Страницы

суббота, 11 июня 2016 г.

Балтийский маяк два века исправно несёт свою морскую вахту

В России отметили День маячной службы. Есть хороший повод опять вернутся на место проведения VII Всеармейского конкурса специалистов психологической службы ВС РФ - в Военно-морскую базу Балтийск. Предлагаю вам преодолеть 126 ступенек вверх по крутой винтовой лестнице и послушать историю Балтийского маяка, а так же о людях, которые его обслуживают. 


Официальной датой создания Маячной службы считается 8 июня (27 мая по старому стилю) 1807 года, когда император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». Уже более двухсот лет днём и ночью, в любую погоду «дедушка» маячной службы исправно несёт свою морскую вахту, указывая путь кораблям и судам в гавани Балтийска.

Величавый исполин 33-метрового роста, увенчанный стеклянной башней, излучающей мощный поток света, видимый на расстоянии 16 миль, по-прежнему, как и два столетия назад, радует глаз своей бело-красной мантией. И по-прежнему ухожен, без малейших следов времени и в технически исправном состоянии.

Монолитные стены маяка, сложенные из гранитных плит, как говорится, на века, способные пережить любые причуды погоды, — удивительный стойкий строительный материал для нашего нестабильного времени.

По разным источникам, впервые маяк «включили» в январе 1813 года, чтобы поскорее выпроводить из Пиллау остатки наполеоновских войск, потерпевших разгром в России и откатившихся в Восточную Пруссию.

Конечно, покидать свой последний опорный пункт в этом регионе французы не желали, но под натиском русского осадного корпуса под командованием генерала Сиверса и под напором коменданта Пилауской крепости подполковника фон Трескова, настоявшего на том, чтобы французский гарнизон немедленно очистил цитадель и город Пиллау, 8 февраля 1813 года начался вывод наполеоновских войск. Французский гарнизон оставил крепость и по льду залива переправился на противоположный берег, на Бальгу.


На фото. Пиллау, 1936 год.

Зато появление русских жители Пиллау встречали восторженными возгласами: «Да здравствует император Александр — наш освободитель!» Стоявшие вдоль дороги прусские войска отдавали нашим воинам честь. Все дома в городе были украшены гирляндами из зеленой хвои, а на маяке местные музыканты били в барабаны и литавры. А вечером 9 февраля горожане устроили пышный бал, на котором присутствовали русские генералы и офицеры. На другой день русские войска покинули Пиллау...

Автором Балтийского маяка, по неподтверждённой документально версии, является выдающийся новатор европейской архитектуры XIX века Карл Фридрих Шинкель, по другой — им называют инженера-гидротехника Шульца, о жизни и судьбе которого известно довольно мало.


На фото. Панорама Пиллау, 1940 г. 

Строителем маяка был Иоганн Фридрих Петерсон, родом из Зефельде, в Гольштинии. В августе 1803 года Петерсон был назначен инспектором пиллауских гаваней. Он приступил к строительству маяка и завершил его в 1816 году. Под началом Петерсона укрепили береговую черту и начали сооружение каменной гряды на косе Фрише-Нерунг.

126 ступенек вверх по винтовой лестнице в сопровождении начальника маяка Валерия Яковлевича БЕЗУГЛОВА, с привычной лёгкостью поднимающегося на высоту 12-этажного дома — и мы у цели.


Фонарное сооружение — это «сердце» маяка, в центре которого установлены мощные лампы, заключённые в сверкающие стеклянные кольца, — старинный оптический аппарат, многократно усиливающий световой поток, отражённый во множестве вогнутых линз хрустальной чистоты, — изготовлен немецкой фирмой «Райт-Майер» в 1902 году.

Знаменитая линза Френеля и сейчас в идеальном состоянии, если не считать отдельных мелких сколов. Это наследие войны — следы пуль. 

Френель создавал маячные оптические аппараты из отдельных сегментов, отшлифованных вручную, и прибор получался весьма дорогостоящим даже по тем временам, что говорит о финансовом благополучии жителей Пиллау.

Штормовые стёкла фонарного сооружения изогнутой формы, необычной толщины и прочности, предназначены для защиты «сердца» маяка от дождя, влаги и ветра. 

В 1945-м во время штурма Пиллау они пострадали больше всего, а через год по спецзаказу были отлиты в г.Изюм Харьковской области и доставлены в Балтийск.

В 1985 году, когда на маяке Балтийска, ставшем после войны излюбленным местом для киносъёмок, творческая группа «Мосфильма» работала над фильмом по произведению А.Грина «Блистающий мир», москвичи случайно повредили одно штормовое стекло, но его тут же надёжно закрепили и залатали: маячники во все времена — мастера на все руки!


Начальник маяка Валерий Яковлевич БЕЗУГЛОВ знает это не понаслышке. Он — потомственный маячник. С 1962 года проживает на территории этого маячного городка. Безуглов-старший был старшим механиком маяка. С детских лет Валерию Яковлевичу здесь знаком каждый уголок. С нежностью и трепетом относится он к этому зеленому оазису в историческом центре Балтийска и цитирует стихотворение флотского поэта, запавшее в душу:

Под хлопком белых облаков
Я много видел маяков,
То низких, то высоких,
То близких, то далеких.

Их узнавал наверняка
При возвращении в базу,
Но тех, кто там, на маяках,
Не видел я ни разу. А жаль ...

Они меня вели
В синеющие дали,
И, словно весточки с земли,
Мне вспышки посылали.

Для них маяк —
И пост, и дом,
А для меня — светило.
Я с ними лично не знаком,
Но море нас сдружило.

Для Безуглова маяк действительно «и пост, и дом», и жизненное призвание, от которого в молодости он, было дело, попытался уйти. После окончания Ейского рыбопромышленного техникума получил диплом ихтиолога и семь с половиной лет ходил в море на научно-исследовательских судах «Атлантниро», занимался разведкой новых районов для рыбного промысла.


Однако от судьбы не уйдёшь! Маяк снился ему в дальних морских походах и весело подмигивал своим хрустальным глазом: три секунды темноты и девять — света. В 1980 году ихтиолог сделал выбор в пользу династического дела, и с тех пор вот уже 36 лет его жизненным причалом является маяк Балтийский.

Семейственность в любом коллективе не приветствуется, но среди маячников, постоянно несущих круглосуточную вахту, требующую максимального приближения всех специалистов к рабочему месту, — это норма. 

Правда, в 2-этажном жилом доме, построенном для работников маяка, в настоящее время проживают всего три семьи, остальные — на территории города. 

Ведь маяк Балтийский — единственный в своем роде, расположенный в населённом пункте, остальные маяки, находящиеся в ведении района гидрографической службы Балтийской военно-морской базы, отстоят на приличном удалении от городов и весей.

Яркий пример верности семейной профессии — механик Наталья Петровна Гирба. С именем её отца Петра Никитовича Белика связана послевоенная история маяка Балтийский. 

Помнит, как дружно работали и жили на маяке в те далекие годы, как вместе отмечали праздники. Кстати, и её свадьбу тоже, когда юная Ассоль встретила своего капитана Грэя в лице бравого лейтенанта морской пехоты. 

Со временем лейтенант дослужился до полковника. Без малого полвека «молодые» прожили в любви и согласии, вырастили трёх дочек, у них уже шестеро внуков. А трудовая биография механика Н.Гирбы длиною в 35 лет продолжается и поныне.

Не менее интересна и судьба электромеханика маяка Владимира Ивановича СИНЧЕНКО. На Балтийском флоте он проходил срочную службу сроком в четыре года — нынешним военнослужащим по призыву такое представить трудно. Стал отличным артиллеристом, электриком ПУС (приборы управления стрельбой), неоднократно участвовал в призовых стрельбах.


На крейсере «Свердлов» был «дирижёром» левого борта, стрелял по воздушным, надводным и береговым целям. Потом 20 лет прослужил сверхсрочно на крейсерах, эсминцах, кораблях разведки. После увольнения в запас, будучи на рыбалке, случайно забрёл на маяк: потерял поплавок, тут же смастерил новый, решил покрасить его в красный цвет, а где разжиться краской, как не на бело-красном маяке?

Безуглов отнёсся к нему с пониманием, разговорились, и он предложил В.Синченко «универсальную» работу, когда всё приходится делать самому. Ведь маяк, как живое существо: ему постоянно необходимо внимание. Во время дежурства приходится четыре раза за смену подниматься на башню: 126 ступенек вверх и столько же вниз по винтовой лестнице. В 76 лет для Синченко — это не проблема.


В любую погоду обходит свои владения. Говорит, если вроде всё нормально, но душа не на месте — плохое предчувствие. И точно! Неожиданно что-то выходит из строя: то главная лампа перегорит, то питание где-то пропадёт. 

Ведь в большом заведовании у маячников не только башня, но и створные знаки. За десять лет его работы на маяке бывало всякое: однажды кабель «пробило» на передний створный знак. В два часа ночи сработала аварийная сигнализация.

— Перехожу на резервное питание — и снова воет сигнализация. Что делать? Перехожу на основной «огонь», а после этого включаю резервный... — рассказывает Владимир Иванович.

Быстро находить решение сложных технических вопросов — в этом мастерство электромеханика. Вспоминает, как в годы перестройки, когда весь Балтийск на сутки остался без электричества, светился только маяк Балтийский, который в условиях недостаточного материально-технического снабжения всё же удалось перевести на автономное питание.

Одна из главных достопримечательностей города моряков, разменявшая третье столетие, стала символом флотской стойкости. Существует поверье, что маяк Балтийский имеет своих небесных покровителей. Невредимым устоял в годы Великой Отечественной войны в разрушенном Пиллау под яростными бомбёжками и вопреки тому, что при отступлении фашисты планировали его взорвать, заложив в фундамент изрядное количество взрывчатки.


Не пострадала главная городская доминанта, лишь слегка качнулась, и в 2004 году, когда Калининградская область пережила единственное в своей новейшей истории землетрясение. Счастливым стечением обстоятельств это не объяснишь, остаётся верить в то, что и в будущем исполин в бело-красной мантии переживёт любые катаклизмы и будет верой и правдой служить людям и украшать Балтийск до тех пор, пока существует флотский город у моря.

Татьяна Смирнова, «Страж Балтики»

Оригинал опубликован на сайте: https://yaostrov.ru/corps/novosti/item/40720-балтийский-маяк-два-века-на-морской-вахте#ixzz4BEaogvgv


На фото жюри, участники и приглашённые должностные лица на VII Всеармейский конкурс специалистов психологической службы ВС РФ в городе Балтийске. На заднем плане «дедушка» российской маячной службы - Балтийский маяк. Май 2016 г.





Смотритель 200-летнего маяка - о штормах, романтике и войнах
Фото экскурсия по Балтийску

Комментариев нет:

Отправить комментарий