога подобных неожиданностей много. Цель Людмилы ТАЩЕВОЙ – выявить какие-то проблемы, индивидуальные или внутриколлективные, если они есть.
Не стоит думать, что современный подход к серьёзному делу легковесен. Взять, к примеру, проективную социометрическую методику под названием «Джунгли»: на первый взгляд название соответствует игре. И правда, игра, когда военнослужащему предлагают примерить образ любого зверя, а заодно надеть маски на сослуживцев. Кого он видит рядом, дружелюбные лица или нет? Выводы о климате в подразделении сделать будет несложно.
Первоначальное тестирование на компьютере проходит каждый военнослужащий, заступающий в караул. Кстати, шаблонную программу можно и «обмануть», особенно если выполняется знакомое задание.
Опытный психолог на любом этапе тестирования внимательно следит за выражением лица и даже жестикуляцией каждого проходящего испытание, чтобы верно определить и степень психологической устойчивости, и совместимости в коллективе. Таким образом, вывод делает совсем не компьютер…
– Настроение у всех заступающих в караул приподнятое, хорошее – об этом говорят яркие цвета. И обязанности свои знают, – делает вывод Людмила ТАЩЕВА. – Все солдаты и младшие командиры к несению караульной службы готовы…
Евгения ДАНИЛОВА
На снимке: идёт подготовка караула. Фото автора.
http://www.redstar.ru/images/files/regions2016/1103/110316-na-s-r.pdf
ПРОЕКТИВНАЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДЖУНГЛИ».
Анонимная проективная социометрическая методика «Джунгли», разработанная психологами войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ применяется для изучения характера взаимоотношений между военнослужащими в воинских коллективах караулов.[1] Обеспечивает определение направленности лидеров и возможные причины наличия в коллективе отверженных военнослужащих («изгоев»).
Несмотря на свою информированность и видимую простоту применения, эта техника обладает всеми недостатками проективных методик, что приводит к применению только в комплексе с другими методами.
Методика основана на дополнении открытой социометрии анонимной проективной социометрической техникой, которая представлена в форме игры в ассоциации.
Военнослужащим предлагается представить, что их подразделение, выполняя учебную задачу по тактической подготовке, попало в лес, который оказался сказочным. Все товарищи по службе (включая офицеров) превратились в животных по особенностям своего характера, согласно предложенного списка:
большой и добрый сильный медведь;
жестокий агрессивный волк;
медленная тормозная черепаха;
нескромный болтливый попугай;
застенчивая серая мышь;
злобная крыса;
хитрая лиса;
робкий пугливый заяц;
жалящая из-под тишка (тихонько, тайком) змея;
мудрая сова;
благородный олень.
Военнослужащие, получившие наибольшее количество выборов по категории «волк» интерпретируются как возможные отрицательные лидеры, сочетание «волк» и «крыса» указывают на то, что военнослужащий является либо инициатором, либо прямым источником неуставных взаимоотношений.
«Олень» и «медведь» чаще всего являются лидерами положительной направленности, защитниками для объектов неуставных взаимоотношений.
«Сова» в подразделении чаще всего является экспертом в группе, к мнению которого прислушиваются большинство военнослужащих коллектива, обычно является «правой рукой» лидера.
«Заяц» и «черепаха» – объекты неуставных взаимоотношений. В категорию «лиса» попадают военнослужащие, стремящиеся найти наиболее легкие пути в службе, склонные к обману командиров и товарищей.
«Змея» –это «серый кардинал», осторожный и аморальный, который на глазах у командования - добросовестный и дисциплинированный солдат, а в отсутствие офицеров устанавливает свои негативные порядки в подразделении.
«Попугай» –демонстративный вид, который является либо эмоциональным положительным лидером, либо идеологическим помощником отрицательного лидера, осуществляя моральное давление на солдат поздних периодов службы.
«Застенчивая мышь» –тот, кого жалеют все, редко такой солдат является объектом неуставных взаимоотношений, чаще всего он становится своего рода «сыном полка» в коллективе.
Источник: [1] Психологическая работа в войсках радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ. – М., 2002., С. 59-60.
ВИДЕО. Маша и Медведь (Masha and The Bear) - С волками жить (5 Серия)
Как коллективное упражнение помогает сплотить коллектив.
К заступлению в караул готовился разведывательный дивизион, старшим назначен старший лейтенант Андрей Коротоножкин. Улыбающиеся лица, взрывы смеха – в такой обстановке проходил завершающий этап психологического тестирования подразделения.
– Каждое подразделение перед караулом проходит сначала индивидуальное тестирование, – поясняет офицер. – Его уже прошли все, и каждый военнослужащий допущен к несению караула. Сейчас анализируем уровень сплочения.
Психолог бригады Людмила ТАЩЕВА заготовила для этого упражнения листы бумаги и большую пачку ярких фломастеров. Требовалось отразить тему несения своих обязанностей в карауле. Каждый брал понравившийся по цвету фломастер и изображал предметы и собственные функции при выполнении боевой задачи.
Лист покрывался схематическими, но довольно точными изображениями вышек, легко узнавались ворота, комната отдыха… А затем уже по имеющемуся рисунку по очереди военнослужащие давали пояснения, как они видят свои действия.
Рядовые Михаил Бугуев и Айаз Чулунов нарисовали вышки и на них – себя. Первый выбрал зелёный цвет, второй – тёмно-розовый. Почему? Михаил считает, что зелёный цвет – цвет защиты объекта. А Айаз взял яркий фломастер, по- тому что любит ходить в караул. Сергей Пантелейкин нарисовал столовую – «все, кроме меня, про неё забыли»…
Кстати, такое задание военнослужащим досталось впервые. В арсенале психолога подобных неожиданностей много. Цель Людмилы ТАЩЕВОЙ – выявить какие-то проблемы, индивидуальные или внутриколлективные, если они есть.
Не стоит думать, что современный подход к серьёзному делу легковесен. Взять, к примеру, проективную социометрическую методику под названием «Джунгли»: на первый взгляд название соответствует игре. И правда, игра, когда военнослужащему предлагают примерить образ любого зверя, а заодно надеть маски на сослуживцев. Кого он видит рядом, дружелюбные лица или нет? Выводы о климате в подразделении сделать будет несложно.
Первоначальное тестирование на компьютере проходит каждый военнослужащий, заступающий в караул. Кстати, шаблонную программу можно и «обмануть», особенно если выполняется знакомое задание.
Опытный психолог на любом этапе тестирования внимательно следит за выражением лица и даже жестикуляцией каждого проходящего испытание, чтобы верно определить и степень психологической устойчивости, и совместимости в коллективе. Таким образом, вывод делает совсем не компьютер…
– Настроение у всех заступающих в караул приподнятое, хорошее – об этом говорят яркие цвета. И обязанности свои знают, – делает вывод Людмила ТАЩЕВА. – Все солдаты и младшие командиры к несению караульной службы готовы…
Евгения ДАНИЛОВА
На снимке: идёт подготовка караула. Фото автора.
http://www.redstar.ru/images/files/regions2016/1103/110316-na-s-r.pdf
ПРОЕКТИВНАЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДЖУНГЛИ».
Анонимная проективная социометрическая методика «Джунгли», разработанная психологами войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ применяется для изучения характера взаимоотношений между военнослужащими в воинских коллективах караулов.[1] Обеспечивает определение направленности лидеров и возможные причины наличия в коллективе отверженных военнослужащих («изгоев»).
Несмотря на свою информированность и видимую простоту применения, эта техника обладает всеми недостатками проективных методик, что приводит к применению только в комплексе с другими методами.
Методика основана на дополнении открытой социометрии анонимной проективной социометрической техникой, которая представлена в форме игры в ассоциации.
Военнослужащим предлагается представить, что их подразделение, выполняя учебную задачу по тактической подготовке, попало в лес, который оказался сказочным. Все товарищи по службе (включая офицеров) превратились в животных по особенностям своего характера, согласно предложенного списка:
большой и добрый сильный медведь;
жестокий агрессивный волк;
медленная тормозная черепаха;
нескромный болтливый попугай;
застенчивая серая мышь;
злобная крыса;
хитрая лиса;
робкий пугливый заяц;
жалящая из-под тишка (тихонько, тайком) змея;
мудрая сова;
благородный олень.
Военнослужащие, получившие наибольшее количество выборов по категории «волк» интерпретируются как возможные отрицательные лидеры, сочетание «волк» и «крыса» указывают на то, что военнослужащий является либо инициатором, либо прямым источником неуставных взаимоотношений.
«Олень» и «медведь» чаще всего являются лидерами положительной направленности, защитниками для объектов неуставных взаимоотношений.
«Сова» в подразделении чаще всего является экспертом в группе, к мнению которого прислушиваются большинство военнослужащих коллектива, обычно является «правой рукой» лидера.
«Заяц» и «черепаха» – объекты неуставных взаимоотношений. В категорию «лиса» попадают военнослужащие, стремящиеся найти наиболее легкие пути в службе, склонные к обману командиров и товарищей.
«Змея» –это «серый кардинал», осторожный и аморальный, который на глазах у командования - добросовестный и дисциплинированный солдат, а в отсутствие офицеров устанавливает свои негативные порядки в подразделении.
«Попугай» –демонстративный вид, который является либо эмоциональным положительным лидером, либо идеологическим помощником отрицательного лидера, осуществляя моральное давление на солдат поздних периодов службы.
«Застенчивая мышь» –тот, кого жалеют все, редко такой солдат является объектом неуставных взаимоотношений, чаще всего он становится своего рода «сыном полка» в коллективе.
Источник: [1] Психологическая работа в войсках радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ. – М., 2002., С. 59-60.
ВИДЕО. Маша и Медведь (Masha and The Bear) - С волками жить (5 Серия)
Комментариев нет:
Отправить комментарий