Страницы

четверг, 7 января 2016 г.

Дайджест публикаций блога инклюзивного центра прикладной психологии "АВА- LEND" в декабре 2015 г. Начало

В декабре 2015 года создан и начал работать на платформе Blooger блог инклюзивного центра прикладной психологии "АВА- LEND" (г. Ростов-на-Дону). Модератор блога - кандидат псих. наук Людмила ПЕТКО. В настоящее время блог находится в стадии тестирования. Все свои замечания по оформлению и публикациям на блоге можете оставлять в комментариях или направлять лично модератору блога. Предлагаю всем ознакомиться с первыми публикациями блога.


ЧТО ТАКОЕ АВА -ТЕРАПИЯ. Работа основана на современных методиках и техниках Aba-терапии, которая признана самым эффективным методом для лечения аутизма. Также, данный метод применяется и у детей с различными нарушениями в развитии (ЗПР, ЗПРР, СДВГ). Занимаясь Aba - терапией, наши специалисты используют также и игровую терапию, пользуются методами сенсорной интеграции.

Подробней -  http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/aba.html


ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы. 

У детей с ЗПР отмечаются сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии. Специалисты называют детей с ЗПР " детьми с нереализованными возрастными потенциальными возможностями психического развития, с общей психической незрелостью".

Подробнейhttp://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post.html

33 ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЛКОВАНИЯ РИСУНКА СЕМЬИ

Правило 1. В рисунке семьи случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение.

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

2. Полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

Подробнейhttp://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/1.html


ФУНКЦИОНАЛЬНО - РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Традиционная семья - это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли - жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.

В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но и выполняет роль друга (психотерапевта) по отношению к мужу.

Подробнейhttp://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/1_14.html


ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности.

Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал. По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки. Музыка затихает.


КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять остатки фигурки обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.

Подробнейhttp://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_13.html


ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Рисование другой рукой. Если ребенок правша, то стоит предложить ему в качестве эксперимента порисовать левой рукой (для левшей, наоборот, правой). Во-первых, это задействует новые участки мозга, а, во-вторых – это просто весело!

И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И даже самым великим художникам в жизни нужно и писать, и считать, и думать. Хорошо, когда развито правое полушарие, прекрасно – когда левое, и замечательно – когда оба. И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.


Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать, предложите ребенку пофантазировать. Желательно представить что-то такое, чего он не видел в действительности: сказочное животное или фантастический цветок; свою будущую профессию или даже свое имя. Обсудите с ним цвет, запах, вкус предмета, какой он на ощупь, какие звуки издает. Только после того, как воображение ребенка «разыграется», предложить ему нарисовать воображаемую вещь.

Зеркальное рисование. Берется чистый лист бумаги и два карандаша – по одному в каждую руку. Предложите ребенку рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметричные рисунки (или буквы, если ребенок уже с ними знаком). При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работ всего мозга.

Подробнейhttp://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_73.html


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основой развития творческого воображения ребенка является накопление и обобщение жизненных впечатлений, наличие достаточного эмоционально-чувственного и художественного опыта. Коррекция развития творческого воображения основывается на принципе развивающего обучения, учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка, при котором оно должно вести за собой развитие, ориентируясь на те компоненты способностей, которые еще не сформировались, но должны сформироваться в ходе такого обучения.

Подробнейhttp://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_78.html


СТРЕССОРЫ И ФОРМЫ ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ

По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная «виртуальная» картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой. Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный.

Впервые это явление описал психолог Леон Фестингер, который ввел понятие когнитивного диссонанса - противоречия между двумя реальностями - объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир.

Подробнейhttp://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_14.html


МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ
И ПСИХОКОРРЕКЦИИ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ  СТРЕССОВ

5. Использование позитивных образов (визуализация).

Для того чтобы избавиться от стресса, нужно фиксироваться не на своих отрицательных эмоциях, а на положительных переживаниях, и следует думать не о проблемах, а путях выхода их них. Первый шаг к этому - это создание соответствующей словесной формулы, которая символизировала бы будущую цель. Она может быть выражена одним словом («здоровье», «смелость»), а может быть сформулирована в виде целого предложения («Я очень хочу сдать экзамен на отлично»).

Однако, применяя подобный вербализованный способ достижения цели, мы можем столкнуться с трудностями по пути его реализации. Это связано с тем, что подсознание человека слабо реагирует на словесные формулы и гораздо восприимчивее к чувственным образам, создаваемым в сознании. «Образ скажет больше, чем тысячи слов», - гласит народная мудрость, поэтому для уменьшения стресса нужно научиться создавать убедительные, яркие, мощные, звучащие образы.

Подробней  - http://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_44.html


ЦВЕТОВАЯ ТЕОРИЯ ГЕТЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА И АРТ-ТЕРАПИИ

По Гете важнейших цветов всего два, а именно: желтый, усиливающийся до красного, и синий (голубой), затемняющийся до сине-фиолетового (у Ньютона все спектральные цвета можно считать чистыми и основными). Зеленый цвет есть результат смешения желтого и голубого (у Ньютона это – один из чистых цветов). Пурпурный цвет возникает в результате «усиления» («потенцирования») красного и фиолетового, «высвобождается» при взаимодействии этих двух темных цветов (Ньютон рассматривает пурпур как результат простого смешения красного и фиолетового). 

То есть, основных цветов объективно существует ограниченное количество. «С этими тремя или шестью цветами, которые удобно располагаются в виде круга, единственно и имеет дело элементарное учение о цвете. Все остальные, до бесконечности меняющиеся оттенки относятся уже скорее к прикладной области, относятся к технике художника, маляра и вообще к жизни.»


Фраза «Каждый охотник желает знать…» должна исчезнуть из употребления всякого здравомыслящего человека (как образец отношения к цвету как к бессмысленному набору названий, требующих зазубривания) и быть замененной на динамический образ перетекающих один в другой цветов, как например мы видим на закате голубой цвет неба перерождающийся в зеленоватый и желтый, желтый становится оранжевым, затем оранжевый алеет и превращается в кармин и пурпур. 

В то же время, на востоке, цвет небесной лазури становится сначала темным прусским, затем ультрамарином и уходит в индиго ночи. Так перед нами разворачивается цветовой круг в его естественной последовательности. Свет, освещая мутную среду на фоне темноты – холодеет от голубого до индиго или фиолетового. Свет, просвечивая через мутную среду – теплеет от желтого до кармина.


Штайнер рекомендовал использовать явление адаптации зрительного аппарата при создании здорового окружения для детей различных темпераментов: «Возбудимого ребенка следует растить в окружении красного и красно-желтого цветов, в эти же цвета должна быть окрашена и его одежда, а вокруг апатичного ребенка должны преобладать синий и сине-зеленый цвета».

Подробнейhttp://psiheya61.blogspot.ru/2015/12/blog-post_17.html


Продолжение - http://aleksey-pelevin.blogspot.ru/2016/01/lend-2015_7.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий